Тактика игры на тт. Тактика игры на тяжелых танках

Предлагаю вашему вниманию обзор среднего советского танка Т-54 , присланный одним из игроков WOT. Процесс игры на этом танке доставляет массу удовольствия и фана. из этого обзора вы узнаете немного истории танка, различные тактики ведения боя, а так же советы по пробитию этого танка.

Историческая справка по Т-54.

Для начала немного исторической информации по боевой единице. Советский средний танк, который приняли на вооружение в 1946 году, подвергался постоянным модернизациям и выпускался до 1958 года, когда была выпущена модификация Т-55, основной целю которой, было дать возможность использование танка в условиях военных действий с применением ядерного оружия. Производство продолжалось до 1979 года, а всего выпущено более 100 тыс. единиц, с таким количеством выпущенных машин он стал лидером за всю историю танкостроения.


Технические характеристики танка Т-54 в игре.

Ну, хватит об истории, вернемся к игре. Скоростной, маневренный с высоким темпом стрельбы, получивший у игроков прозвище «таракан». Кстати, прозвище подобрано очень удачно, он чем-то напоминает это насекомое, как своей общей формой, так и при движении, чем-то напоминает этого жука. А когда двигается сразу несколько т-54 вместе и они начинают петлять по местности, то в еще большей мере складывается впечатление, что какие-то жуки быстро ползут по земле.

Давайте посмотрим таблицу характеристики танков IX уровня всех наций для сравнения.

Зеленый, светло-зеленый, оранжевый и красный - от лучшего к худшему.

Характеристика/Танк

Т-54

E-50

M-46 Patton

BatChat t25

Прочность

1650

1650

1600

1600

Масса (т)

35,99/39,8

60,68/64

41,07/41,2

24,5/24,6

Мощность двигателя (л.с .)

Максимальная скорость (км/ч)

Скорость поворота (град/сек )

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

120/80/45

120/80/80

102/76/51

60/40/30

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)

200/160/65

120/60/60

102/76/76

50/30/15

Урон базовым снарядом

240-400

101-169

180-300

180-300

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

164-274

104-173

120-200

128-213

Скорострельность орудия (выстр /мин )

15,38

9,01

Скорость поворота башни (град/сек )

Обзор (м)

Дальность связи (м)

Как можем увидеть, единственными показателями, в которых уступает Т-54 одноклассникам, это скорость, хотя разница практически незаметна и масса, легче только недавно появившийся французский танк, который пока редко встречается, что он из себя представляет, я пока не знаю. Заметно ниже, скорострельность пушки у нашего «таракана», которая компенсируется огневой мощью и пробиваемостью.

Даже не играя, с помощью только таблицы, можно сделать вывод, что главным преимуществом т-54 является его маневренность, которая выражается в скорости поворота самого танка, так и в очень высокой скорости поворота башни, по сравнению с конкурентами.

Тактика игры на Т-54.

Есть много различных вариантов игры на таком танке, как т-54, в зависимости от карты, текущей ситуации в раунде и ваших личных предпочтений.
С появлением более «крутых светляков» в игре, как т-50, т-50-2, vk2801, а позднее и франзцузских легких танков, острая необходимость в «засвете» и уничтожении арты уже отпала.

Если вы один в своем классе в команде, возможно, лучшим решением будет подождать возле базы, пока тяжи завязнут в бою на флангах, а потом незаметно, тихонечко прокрасться на вражескую базу и «решить вопрос» по поводу арты.

Как правило, роль ст(средних танков) занять ключевые позиции, задержав вражеские тяжи (тт,тяжелые танки), до подхода своих. Обычно это холмы на картах, где один «таракан» при грамотной игре может застопорить продвижение 3-5 вражеских тяжей, за счет скорости, прибыв на нужное место первым, не дав им занять выгодную позицию. После подхода тяжей, можно уже ориентироваться по ситуации, возможно, лучше сменить фланг и «навести там шороху». Или прикинув по карте, где и как расположены основные вражеские единицы, сделать попытку пробраться на вражескую базу и нейтрализовать «арту» врага. Можно выбрать момент перезарядки у тяжей противника и прорваться им за спину, пока они полчаса будут поворачивать свои башни за вами, вы можете спокойно скрыться, в тоже время дав возможность сделать несколько залпов безнаказанно, своим тт по врагу.

При встрече с противником 1 на 1. Стандартные варианты поведения.

