Стартовый комплекс ангара. Космический ракетный комплекс «ангара
Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 - для первой ступени, УРМ-2 - для второй и третьей) - один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три - для носителя среднего класса («Ангара-А3») и пять - для носителя тяжёлого класса («Ангара-А5 »).
Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр - 2,9 м, масса с заправленным топливом - 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191 .
На программу потрачено 100 млрд руб. (2013) , по состоянию на начало 2015 года - 160 млрд руб. За счет переезда производства в Омск и новой организации производства сборка «Ангары» должна удешевиться.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Шестой запуск ракетоносителя Falcon 9 компании SpaseX с пятью космическими спутниками. 29.09.2013
✪ Ракете-носителю «Союз-5» - быть
✪ Ангора- будущие россии (Ракета)
✪ «Протон» для Луны
✪ Ангара. В космос по-русски Документальный 2014
Субтитры
Цели создания комплекса
В результате создания «Ангары» ГКНПЦ им. Хруничева может занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов ракет-носителей, созданных в СССР - «Ангара» А5, А7 вместо «Протона»; «Ангара А3» вместо «Зенита-2 » (производится на Украине); «Ангара А1.2» вместо «Циклона-2/3 » (снят с производства на Украине); «Ангара А1.1» вместо «Космоса-3М ». Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда ракет-носителей стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищённой в 1999 году (в 2001 году А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).
Хронология разработки
История разработки
- После распада СССР космодром «Байконур », с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон » и «Энергия », оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
- 3 августа 1992 года на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 года был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва , ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» , которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.
- В августе 1994 года конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей «Русь-М ».
- Указом Президента РФ от 6 января 1995 года «О разработке КРК Ангара» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу.
- 26 августа 1995 года вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса - 2005 год и место - УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк » (недостроенный стартовый комплекс РН «Зенит»), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН «Ангара» и космодрома «Свободный ». Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего - на первой ступени керосина, на второй - жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши мультипликационного персонажа . Двигателем 1-й ступени был принят РД-171 , созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени - РД-0120 , использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН - 640 тонн, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») - 24,5 тонн. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит , в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк . Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:
- РКК Энергия (Королёв) - по всей конструкции 2-й ступени;
- НПО Энергомаш (Химки) - по двигателям 1-й ступени;
- КБ Химавтоматика (Воронеж) - по двигателям 2-й ступени;
- ГРЦ КБ им В. П. Макеева - по топливным бакам;
- КБ Транспортного машиностроения (ЦЭНКИ НИИСК, Москва) - по наземному стартовому комплексу;
- НИИ ХИММАШ (ныне ФКП «НИЦ РКП») - по наземной отработке КРК.
- В марте 1997 года руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 году вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.
- В декабре 2007 года завершились трехмесячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения .
- В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (бывший НИИ ХИММАШ, город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) доставлен УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники .
- 29.04 . в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний (ХСИ-1) УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 тонн жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем (ПГС) питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива - жидком кислороде .
- 18.06 . в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания (ХСИ-2) с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего .
- 30.07 . в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара» .
- 26.11 . в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара» .
- 18.11 . в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания - комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД-0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед лётными испытаниями .
- 23.05 . межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара» .
- В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка » успешно провёл заводские испытания первого агрегата лёгкого класса весом 197 тонн, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара» . Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.
- В октябре 2012 года завершились зачётные испытания элементов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева , в ФКП «НИЦ РКП» (п. Реммаш) успешно завершились зачётные испытания на криостатическую прочность элементов конструкции перспективной ракеты-носителя (РН) «Ангара» (изделие А5А2С - сборка № А13) изготовления ФГУП «ГКНЦП имени М. В. Хруничева». Целью испытаний сборки № А13 было подтверждение прочности отсеков ускорителя III ступени РН, а также отдельных узлов конструкции РН «Ангара» 3А и 5А.
