Введение в супергероику. Комикс - это не смешно и не для детей комиксов, которые стоит прочитать,если ничего в них не понимаешь

Первое, что можно услышать, начав беседу с человеком о комиксах - это о том, как он читал их в детстве. Как правило, люди сразу делают проекцию - "раз я читал это в детстве, то комиксы - это для детей". Впрочем, это не только стереотип, но и факт, если говорить о комиксах первой половины XX века. Мало того, что комикс зарождался, как равзлечение, поверх этого навалилась ещё и такая штука, как Comics Code Authority.

В начале 50-х годов комиксы активно подвергались нападкам со стороны возмущённых родителей (да, Dexter был не первым явлением, вызвавшим волну негодования в Америке). На тот момент комиксы, продолжая продаваться вместе с газетами, не были обложены цензурой, а отсутствие других способов привлекать аудиторию привело к всплеску насилия и эротики в комиксах. Результатом негодования родителей Америки и стало создание организации Comics Code Authority. Штамп с эмблемой этой организации ставился на те комиксы, что можно было продавать детям.

За неимением возможности публиковать для массового читателя (а визуальное развлечение всё же больше привлекает молодых), многие издатели комиксов настолько снизили "градус", что уровень комиксов действительно был детский. Так комикс вновь стал "чтением" для детей.

Однако со временем ситуация изменилась. Появились отдельные комикс-шопы - магазины, занимающиеся продажей конкретно комиксов - вот как магазин "Хочу!", ставший не так давно целой сетью. Туда приходили либо люди, уже настроенные на чтение комикса. За счет специализации аудитории влияние Кодекса CCA стало уменьшаться. Впрочем, по Кодексу ещё вдарил 1971 год. Тогда почти одновременно были выпущены два комикса, не одобренных Кодексом. Стэн Ли получает заказ от Министерства Здравоохранения на комикс про то, что наркотики это плохо. История появилась в серии Человека-Паука. Сначала в DC Comics было возмущались этим событием, а затем сами выпустили сюжет Snowbirds Don"t Fly, где помощник Зелёной Стрелы, Рой Харпер, подсаживается на кокаин.

Кодекс потихоньку отходил в прошлое, впрочем, Marvel от него отказались уже в новом тысячелетии. Что же до комиксов, то в 1960-х годах на сцену выходит Уилл Айснер, популяризовавший термин "графический роман". И собственно, именно тогда в комиксах начинают появляться серьёзные темы. Например, война во Вьетнаме. Постепенно комикс становится, как и другие виды искусства, зеркалом реальной жизни. Комиксы отоброжали мнение авторов на происходившие события.

Впрочем, и переосмыслявшие "дела минувших дней". В 1986 году начинает выходить графический роман Арта Шпигельмана "Маус". Повествует он о том, как польские евреи проходили через Вторую Мировую войну. Вернее, как они умирали в течение её. Полное название звучит, как "Маус. История выжившего", потому что она, по сути, является отчасти автобиорграфичной. В ней Шпигельман рассказывает историю своего отца. Как вы понимаете, тема геноцида не особо смешная. С этим согласились и критики, наградившие "Маус" Пулитцеровской премией в 1992 году.

Есть ещё два имени, важных для термина "графический роман". А именно - Алан Мур и Фрэнк Миллер. Первый - автор "Хранителей", "Из Ада", "Лиги выдающихся джентельменов", "В значит Вендетта" и других. Выдающийся сценарист комиксов и замечательный человек, мечтающий о том, чтобы некоторые люди из DC Comics сгорели в адским пламенем. Потому что за свои выдающиеся работы Мур получил значительно меньше, чем заслуживал, к тому же DC по сути, отобрали у него права на экранизации. За все те фильмы, которые вышли по его комиксам - собственно, перечисленные выше - Мур не получил денег, да и к их производству не относится никоим боком. Собственно, он их поливал грязью, пока было желание, а с фильмом Зака Снайдера так и не ознакомился. Что жаль, потому что в кои-то веки получилось круто и максимально возможно близко к оригиналу.