Если это «ПТха», притираемся сбоку, где и держимся, уничтожая выстрелами в бок, взбешенного противника, кто играл ПТхой, знает, как это выводит, когда тебя расстреливают, а ты ничего не можешь сделать. При возможности сделать выстрел первым, чтобы избежать попаданий по себе, сбейте «гуслю» (гусеницу) ПТ, а уже затем притирайтесь со стороны, противоположной направлению ее ствола. Если попадания не избежать, то топовость танка т-54 позволяет ему безопасно для себя выдержать выстрел любой ПТ, хоть то объект-704 или Яга или т-95. Получаем «плюху», пока ПТ перезаряжается, подпираем ее сбоку, а дальше по схеме.

С тяжами работает схема «кружения». Стараемся маневрировать так, чтобы тяж не мог произвести прицельный выстрел, кружимся вокруг него, резко меняем направление движения. Если двигаться параллельно тяжу, то выбирайте момент, когда его ствол вас догоняет и меняйте направление движения на противоположное, срабатывает в большинстве случаев, он или начинает поворачивать башню обратно или делает «нервный» выстрел в пустоту, где только что был ваш танк. Стрелять стандартно, в бок или в зад и корпуса и башни.

Самая интересная дуэль может получиться с Маусом, если притереться к нему сбоку, он может стрелять только по верхней части башни, где у нас 200мм отличной брони, которую он пробить не может. А мы пробиваем его раз в 3-4 выстрела. Такое случается редко, например, мне удавалось такое провернуть 2 раза, но это весело, самый мощный танк в игре, проигрывает «таракану».

А в общем рекомендации стандартные, стараемся подставлять только лоб, а еще лучше башню, причем не ровно перпендикулярно, а под маленьким углом, тогда вероятность, что выстрел противника срикошетит, увеличивается в разы. Нас нормально начинают пробивать тяжи от ИС-3, КТ (Tiger II, Королевский Тигр), до этого уровня особых хлопот никто доставить не может. Чтобы проводить бои максимально эффективно, всегда помните о том, что главное преимущество т-54 в его скорости и маневренности, чем и нужно пользоваться в первую очередь.

Прибыльность танка Т-54.

Получить прибыль на этом танке проблематично даже в случае победы, поскольку ремонт достигает 18 тысяч серебра, а каждый выстрел стоит ББ снарядом 1230 серебра, фугасом 1170. При самом удачном раскладе несколько тысяч серебра, основная масса средств уходит на пополнение боекомплекта.

Зоны пробития Т-54.



В World of Tanks довольно легко достигнуть среднего уровня (условно говоря, 51-52% побед), но вот стать настоящим мастером (с процентом побед больше 60) действительно сложно. Связано это с тем, что изучить основы игры World of Tanks довольно легко: ищи укрытие, стреляй в корму и борта противника, сам подставляй лоб, а лучше показывай только маску орудия и т.д. Но это все основы, тонкости же игры не так очевидны.

В этой небольшой статье мы укажем на несколько особенностей игры на средних танках, которые позволят вам достичь высокого уровня мастерства на этой технике. Для начала следует понять, что играть на средних танках совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Связано это с тем, что они обладает средними характеристиками: средней броней, средней скоростью и динамикой, средними показателями пробития и урона. Казалось бы, это делает средние танки универсальными машинами, что должно только упрощать игру. Но в реальности это приводит к тому, что неопытные игроки начинают использовать средние танки в неподходящей для них роли.

Во-первых, это попытка играть на них, как на тяжелых танках. Многие тяжелые танки, находясь в топе, способны даже в одиночку продавить направление, пока к ним не зайдут с тыла и фланга или по ним не начнет работать САУ. Попытка использовать средний танк в такой манере заканчивается закономерной быстрой отправкой в ангар: даже в лоб большинство средних танков довольно легко пробиваются противниками того же уровня. Во-вторых, это попытка использовать средние танки в качестве легких, то есть работать активно светом, устраивать неожиданные рейды на базу противника с подсвечиванием и уничтожением САУ и т.д.

Это тоже не заканчивается ничем хорошим: средним танкам не хватает скорости и динамики, так что в открытом поле их быстро уничтожают противники даже с не очень скорострельными и точными орудиями. О стоянии в кустиках и стрельбе по чужому свету мы даже говорить не будем, так как это даже не тактика ПТ-САУ (им тоже следует активно двигаться и менять позицию), а бесполезных для команды игроков, которые делают за бой не больше пару результативных выстрелов. Характеристики у средних танков можно даже назвать посредственными, что делает для неопытных игроков игру на них иногда просто мукой. Если на низких уровнях это не особо ощущается, то, например, средние танки седьмого уровня сильно проигрывают на фоне тяжелых танков того же уровня. Например, Т-43 обладает картонной броней, посредственной пушкой с Т-34-85 и не очень выдающейся динамикой. Немецкая Пантера – буквально здоровенный сарай, который легко пробивается в лоб даже танками пятого уровня, а пушка обладает низким разовым уроном, хотя и хорошей точностью и бронепробиваемостью.