- Универсальный ракетный модуль УРМ-1 трижды - в 2009, 2010 и 2013-м годах - проходил лётные испытания в составе ракеты-носителя KSLV-1 в качестве первой ступени.
- Первый пилотируемый запуск с космодрома «Восточный» ракеты «Ангара» планировался к проведению в 2017 году .
- По заключению Счётной Палаты Российской Федерации, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока ещё не готового, носителя .
- В конце августа 2015 года НПО «Энергомаш» приступило к созданию модернизированной версии двигателя РД-191 - РД-191М - который будет применяться на РКН Ангара-А5В и Ангара-А5П и будет на 10-15 % мощнее предшественника. Первый этап выпуска аванпроекта завершен в сентябре 2015 года. Опытно-конструкторские разработки планируется завершить к 2018 году.
Передача производства из Москвы в Омск
Центр им. Хруничева принял решение наладить производство "Ангары" в омском ПО "Полет", поскольку носитель создается по отличным от производства "Протона" технологиям, например, для "Протонов" используется аргонно-дуговая сварка и все технологические цепочки построены вокруг этого. В Омске внедрена фрикционная сварка . Кроме того, с точки зрения эффективности транспортной логистики Омский завод расположен наиболее оптимально - практически на одинаковом расстоянии от космодромов Плесецк и Восточный .
На начальном этапе центральный и боковые блоки ракеты-носителя (соответственно, первая и вторая ступени, УРМ-1) будут собираться на производственном объединении "Полет" в Омске, а в Москве, в Центре им. Хруничева, блоки пройдут дополнительные проверки и будет происходить сборка ракеты-носителя вместе с третьей ступенью (УРМ-2) и интеграцией разгонного блока, после чего "Ангара" будет отправлена на космодром Плесецк (Архангельская область) для предстартовой подготовки.
Предполагается, что с 2020 года ПО "Полет" будет самостоятельно производить третью ступень (УРМ-2) .
Омское ПО "Полет" вошло в состав Центра им. Хруничева в 2007 году. Первый этап реконструкции и модернизации ПО "Полет" был начат в 2009 году, на этой стадии инвестиции составляли 6 млрд рублей. Второй этап предусматривает вложения в 10 млрд рублей. Затраты на третий этап пока неизвестны, он должен завершиться переходом на производство более 20 универсальных ракетных модулей для "Ангары" в год .
- до 2015 года - в Омске изготавливались топливные баки для УРМов.
Испытания
Вариант для Южной Кореи
С 2004 по 2013 год велись совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1 (Наро-1), в первой ступени которого активно использовались наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступал Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвовали ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения. Всего было произведено три запуска: в , и году, два первых запуска был неудачными (не по вине российских двигателей). Впоследствии, в 2016 году Корея заключила контракт на поставку ракет-носителей «Ангара»
Ангара-1.2ПП
Изначально первый пуск РН «Ангара» был запланирован на 2005 год с космодрома «Плесецк» . Но затем он многократно переносился: на 2011 год , на 2012 год , 2013 год и наконец на 2014 год .
Пуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1.2ПП » (ракета-носитель «Ангара 1.2. первого пуска») с космодрома «Плесецк » был осуществлен 9 июля года. Пуск прошёл успешно, РН полетела по баллистической траектории до района полигона Кура на Камчатке.
Основные характеристики РКН «Ангара - 1.2ПП»
Целями пуска РН «Ангара-1.2ПП» являются:
- Проверка функционирования составных частей космического ракетного комплекса «Ангара» при подготовке к пуску и при осуществлении пуска ракеты;
- Отработка бортовых систем ракеты-носителя «Ангара»;
- Отработка эксплуатационной документации.