Фрэнк Миллер сейчас наиболее известен за "Город грехов" - экранизация не последняя тому причина. Однако Миллер крут не только этим. Его прорывом стало руководство над серией "Daredevil", да и после Миллер несколько раз возвращался к работе над "Сорвиголовой", каждый раз успешно. А ещё из его же рук вышли "300", знаменитые за счет экранизации с Батлером (Это Спарта!). Ещё Миллер ивестен своими работами над Бэтменом - "Бэтмен: Год первый", "Возвращение Тёмного Рыцаря", "Всезвёздный Бэтмен и Робин Чудо-мальчик". Отличительная черта Фрэнка в том, что он проробатывает атмосферу и персонажей, добавляя столь необходимых деталей. Его Бэтмен - суровый умный мужик без страха и упрёка. Немного выскочка, поскольку реально умней своих коллек по плащу.

Конечно, я не упомянул ещё Нила Геймана, Гранта Моррисона и ещё десяток имён, которые стоят упоминания. Суть в том, что все эти люди, казалось бы, проделали огромную работу. Комиксы, выходящие из их рук - не раз и не два получали разные престижные премии.

И всё же, люди по большей части игнорируют всё это. Отчего это происходит? Ах ну да, "Бэтмен навсегда" Шумахера... Ситуация в том, что большинству людей куда проще и понятней фильмы. Это означает экранизации комиксов. А они, увы и ах, далеко не всегда так уж хороши. А плохие экранизации означают отсутствие интереса к первоисточнику. Посмотрев экранизации 2000-х годов - Халк, трилогия про Людей Икс, Возвращение Супермена. Даже сериалы вроде "Тайн Смолвиля" сложно назвать так уж популярными - точно не в России. К слову, о ней.

Как известно, до нашей страны очень много доходит значительно дольше - технологии и фильмы не в последнюю очередь. Ребята с сайта SpiderMedia.ru, к примеру, окрестили наше время - Серебряным веком комиксов. Мол, именно сейчас, на волне "Мстителей", "Тёмного рыцаря" и "Стражей Галактики", как раз попрут комиксы. Собственно, они уже попёрли - тот же "Хочу" как раз вот только только развернулся в несколько городов.

А как вы вообще относитесь к комиксам? Читаете или нет? Если да, то

Наша комикс-индустрия выросла настолько, что на русском регулярно выходят не только супергеройские истории Marvel или DC, но и графические романы для гурманов-ценителей. В этом году большинство самых интересных комиксов - это BD, стимпанк, сказки и космическая опера.

Метабароны

Комикс года

Брутальная космоопера, стоящая в одном ряду с «Дюной» и Warhammer. Сага о нескольких поколениях воинственного клана метабаронов, полная крови, шекспировских страстей и неоднозначных антигероев. Мечи сверкают, киборги скрипят протезами, герои гибнут и калечатся во имя чести и семьи, а роботы-рассказчики искрят от избытка высоких чувств.

Творец этой вселенной, мистик и сюрреалист , наплевал на все табу по части насилия, секса и принципов построения сюжета. А художник Хуан Хименес превратил его буйные фантазии в детальные, совсем не «комиксные» рисунки.


Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа


Математико-исторические приключения великого изобретателя Чарльза Бэббиджа и гениальной дочки Байрона Ады Лавлейс в параллельной стимпанк-реальности. Альтернативная история, кажется, ещё не обращалась с настоящей так бережно. Автор Сидни Падуа проделала огромную исследовательскую работу и нарисовала комикс о двух опередивших время ученых, полуфантастической Разностной машине и самой Математике.

Безусловно, «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» увлекут не каждого. Но прежде всего это интересный интеллектуальный и графический эксперимент, в котором приятно и познавательно принять участие. Даже если вы бесконечно далеки от сложных вычислений, математических теорий и биографических очерков о викторианских ученых.


Валериан

Самая долгожданная новинка года: до России наконец добралась классика BD аж из 1960-х и 1970-х. Всего-то и понадобилось, чтобы !

В наши дни, когда комиксы стали взрослыми и суперсерьёзными, «Валериан» смотрится поразительно добрым и наивным. Его ближайший аналог даже не « », а « ». Только Алиса выросла и стала рыжей чаровницей Лорелин, а Пашка Гераскин - бравым космонавтом Валерианом, не утратившим мальчишеской бесшабашности. А вокруг них - пёстрые инопланетные цивилизации, сотни диковинных созданий и сложные конфликты, которые не всегда решаются победой над злом…

Только учтите: первые выпуски «Валериана» - совсем детские, и рисунок в них куда слабее, чем в поздних. Если вы не настроены ностальгировать по детству, начните со второго тома.