Отсюда следует главное правило средних танков: в одиночку вы мало что можете. Если тяжелые танки способны сдерживать целый фланг в одиночку, легкие танки подсвечивают врагов тоже в одиночку, то вас противники легко отправят в ангар, и вы не принесете никакой пользы команде, а себя лишите опыта и серебра. Поэтому действовать всегда нужно в группе. В рандоме довольно сложно говорить, конечно, о слаженной игре и даже командном взаимодействии, но попытаться стоит. В 30 секунд перед боем предложите союзному среднему танку поехать вместе или хотя бы дайте команду «За мной!». В конце концов, можно просто поехать с группой средних танков. Очевидно, что игра во взводе будет оптимальным выбором. Далее, вы выгодно отличаетесь от тяжелых танков динамикой, это позволяет вам не просто стоять за укрытием и стрелять по противнику, который развернут к вам лбом, но и обходить его с фланга или даже с тыла. Вернее, обход с фланга или даже с тыла должен быть главной вашей задачей во время столкновения с противником. И вот здесь как раз проявляется сложность игры на средних танках: довольно часто неизвестно ни точное количество противников на данном направлении, ни их расположение. Нужно действовать быстро и решительно, не подставляться под выстрел. Нет гарантии, что в попытке обойти с фланга вы не угодите под перекрестный огонь. Здесь незаменимым будет опыт и умение быстро оценивать ситуацию.

Можно попросить союзного легкого танка «посветить» на данном участке, но легкий танк может уже умереть или не откликнуться на вашу просьбу, так что здесь надежды мало. Еще одной тактикой является ведение огня из-за спин бронированных союзников, но от нее не очень много пользы: все-таки орудия средних танков не позволяют эффективно пробивать вражеские тяжелые танки в лоб. Если вы прикрываете несколько тяжелых танков, то не надо толпиться сзади них, мешать им или, тем более, подпирать. Намного результативнее будет тактика захода с фланга или тыла. Далее, посредственная динамики не позволяет вам безнаказанно носиться по полю боя, но вы можете менять фланг за приемлемый отрезок времени. Средние танки не отличаются большой огневой мощью, но их преимуществом является мобильность, способность быть там, где нужна поддержка. Поэтому стоять вы должны крайне мало. Помните, что по статистике опытные и результативные игроки проходят расстояние за бой примерно в два раза больше, чем плохие игроки с низким процентом побед. Если вы не можете наносить урон, меняйте позицию, старайтесь зайти во фланг.

Если противник вас заметил, обратил внимание, развернул на вас орудие, то не надо стоять вечно за укрытием – уходите, маневрируйте, меняйте позицию. Защитой среднего танка является не крепкая броня, а его подвижность. Итак, подведем итоги. Средний танк, в целом, не является универсальной машиной, на которой можно применять тактики других классов танков. Он является, прежде всего, танком поддержки, наиболее результативной тактикой является обход с фланга, но она опасна тем, что вы можете вылететь на затаившегося противника и быстро отправиться в ангар. На среднем танке нужно постоянно двигаться, менять позицию, это сделает вашу игру намного более результативной.

Каждый класс техники в игре World of Tanks имеет свою специализацию. Легкие танки – это разведчики, артиллерия выполняет функцию поддержки, ПТ САУ идеальны в обороне и удерживании направления, а средние танки , а в том числе и А-44 являются универсалами. Однако главную роль в любом бою, вне всякого сомнения, играют тяжелые танки - тт в World of Tanks , или как их еще называют – тяжи. И сегодня у нас гайд по ТТ .

Лучшие ТТ для танкования

Обладая самым мощным вооружением и броней, машины подобного класса способны продавить стратегически важное направление на карте и решить исход боя. Однако за подобное приходится расплачиваться сильной зависимостью от команды – без флангового прикрытия или грамотной артподдержки тяжи станут легкой добычей. Плюс «сербоголда», которая позволяет пробивать большинство машин в игре. Как показывает практика, в настоящее время «от брони» могут играть всего несколько машин. Легендарные советские ИС-7 и СТ-1 (последний обладает несокрушимой башней) плюс немецкий «тапок», который в скором времени заменят прототипом «Мауса». Рекомендуем ознакомиться с нашей статьёй как танковать бортом правильно. Это самая важная часть в гайде по ТТ . Для успешной игры вы должны осознавать, как это делается правильно.

Сравнение ТТ-10 какой лучше?

Стоит также упомянуть барабанные тяжелые танки в World of Tanks – они имеют бронирование на уровне средних, но благодаря механизму зарядки и прекрасной динамике способны выдавать огромное количество урона. Игра на машинах подобного типа напоминает игру на средних танках, так что «тяжами» их можно назвать только по классу. И напоследок видео по самому популярному барабанному ТТ в wot - T57 Heavy .