Запланированный пуск 27 июня 2014 года был отменён за 1 минуту 30 секунд до КП («Контакт подъёма »), когда автоматизированная система управления пуском (АСУП) сформировала команду «Нет готовности ДУ к пуску» (ДУ - двигательная установка) из-за падения давления в ШБ (шаробаллоне) наддува демпфера окислителя первой ступени , по причине негерметичности в магистрали подачи гелия к демпферу окислителя. За 1 минуту 19 секунд до КП обратный отсчет автоматически остановился. Было объявлено о переносе запуска на сутки, на 28 июня, в дальнейшем пуск был также перенесён. За проведением пуска в прямом эфире наблюдал Президент РФ В. В. Путин , которым была поставлена задача в ближайшее время разобраться в причинах и устранить их. Государственной комиссией было принято решение снять «Ангару 1.2ПП» со стартового стола и отправить в МИК (монтажно-испытательный комплекс) для выявления и устранения причин отмены, проведения дополнительных проверок.
После выявления и устранения причин падения давления в ШБ государственной комиссией была назначена новая дата пуска РН «Ангара-1.2ПП» - 9 июля 2014 года. Подготовка РН прошла в штатном режиме и в 16:00 по московскому времени с 35 площадки в/ч 13973 (космодром «Плесецк») был успешно проведён первый испытательный пуск РН «Ангара-1.2ПП».
Полёт РКН проходил согласно утверждённой циклограмме по баллистической траектории над территорией России. В соответствии с циклограммой полёта через 3 минуты 42 секунды после отрыва от стартового стола первая ступень с двигателем РД-191 отделилась от РН и упала в акватории Печорского моря. Через две секунды после отделения первой ступени без каких-либо технических накладок был включён двигатель второй ступени РД-0124А. Головной обтекатель был сброшен через 3 минуты 52 секунды после старта и упал в заданный район южной части Баренцева моря. Через 8 минут 11 секунд произошло штатное выключение двигательной установки второй ступени. . Спустя 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью ракеты попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка на расстоянии 5700 км от места старта.
Ангара-А5
Первый испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя «Ангара-А5» произведен 23 декабря 2014 года в 8:57 (МСК) с космодрома Плесецк. Запуск прошёл штатно.
Варианты ракеты-носителя Ангара в сравнении с российскими аналогами
Версия | Ангара 1.1 | Ангара 1.2 | Ангара-А3 | Ангара-А3/КВСК | Ангара-А5 | Ангара-А5В | Союз-2.1в | Союз-2.1б | Протон-М |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первая и вторая ступени | 1×УРМ-1, РД-191 | 3×УРМ-1, РД-191 | 5×УРМ-1, РД-191 | НК-33 /РД-193 и РД-0124 | РД-107А и РД-108А | 6 × ЖРД РД-276 и РД-0210, РД-0211 | |||
Третья ступень | -- | УРМ-2 (уменьшенный), РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | Кислородно-водородная, ? | РД-0124 | ||||
Разгонный блок | Бриз-КМ (Бриз-КС) | -- | Бриз-М | КВСК | Бриз-М | КВТК | Фрегат | Бриз-М | |
Тяга (на уровне земли) | 196 т | 588 т | 980 т | ||||||
Стартовая масса | 149 т | 171 т | 480 т | 480 т | 759 т | 790 т | 160 т | 312 т | 705 т |
Высота (макс.) | 34,9 м | 41,5 м | 45,8 м | 55,4 м | 64 м | 44 м | 51,1 м | 58,2 м | |
Полезная нагрузка (орбита 200 км) | 2 т | 3,8 т | 15,1 т | 15,1 т | 25,8 т | 34-38 т | 3 т | 6,5-8,25 т | 23 т |
Полезная нагрузка (ГПО) | -- | -- | 2,4 т | 3,6 т | 5,4 т | 12 т | -- | 4,9 т | 6,35-7,1 т |
Полезная нагрузка (ГСО) | -- | -- | 1,0 т | 2,0 т | 2,8 т | до 10 т | -- | 3,25 т | 3,7 т |
Стартовый комплекс на космодроме Плесецк
Стартовый комплекс для ракет «Ангара» был построен в Плесецке в 2014 году. С него было осуществлено два успешных испытательных пуска. Предполагается, что этот комплекс будет постоянно загружен.