Мышиная гвардия

По задумке этот комикс напоминает цикл «Рэдволл», только более взрослый и серьёзный. Дэвид Питерсон придумал и изобразил удивительный мир, в котором обитают разумные мыши. Их цивилизация напоминает наши Средние века. Грызуны живут в укреплённых городах, которые охраняет Мышиная гвардия. Благородные мыши поклялись защищать собратьев и бороться с опасностями вроде гигантских змей и бандитов на дорогах.

Сюжет первого тома немного простоват, но при этом действие выписано очень динамично. А детальный рисунок придаёт «Мышиной гвардии» уникальный стиль. Если вы любите приключенческое фэнтези, в котором есть место храбрости и чести, но привычный антураж вам наскучил, обязательно обратите внимание на этот комикс.


Джессика Джонс. Элиас

Брайан Майкл Бендис - сценарист многогранный, но в России известен прежде всего по классическим супергеройским комиксам в духе голливудских блокбастеров. Большинство его работ, выходивших у нас, насыщены событиями, экшеном, героями, но не глубиной или оригинальностью. Достаточно вспомнить «День М», «Секретную войну» или «Мстителей против Людей Икс».

Но Бендис способен и на куда более смелые и неординарные работы. Доказательство тому - серия «Джессика Джонс», послужившая основой для . Взрослый, смелый и необычный комикс рассказывает о девушке, которая некогда была второразрядным супергероем, а теперь переквалифицировалась в частного детектива. Джессика сталкивается с приземлёнными проблемами, которые ускользают от внимания её более известных коллег вроде Капитана Америки или Железного человека.


Injustice. Год первый


Обычно комиксы по играм служат необязательными приложениями к первоисточнику и не обладают ни самостоятельной ценностью, ни выдающимися сюжетами. Как ни удивительно, редким исключением из этого правила оказалась предыстория .

Сюжет в игре, по сути, служил лишь поводом для разборок героев и злодеев из вселенной DC Comics. Комикс же - великолепная история о том, как Супермен встал на путь тирании, что повлекло за собой раскол в рядах былых товарищей. По драматизму, накалу страстей и проработке персонажей комикс Injustice не уступает, а порой даже превосходит магистральные серии DC Comics и вполне достоин стоять в одном ряду с культовой « » от Marvel.


Звёздный замок 1869


К счастью, прошли времена, когда с французскими BD-комиксами приходилось знакомиться или в оригинале, или по любительским переводам в интернете. «Звёздный замок 1869» - потрясающей красоты акварельный роман художника Алекса Алиса. Это не только произведение искусства, но и проработанное стимпанк-приключение, что для жанра не слишком типично.

Кроме того, история про альтернативный XIX век, отважных эфиронавтов и летающие корабли - реверанс в сторону произведений и хороший пример качественной юношеской фантастики. Русское издание получило роскошную тисненую обложку и насчитывает уже два тома - не за горами и следующая часть.


Единорог


Никаких волшебных пони в этом BD нет. Это жёсткое мистическое фэнтези, пропитанное духом астрологии, алхимии и гностицизма. На дворе 1565 год, в Европе бушуют религиозные войны, лютует инквизиция. Только в этой версии Земли существуют ещё и примордиалы - древние чудовища. Орден учёных-асклепиадов пытается разгадать их тайну, связанную с загадкой физиологии самого человека. А за героями охотится враг, которому их открытия поперёк горла…

Знатоков истории порадует (или шокирует), как лихо авторы жонглируют именами мудрецов эпохи Возрождения. Среди действующих лиц появляются не только банальные Нострадамус и Парацельс, но и, скажем, Амбруаз Паре, Конрад Геснер и Фракасторо.


Дядюшка Скрудж


Все мы в детстве засматривались приключениями Скруджа Макдака и его племянников и подпевали в воскресенье у телевизора: «Утки! У-у-у!» И даже не подозревали, что знаменитого селезня-миллиардера создал американский комиксист Карл Баркс в 1950-х годах.

«Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок» - сборник его ранних работ. Благодаря этому комиксу у российских читателей появился шанс познакомиться с истоками «Утиных историй» и побольше узнать об увлекательном прошлом дядюшки Скруджа. Настоящая классика комикса в очень добротном издании с комментариями самого Баркса растопит сердца родившихся и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е.


The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.