Описание:

Гайд по Т29 - Тактика игры / преимущества и недостатки

Всем привет уважаемые игроки, сегодня расскажу вам о американском тяжёлом танке Т29.

Для начала давайте посмотрим на него:

На сколько мы знаем, что большинство американских танков имеет хорошо бронированную башню и слабоватый корпус. Так вот Т29 является как раз таким представителем: имеет довольно слабую переднюю броню и очень бронированную башню, но она имеет свои уязвимые точки. Эти характеристики говорят нам, что отлично получится танковать от башни, но не нужно увлекаться. О танковании корпусом и башней расскажу немного позже.

Итак, что же мы имеем?

Ну, во первых начнем разбирать орудие. Орудие Т29 просто отличное! Хорошая альфа в 320 единиц прочности, прекрасное бронепробитие в 198 мм, отличная скорострельность и ДПМ танка. Но вот сведение и точность оставляют желать лучшего, но все это компенсируется снаряжением и экипажем танка. Теперь посмотрим броню. Как говорилось в начале ВЛД у нас слабое и на него рассчитывать не стоит, оно сможет спасать только от 5-6 уровней. Так что в открытом поле не стоим. С подвижностью у нас немного лучше: достаточно большая максимальная скорость как для тт, которую мы быстро набираем, но скорость поворота ужасная, что бы повернутся на месте понадобится не мало времени. Теперь посмотрим все немного подробней и в цифрах, для начала ТТХ:

Модули.

  1. 90мм орудие, это орудие, должно быть открыто с М6, дальше откроем лучшее;
  2. Топ-ходовая;
  3. Топ - 105мм орудие;
  4. Топ- башня;
  5. Топ- радиостанция (в два раза больше связь);
  6. Двигатель, который можно открыть с м6;
  7. Топ двигатель (видим большие изменения изменения).

Тактика ведения боя.

  1. Т29 играет против ЛТ легко, не нужно ничего придумывать. Зная, что уровень светляков на нашем уровне не выше 7 уровня, т.к. начиная, с 8-ого уровня лт будут легко нас пробивать, Т29 спокойно будет их разбирать, но если они уйдут, то смогут зайти нам в корму, да и по скорости мы их не догоним. Поэтому когда видим лт у которых быстрое КД или даже барабан или лт у которых бронепробитие выше 170+ лучше не лезть. Это такие танки как: Т71, АМХ 13 75, WZ-131, M41 Bulldog; лучше не лезьте на него, потому что он может вас закрутить, а атакуйте с больших дистанций.
  2. Против СТ тоже воевать вполне легко и возможно: мы имеем больше прочности, большую альфу, лучший ДПМ чем у некоторых – не оставят шансов Т-43, Т20, КВ-13, VK 30.02 D, Comet. Но знайте, главное правило не допустить, что бы они заехали вам в корму или борт. Если это все же произошло, то вам осталось не долго, т.к. картонные борта очень хорошо принимают урон и сильно критуются внутренние модули, такие как двигатель или боеукладка.
  3. Бороться с ТТ уже тяжелее. Вот тут и пригодится наша тактика танкования башней. Сейчас,и расскажу вам о ней. Главное правило, найти неровность на карте, где будет видна наша башня, а корпус будет спрятан. И атакуйте врага, но не стоит забывать про люк, который у нас на башне. Орудия с средним на уровне пробитием будут туда пробивать, а с пробитием достаточно только попасть в крышу башни. Что бы уберечь свой люк нужно после каждого выстрела поднимать свое орудие так, что бы закрывать люк пушкой и ждать пока противник не выстрелит в него. Вы спросите зачем это? За тем, что вы закрываете люк своим орудием, и враг его не видит. Таким образом, он будет стрелять в него, а там пушка, появляется возможность что противник попадет в пушку или вовсе не попадет по нам.
  4. Против ПТ, воевать немного легче, но применяем ту же тактику что и против тт, так как у ПТ прочности меньше и мы разберем их по ДПМу. Так же, если нет укрытий для танкования башней, можем сбить гуслю и заехать в борт или корму противника, а дальше уже спокойно расстреливать, он не успеет повернутся.
  5. Против арты тут уже ничего не поделаешь. Выезжать один на один в перед к арте не стоит, т.к. один выстрел может убить нас или нанести кучу урона с критами. Лучше всего стать аккуратно за дом, выкатится убить арту и спрятаться назад. Но обязательно научитесь это делать, подставите борт слишком сильно - получите урон, слишком слабо - противник просто не будет по вас стрелять. Как правильно танковать бортом?

Картинка вам все объяснит:

Под таким большим углом не стоит выезжать, ведь если противник выстрелит вам в гуслю, то нанесет урон. Нужно делать угол наклона бортовой брони немного меньше.