Министерство обороны РФ намерено к 2019 году построить на космодроме Плесецк новый стартовый стол , с которого будет запускаться носитель с кислородно-водородным разгонным блоком, для которого нужна специальная инфраструктура. В августе 2016 года ГКНПЦ им. М. В. Хруничева объявил о начале разработки проекта нового стартового комплекса для ракет-носителей семейства «Ангара» на космодроме Плесецк .
Стартовый комплекс на космодроме Байконур
2 июня 2015 года первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев сообщил журналистам, что строительство космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на космодроме Байконур начнется в 2021 году. «Байтерек» будет развиваться на базе ракеты-носителя «Ангара» . При этом, составной частью российско-казахского космического ракетного комплекса «Байтерек» станет разрабатываемая ракетно-космической корпорацией «Энергия» ракета-носитель «Сункар» .
Стартовый комплекс на космодроме Восточный
Перед Роскосмосом была поставлена задача в течение первого полугодия 2016 года разработать системный проект универсального стартового комплекса с одной стартовой площадкой, с которой можно будет запускать любую из трёх версий ракеты-носителя «Ангара» - «Ангара-А5», «Ангара-А5П» (пилотируемая) и «Ангара-А5В» (повышенной грузоподъёмности) .
Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»
Данные приведены по книге В. Е. Гудилина и Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.
N п/п | Характеристики | Значение |
---|---|---|
1 | Стартовая масса, т | |
- РН (без КГЧ / с КГЧ) | 611,5/640 | |
- I ступень | 481,53 | |
- II ступень | 129,64 | |
2 | Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. | 26 |
3 | Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т | |
- КВРБ / РБ «Бриз-М» | 4,3/3,2 | |
4 | Масса конструкции РН , т в том числе | 46,6 |
- ускоритель 1 ступени | 33,0 | |
- ускоритель 2 ступени | 13,66 | |
5 | Масса заправляемых компонентов топлива, т | |
- I ступени (ж. O 2 / РГ-1) | 324,4/123,7 | |
- II ступени (ж. O 2 / ж. H 2) | 99,4/16,7 | |
6 | Рабочий запас топлива | |
- I ступень (ж. О 2 / РГ-1) | 317,6/120,77 | |
- II ступень (ж. О 2 / ж. H 2) | 97,84/16,31 | |
7 | Конечная масса блока, т | |
- I ступени | 40,178 | |
- II ступени | 15,663 | |
8 | Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м | |
- РН (без КГЧ) | 35,25/3х3,9 | |
- ускоритель 1 ступени | 25,44/3х3,6 | |
- ускоритель 2 ступени | 13,80/3х3,9 | |
- КГЧ | 19,42/4,35 | |
9 | Тяга МД 1 ступени, тс | |
- у Земли / в пустоте | 740/806,4 | |
10 | Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с | |
- у Земли / в пустоте | 309,5/337,2 | |
11 | Тяга МД 2 ступени в пустоте, с | 190 |
12 | Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с | 455,5 |
Сравнительная оценка
Аналогами «Ангары-А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются модульная РН Falcon , французская Ариан-6 (первые 2 ступени РДТТ) и китайская РН CZ-11(РДТТ). «Союз-2 » занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара-А3».
РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов , при этом доля композитов на 20 % выше, чем в «Протон-М».
Запуски «Ангары» дешевле, чем у «Delta IV Heavy» , но, по состоянию на 23 декабря 2014 года, в два раза дороже запуска «Протона-М».