Плюсы и минусы T29.

Плюсы: прекрасное орудие с отличной альфой, идеальная для танкования башня и большой обзор, как для тт достаточная мобильность.

Минусы: плохая поворотливость и частые пробития в ВЛД от арт и пт, слабое бронирование корпуса и кормы.

Дополнительные модули.

Орудийные досылатель – перезарядка орудия будет быстрее, это поможет убить противника быстрее и спастись от смерти

Стабилизатор вертикальной наводки – после каждого поворота башни или движения разброс орудия будет значительно меньше.

Усиленные приводы наводки – время сведения орудия будет меньше, что так же сможет спасти нам жизнь в бою

*Улучшенная вентиляция – если хоть один из модулей вам не подходит, то можете спокойно поставить вентиляцию, которая добавит 5% умения экипажа.

Итог.

Не буду говорить для чего танк лучше подходит, но скажу что Т29 - универсальный танк, который подходит для всего. Отличная башня и прекрасная пушка для дефа: неплохая мобильность и ДПМ – для раша!

Т29 лучший ТТ 7-го уровня и даже спорить не стоит. Перейти к Т32 будет приятно. Т29 поднимет вам процент побед, КПД и личный рейтинг. И продавать вам не захочется его, ведь на своем уровне он нагибает и приносит кучу фана.

И альтернативный вариант обучения по танку - видео:

Приятного просмотра!

Начинающие игроки в World of Tanks, впервые столкнувшиеся с тяжелым танком, испытывают небольшой шок. Только что все было хорошо и просто — маленькие танки «песочницы» радостно и бездумно уничтожали друг друга... и тут вдруг на тебя прет огромная неуязвимая махина, способная убить одним выстрелом. Да можно ли вообще победить такое ?

Понимание, как нужно действовать, приходит позже, но впечатление от первой встречи остается и часто меняет приоритеты развития для многих игроков. Лишь дойдя до первых «тяжей», они понимают, что жизнь у тяжелых танков тоже не сахар, а чтобы реализовать их преимущества, нужная особая тактика.

Базовые принципы

Тяжелые танки — самые мощные боевые машины в игре. Они не могут похвастаться подвижностью и тактической гибкостью, присущей средним машинам, но именно действия тяжелых танков чаще всего формируют тактический рисунок игры. Задача такого танка — пользуясь преимуществами брони, живучести и огневой мощи, прорвать оборону противника. После этого менее защищенные машины устремятся в прорыв, уничтожая артиллерию и обходя врага с тыла и с флангов.

Даже если броня крепка, встреча сразу с несколькими противниками вряд ли закончится хорошо.

В обороне тяжелый танк не дает машинам врага свободно действовать на своем участке — попробовать проскочить мимо него себе дороже, а уничтожить умелый «тяж» непросто. Но учтите — оставшись наедине с несколькими пусть даже более легкими и менее совершенными машинами противника, ваш «тяж» может превратиться из хищника в жертву.

Поэтому первое правило хорошего «тяжа» — как бы хорошо ни был защищен ваш танк, не стоит играть в героя-одиночку. Обнаружив, что вы единственный, кто собирается прикрывать важное направление, не стесняйтесь требовать помощи.

Также не стоит, подобно многим начинающим «тяжеводам», идти на вражеские позиции бездумно и напролом, полагаясь исключительно на мощь брони. Броня не отменяет и не заменяет тактику, а перекрестный обстрел, концентрация огня и поддержка артиллерии легко выведут из строя любой танк, возомнивший себя непробиваемым.

Излишняя осторожность, впрочем, тяжелые машины тоже не красит. Тяжелый танк, сидящий в кустах, пока ПТ-САУ едет в атаку, — зрелище частое, но от этого не менее позорное, а «тяж», остающийся в начале боя на базе, иначе как балластом для команды назвать нельзя. Эта пришедшая из «песочницы», с позволения сказать, «тактика» изредка может принести успех, но не команде, а конкретному игроку. Перед тем как погибнуть под перекрестным огнем и обстрелом артиллерии, отважный засадный КВ (именно они почему-то болеют этим чаще всех, с ростом в уровне проходит...) успеет подорвать пару поврежденных машин и ощутить себя героем. А ведь когда судьба команды решалась на передовой, товарищам могло просто не хватать брони и огневой мощи.

Укрытия и маскировка

Мимо тяжелого танка в обороне ничто не проскочит!

Большую часть времени боя тяжелый танк находится в плотном контакте с противником, а значит, его местонахождение врагу известно. Чтобы большая и не слишком маневренная машина не стала легкой добычей артиллерии, нужно использовать укрытия на местности — здания, каменные валуны, холмы, горы, то есть все, что блокирует линию огня и делает прицельную артиллерийскую стрельбу невозможной. Осторожный тяжелый танк наступает от одного укрытия к другому, чтобы при встрече с противником иметь надежную позицию.

В бою, отступив за укрытие, «тяж» получает время на перезарядку и полевой ремонт поврежденных модулей. Он сможет дождаться артиллерийской поддержки или подхода подмоги, находясь в относительной безопасности. Поэтому равнина — худший из возможных ландшафтов для наступления, а город — лучший. Ведь в уличном бою любое здание — готовое укрытие. Пехоты в игре нет, и никто не готовит сюрприз вроде выстрела базуки/панцершрека из подворотни или вязанки гранат из окна, зато узкие улочки и высокие здания усложняют работу артиллерии и не дают средним машинам обойти «тяж» с фланга. Впрочем, не стоит недооценивать вражескую артиллерию! Всегда обращайте внимание на вражеские трассеры, чтобы примерно вычислить положение артиллеристов и занимать позицию соответственно.

Бедный Лео вряд ли даже успел понять, что происходит.

Частая ошибка в позиционном бою — выход из-за укрытия под прямым углом к предполагаемой линии огня. Многие игроки высовываются из-за укрытия по самой короткой траектории, подставляя врагу борт и просто развернув в его сторону башню. Такой способ дает выигрыш в скорости, но даже на машинах с равномерным бронированием борт более уязвим (у боковых бронеплит нет сколь-нибудь заметного наклона), пробитие в борт имеет больше шансов повредить какой-нибудь модуль, а сбить гусеницу выстрелом сбоку намного проще.

Высокая вероятность полной потери подвижности под вражеским огнем нивелирует все преимущества в скорости «перпендикулярного» способа покидать укрытие.

Лучше потратить чуть больше времени и выходить на простреливаемый участок лобовой броней вперед — так, чтобы принять вражеский огонь на наиболее защищенный участок. К тому же при таком раскладе, даже потеряв гусеницу, танк не останется совсем уж беззащитным.

На хорошо простреливаемой карте без особых укрытий тяжелые танки прибегают к маскировке по тем же правилам, что и ПТ-САУ. Однако стоит учитывать, что обнаружить тяжелый танк легче, поэтому по возможности меняйте позицию после выстрела или прохода вражеского разведчика.

Оборудование и экипаж

Корпуса подбитых товарищей — неплохое укрытие от прямого огня.

Тяжелый танк принимает на себя бóльшую часть урона, наносимого вражеской командой, и ведет бой на ближних и средних дистанциях, где счет идет на доли секунды. Поэтому из оборудования он в первую очередь нуждается в средствах повышения плотности огня, усилении ключевых узлов и ускорении ремонта. В принципе, этим все и сказано — орудийный досылатель, мокрая боеукладка (увы, усилить прочность орудия нельзя) и ящик с инструментами — вот наш выбор. Экипажу стоит развивать в первую очередь ремонт, а во вторую — пожаротушение. Когда ремонт будет хорошо развит (этак в районе 80%), можно заменить ящик на что-нибудь другое, например, на вентиляцию или приборы для улучшения наводки.

На заметку: поврежденным модуль считается, когда его очки здоровья падают до 50%, выведенным из строя — когда нанесенный урон равен или превышает 100% его прочности. Полевой ремонт из такого состояния возвращает модулю 50% прочности.

Маскировочная сеть тяжелым машинам вряд ли пригодится — чем крупнее танк, тем труднее его замаскировать, и прибавка к незаметности будет тут очень невелика. Набор расходников для тяжелого танка вполне стандартен — аптечка, ремкомплект, огнетушитель. Огнетушитель старайтесь ставить автоматический, он не только с большей вероятностью тушит пожар, но и понижает вероятность его возникновения, что для тяжелых машин очень важно.

Противоосколочный подбой

От взрывов рядом с танком подбой тоже защищает, но выигрыш и тут будет копеечный.

Противоосколочный подбой — один из самых спорных модулей в игре. Многие игроки очень его хвалят и всячески рекомендуют к установке. +15% к абсорбции повреждения от взрывов и таранов — это звучит действительно здорово. Но давайте разберемся, как оно на самом деле.

Механизм работы осколочно-фугасных снарядов в игре таков: если снаряд попал, но не пробил броню, урон от него делится на два и отнимается от очков жизни танка, теряя перед этим 1,3 очка урона на каждый миллиметр брони пораженного участка машины. Подбой усиливает абсорбцию повреждений именно на этом уровне, повышая ее где-то до 1,5 очков жизни на каждый миллиметр брони. Таким образом, нетрудно посчитать, что выигрыш от подбоя составит 20 очков жизни на 100 мм брони. Средний урон артиллерийского орудия Б-4 (СУ-14, С-51) составляет 1850 очков. Учтите к тому же, что подбой много весит и занимает ячейку, которую можно было бы использовать для чего-нибудь другого.