Список пусков
Список пусков РН «Ангара» | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Дата, время | Пусковая установка | Предназначение | Статус, описание, примечания | Видео | |||
Пуски УРМ-1 в составе KSLV-1 | ||||||||
- | 25.08 . 8:00 UTC | 1-я ступень KSLV-1 | Спутник связи STSAT-2A |
КЦ «Наро» | Первая ступень - незначительная модификация УРМ-1 «Ангары» - отработала штатно. Спутник не вышел на расчётную орбиту из-за сбоя отделения головного обтекателя (не относящегося к проекту «Ангара»). | |||
- | 10.06 . 8:01 UTC | 1-я ступень KSLV-1 | КЦ «Наро» | Ракета смогла подняться за 137 секунд на высоту около 70 км, затем связь с ракетой была потеряна. Авария произошла на этапе работы первой ступени российского производства (незначительная модификация УРМ-1 «Ангары»), за 78 секунд до сброса головного обтекателя. По записям с бортовой видеокамеры предполагают, что ракета взорвалась. По словам заместителя гендиректора ЦНИИМАШ Николая Паничкина российская ступень не виновата, и причиной аварии была ошибочная работа второй, корейской, ступени. | ||||
- | 30.01 . 7:00 UTC | 1-я ступень KSLV-1 | КЦ «Наро» | Исследовательский спутник. | Успешный запуск, спутник выведен на целевую орбиту. | |||
Испытательные пуски | ||||||||
- |
КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АНГАРА»
Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Государственными заказчиками комплекса «Ангара» являются Госкорпорация «РОСКОСМОС» и Минобороны России, головным предприятием-разработчиком - ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева». Новый КРК создается кооперацией российских промышленных предприятий и строительных организаций с применением исключительно отечественной элементной базы.
Семейство ракет-носителей «Ангара»
Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.
Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.
Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.
В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.
Стартовые комплексы
Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. Созданная на космодроме ПЛЕСЕЦК (Архангельская обл.) наземная инфраструктура КРК «Ангара» включает в себя технический комплекс и универсальный стартовый комплекс (УСК).
УСК на космодроме Плесецк создан на базе стартового комплекса РН «Зенит» и способен обеспечить подготовку и пуски ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов. Стартовый комплекс включает в свой состав стартовые сооружения, технологическое оборудование, комплекс автоматизированных систем управления, комплекс для заправки разгонного блока «Бриз-М», комплекты наземного оборудования и проверочной аппаратуры. Кроме сооружений, инженерных сетей и коммуникаций протяженностью более 22 км, автомобильных и железных дорог, в состав УСК входят площадки инженерного обеспечения.
Второй стартовый комплекс планируется создать на новом российском космодроме ВОСТОЧНЫЙ.
Тактико-технические характеристики РН семейства «Ангара»
Параметры |
Ангара-1.2 |
Ангара-А5 |
Ангара-А5В* |
---|---|---|---|
Стартовая масса, т |
|||
Количество ступеней |
|||
Компоненты топлива: Первой ступени; Второй ступени; Третьей ступени. |
кислород-керосин кислород-керосин |
кислород-керосин кислород-керосин кислород-керосин |
кислород-керосин кислород-керосин кислород-водород |
Маршевые двигатели: Первой ступени; Второй ступени; Третьей ступени. |
|||
Используемые разгонные блоки |
Отделяемый агрегатный модуль |
Бриз-М/ДМ/КВТК |
|
Космодром |
ПЛЕСЕЦК (ВОСТОЧНЫЙ***) |
ВОСТОЧНЫЙ*** |
|
Масса полезной нагрузки, т.** На НОО (200 км); |
5,4/5,4/7,5 (-/7,0/8,0) 2,8/2,6/4,5 (-/3,9/5,0) |
* - в стадии проектной проработки
** - НОО - низкая опорная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита
*** - стартовый комплекс для РН «Ангара» в проекте второй очереди строительства космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
Лётные испытания КРК «Ангара»
Прототип первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара-1.2» трижды (в 2009, 2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя КСЛВ-1, контракт на создание которой был подписан ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в 2004 году.
Летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк начались в 2014 году:
- 9 июля 2014 года - Первый пуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2.ПП». РН состояла из двух ступеней на основе УРМ-1 и УРМ-2, неотделяемого макета полезной нагрузки массой 1,43 тонны и головного обтекателя. Ее стартовая масса - ~171 тонна.