Советские тяжелые машины лучше всего сбалансированы. Если сравнивать танки по подвижности, защищенности и огневой мощи, то немецкие и американские машины сопоставимых уровней зачастую ощутимо превосходят советские по одной из характеристик, но при этом серьезно проигрывают в оставшихся двух.

КВ

Первая тяжелая машина советской ветки и самый грозный из танков пятого уровня. Для своего уровня бронирован отлично, для танков послабее почти неуязвим, для встречи же с машинами более высоких уровней его брони ощутимо не хватает, а силуэт слишком высок, — особенно это касается топовой башни КВ-2. Но и в бою с более совершенными танками КВ может постоять за себя благодаря огневой мощи.

Выбор орудий впечатляет — четыре единицы, не считая базового. Особенно хороша мощная, отлично сбалансированная пушка 107-мм ЗиС-6 (пушка седьмого уровня на танке пятого) и 152-мм М-10. По урону фугасным снарядом она равна базовому орудию СУ-152. Из минусов — очень долго перезаряжается, сложно наводится и обладает огромным разбросом, что вынуждает применять ее в основном на ближних дистанциях. Но удачным выстрелом в упор эта пушка может уничтожить Т-34-85 одним попаданием. Какое из этих орудий вам подходит больше — это зависит от вашего стиля игры.

Самые сильные недостатки КВ — не лучшая подвижность и откровенно куцый радиус обзора (350 метров). Без разведки этот танк гарантированно приезжает как раз в объятья ждущей его засады.

КВ-1С

Один из вариантов развития КВ на шестом уровне игры. По сути, это более маневренный и скоростной вариант все того же КВ. Улучшение ходовых качеств было достигнуто за счет понижения защищенности бортов корпуса, а спереди «квас» защищен так же, как КВ, чего для шестого уровня уже недостаточно. Увеличенная маневренность этот недостаток не компенсирует, поэтому многие игроки называют КВ-1С «недосредним» танком.

В целом, КВ-1С значительно уступает в эффективности КВ-3 — другому варианту развития КВ — и потому в игре встречается редко.

КВ-3

Этот танк шестого уровня — настоящий крепкий орешек. Защищен для своей ступени просто отлично (120 мм на лбу корпуса — это больше, чем у «Тигра»!), слабо уязвим при огне как в лоб, так и в борт, и может вести бой с «Тигром» если не совсем на равных, то почти.

Может похвастаться отличными орудиями Д2-5Т и Д10-Т, ощутимый недостаток которых — дорогостоящее обслуживание. К тому же эти пушки требуют для открытия почти столько же очков опыта, сколько и открытие следующего танка в ветке. Зато, если их исследовать, они послужат советскому танкисту еще очень долго, Д10-Т ставится даже на ИС-4.

Все недостатки КВ-3 можно озвучить одним словом — медленный. Медленно ездит и поворачивается (даже с улучшенными двигателем и шасси), медленно поворачивает башню, медленно сводит и перезаряжает пушку.

ИС

Советский тяжелый танк седьмого уровня в сравнении с КВ-3 не так уж много приобретает в защищенности. Все те же 120 мм брони на лбу корпуса, разве что наклон слегка увеличился. Башня так вообще потеряла — было 130 мм, стало 100 (более обтекаемые формы, правда, нивелируют этот недостаток). ИС выигрывает в первую очередь в габаритах и динамике. Он компактней, маневреннее, быстрее поворачивает башню и имеет на вооружении орудие Д-25Т, во всем аналогичное Д2-5Т, но более скорострельное.

Недостатков практически не имеет. Словом — это один из лучших танков на седьмом уровне.

ИС-3

Выдающаяся во всех отношениях машина. ИС-3 отлично защищен, имеет революционные для своего времени низкие и обтекаемые формы и обладает впечатляющей огневой мощью. На больших дистанциях в лоб ИС-3 почти неуязвим для танков нижних и даже равных уровней. Эта машина практически не имеет недостатков (если не считать таковым то, что в игре есть несколько танков еще совершеннее и смертоноснее), и ее можно спокойно назвать лучшим тяжелым танком восьмого уровня.

ИС-4

ИС-7

Самый мощный из советских танков и самый быстрый тяжелый танк в игре. ИС-7 по подвижности не сильно уступает некоторым средним машинам и может разгоняться до 50 км/ч — это в два с половиной раза выше, чем скорость «Мауса». Бронирован ИС-7 примерно как ИС-4, но невероятные углы наклона лобовой брони и обтекаемая форма башни делают его крайне трудной целью. Также обладает огромной огневой мощью — 195—325 бронепробиваемости и 368—613 единиц урона базовым снарядом. Это, без сомнения, один из лучших и самых опасных танков в игре и самый сбалансированный танк 10-го уровня.