- 23 декабря 2014 года - Первый пуск РКН тяжелого класса «Ангара-А5.1Л». Она состояла из трех ступеней, созданных на основе УРМ-1 и УРМ-2. Космическая головная часть включала в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (его масса - 2,04 тонны), установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В ходе испытаний разгонный блок успешно вывел макет космического аппарата на целевую орбиту.
"На поверхностный взгляд "Ангара А5" и Falcon 9 очень похожи. У обоих кислород-керосиновое топливо. Обе ракеты относятся к классу тяжелых, "Ангара А5" может даже больше поднять на низкую околоземную орбиту: 25,8 т против американских 22,8 т. "
Во-первых, они отличаются по конструктивно-компоновочной схеме. Falcon 9 - чистый тандем, как "Протон-М" или "Зенит", а вот первая и вторая ступень "Ангары-А5" размещены по пакетной схеме, и начинают работать параллельно, как у "Союза" или "Ариан-5".
Во-вторых топливо. Как будет ясно видно ниже, В.Егоров включает в число ступеней РН разгонный блок, в зарубежной практике именуемый верхней ступенью, причем имеет ввиду для "Ангары-А5" не только модификацию РБ "ДМ", но и разгонный блок "Бриз-М", который использует в качестве основных компонентов топлива АТ и НДМГ, так что назвать ее чисто кислород-керосиновой нельзя.
В-третьих выводимая масса полезной нагрузки для "Ангары" - непонятно откуда взята цифра и к какому космодрому она привязана. Также не упомянута ее ПН на ГПО, раз уж речь идет о коммерческом рынке, на котором существенную долю пока составляют услуги по выведению тяжелых спутников связи. Конечно, в будущем, ситуация скорее всего измениться в связи массовым развертыванием низкоорбитальных систем связи, но будем пока говорить о текущем моменте и не заниматься предсказаниями. Однако именно с ГПО и ГСО (конечной целью спутников связи, выводимых на ГПО) и связаны основные тонкости в различиях между этими двумя ракетами-носителями.
"Численность рабочих
Центр Хруничева — 40 тыс
SpaceX — 8 тыс"
Можно сразу сказать, что автор использует крайне устаревшие цифры про ГКНПЦ им.М.В.Хруничева. Актуальная информация размещена на сайте Центра в разделе Сведения в соответствие со стандартами раскрытия информации в
Годовая бухгалтерская отчетность за 2017 для экономии времени и траффика уважаемых читателей приведу конкретную страницу с численностью занятых:
"Стоимость
“Ангара А5” — около $100 млн
Falcon 9 — около $70 млн (одноразовый вариант)"
Неясно, относится ли приведенная "Ангары-А5" к серийному изделию, либо же к единственному летавшему. К тому же возможно не учтен эффект масштаба при запуске в серию - цена тех же РД-191 может значительно снизиться при 100 в год, в то время как сейчас это практически штучный товар.
"Количество ракетных ступеней
“Ангара А5” — 4 ступени
Falcon 9 — 2 ступени"
Здесь нам придется совершить небольшой теоретический экскурс касательно целевого назначения ракет и влияния на их энергетику широты точек старта и их географического положения.
Как выглядит типовая схема выведения на ГПО (геопереходная орбита с недобором ~1800 м/с до перехода на ГСО) в случае Falcon 9?Приведу страницу из его "Руководства пользователя" - оно довольно старое, конца 2015-го года, так что схема как раз без учета многоразовости:
И сравним ее с такой схемой для "Протона-М"/"Бриз-М", для "Ангары-А5"/"Бриз-М" она примерно такая же (тоже взята из официального руководства пользователя, только на сей раз с сайта ILS):
Невооруженным взглядом сразу видно разницу во времени выведения. Для перехода с опорной орбиты на ГПО требуется при старте с территории России или Казахстана еще один импульс в апогее, чтобы довернуть плоскость орбиты и поднять перигей. Это необходимо для приведения импульса перехода на ГСО к возможностям типового коммерческого спутника - то есть до 1500-1800 м/с. Эта операция крайне затратна энергетически:
И включает значительные по времени пассивные участки между импульсами, что требует дополнительных маневров относительно центра масс для обеспечения режима засветки выводимого космического аппарата, обычно заключающихся в периодических переворотах на 180 градусов или же в постоянном вращении с заданной угловой скоростью относительно одной из осей. Что, соответственно, требует дополнительных затрат топлива в верхней ступени или разгонном блоке, ну и дополнительной емкости аккумуляторов для работы систем ступени или разгонного блока.