Немецкая ветка

Немецкая ветка тяжелых танков — самая короткая. Всего четыре машины — от легко защищенного танка, казавшегося в свое время непобедимым, до так и не вышедшего из стадии прототипа самодвижущегося форта.

PzKpfw VI Tiger

Многие игроки жалуются, что эта легенда Панцерваффе получилась в игре вовсе не такой страшной, неуязвимой и смертоносной, как ей стоило бы быть. Что ж, действительно, для тяжелого танка седьмого уровня «Тигр» защищен не слишком хорошо. Всего-то 100 мм лишенной наклона брони спереди и 80 мм по бокам.

Однако нужно учитывать, что игра не реконструирует бои Второй мировой, где «Тигру» пришлось бы столкнуться в основном с недолго живущими при встрече с ним «тридцатьчетверками» и «Шерманами», а наглядно показывает нам историю танкостроительной мысли и развитие танков. Возможность столкновения с не вышедшим за стадию прототипа Т-29 и послевоенными танками, наподобие ИС-3 или Т54, создателями и техзаданием «Тигра» не были предусмотрены. Свою относительно слабую защищенность «Тигр» компенсирует хорошей маневренностью и замечательной точностью и скорострельностью пушки 8,8 см KwK 43 L/71. С этим орудием можно ходить и на ИС-3.

PzKpfw VIB Tiger II

«Королевский тигр» бронирован уже не в пример лучше. 150 мм наклонной лобовой брони на корпусе — это очень серьезно. Впрочем, чтобы сделать «Тигр 2» по-настоящему эффективной машиной, нужно как можно быстрее заменить базовую башню. К чему стрелять в отлично защищенный корпус, если можно бить в башню со смешной для 8-го уровня броней в 100 мм? Встреча с ИС-3 при таких раскладах превращается в лотерею — знает или не знает противник об этой особенности, умеет ли отличить «стоковую» башню от «топовой». Обиднее встречаться с другими КТ — они-то точно знают! Модернизированная башня с лобовой броней 180 мм решает эту проблему полностью и превращает «Тигр 2» в машину, почти равную ИС-3. Тот, впрочем, кажется мне предпочтительнее за счет более низкого силуэта и обтекаемых форм.

VK4502(P) Ausf. B

Maus

188-тонное чудо-юдо — самый большой, самый бронированный и самый тяжелый танк в игре. Платит он за это очень небольшой подвижностью — скорость его всего 20 км/ч. Из-за этого, а также из-за размеров вида «захочешь, не промажешь» очень любим артиллерией. Хорошо подходит для обороны: встать на недосягаемом для артиллерийского огня участке так, чтобы тут никто и никогда не прошел, — это для него. Хорош и в наступлении — когда огромная туша «Мауса» принимает на себя огонь чуть ли не всей команды врага, пока товарищи обходят с флангов, получается просто замечательно. Почти неуязвимая подвижная крепость — ради нее стоит развивать немецкую ветку!

Встреча равных машин — всегда интересное
испытание.

Американская ветка

Американские тяжелые танки так и не появились на полях Второй мировой — армия США обошлась средними машинами и большим парком ПТ САУ. Однако экспериментальные работы велись, и ряд небезынтересных прототипов был построен. World of Tanks позволяет нам опробовать их в деле.

T1 Hvy

М6

Почти тот же Т1, только с усиленной до 102 мм лобовой броней и куда более впечатляющей номенклатурой орудий. Чего стоит «топовая» 90-мм Gun M3 — замечательная пушка (базовая на «Першинге», между прочим!), способная поразить любую цель шестого-седьмого уровня.

Из недостатков стоит отметить те же очень слабо защищенные борта и долгое время ремонта гусеницы. Впрочем, последнее касается и Т1.

Т29

Т32

Т34

Т30

Мой фаворит среди танков десятого уровня. Т30, в общем, — тот же Т34 в «топовой» комплектации, правда, отличную 120-миллиметровку заменили на... мне трудно подобрать нужный эпитет, пожалуй, слово «божественную» тут не будет перебором. Так вот, 120-мм пушку заменили божественным 155-миллиметровым орудием с бронепробиваемостью 207—345 и уроном 563—938. Пушка, способная одним удачным выстрелом снести «тапку» почти половину жизни, — это слишком хорошо! Невысокую по меркам высших уровней защищенность подобная огневая мощь, а также неплохая подвижность компенсируют полностью. Лучше всего Т30 работает как танк второй линии, поддерживая огнем наступление лучше защищенных машин.