И чем больше широта точки старта, тем больше затраты топлива на поворот плоскости орбиты, который для Falcon 9 не требуется. Это в целом значительно облегчает и упрощает конструкцию последней ступени и делает возможным и энергетически выгодным, при пуске практически в плоскости целевой орбиты, отказаться от специальной верхней ступени. Для отечественных аппаратов также стоит условие прямого вывода на ГСО, которое в плане времени одинаково с ГПО-случаев, а в плане топлива - еще хуже. Ну для чисто одноразового варианта отдельно стоит проблема районов падения, как видно из следующего рисунка:
Если говорить о Плесецке и Канавереле, то в случае Плесецка трасса полета РН пройдет над землей, и соответственно, возникнет необходимость попасть в выделенные районы падения ступеней, а в случае Falcon 9 она идет над океаном, что позволяет относится к данной проблеме несколько легче, проблем с выделением новых районов да и с экологическим ущербом там меньше. Для "Ангары-А5" придется дополнительно терять энергетику.
"Количество основных элементов конструкции
“Ангара А5” — 8
Falcon 9 — 3"
В основные элементы В.Егоров зачислил ступени, РБ и ГО. Стоит отметить, что у "Ангары-А5" элементы первой и второй ступени более унифицированы между собой, а у Falcon-9 разве что технологически, по диаметрам и по двигателям. Большая серийность для УРМ-1 в принципе может дать технологический выигрыш при меньшем объеме производства, чем у Falcon-9. Ну и при соответственно большей серийности ЖРД, куда же без этого.
"Количество ракетных двигателей
“Ангара А5” — 7 шт
Falcon 9 — 10 шт"
Насколько я понимаю, автор учитывал только маршевые двигатели, без учета рулевых. Но без разбивки по ступеням и учета их конструктивных особенностей эти цифры вообще ни о чем не говорят. Формально у "Ангары-А5" их меньше, но в минус можно записать то, что двигатели первой и второй ступени размещены на изолированных модулях, а потому, в случае отказа одного из них, окажется не выполненной программа полета. Для Falcon 9 возможно резервирование, так как они питаются на первой ступени из одного бака горючего и одного бака окислителя, отказ одного из двигателей может быть компенсирован работой других.
"Суммарная масса ракетных двигателей
“Ангара А5” — 11600 кг
Falcon 9 — 4700 кг"
Масса двигателей - параметр крайне лукавый. Без разбивки по ступеням она вообще ни о чем не говорит, как и без масс ступеней с учетом их заправки топливом. Ну и без удельного импульса, как показателя эффективности работы двигателей. Более тяжелый двигатель может компенсировать свою массу большей эффективностью использования топлива. К тому же для Ангары-А5 она как-то странно посчитана. Если опираться на сайт НПО Энергомаш, то РД-191 даже в сухом виде вести 2290, что для пяти двигателей даст 11450 кг, ну а на третью ступень и двигатель РБ останется всего 150 кг, что недостаточно. А один только РД-124А, судя по сайту КБХА, весит 548 кг , ну а удельный импульс дает в целых 359 секунд. Сайт SpaceX нам этих данных не предоставляет в явной форме, а потому приходится опираться на собранные в Википедии предположения. То есть 470 кг для Merlin-1D и 282/311 сек для уровня моря и вакуума для удельного импульса, и скорей всего, несколько больше для его вакуумной версии. Так что цифры В.Егорова в обоих случаях несколько занижены.
"Стартовая масса
“Ангара А5” — 759 т
Falcon 9 — 550 т"
Тут неясно, для какой версии "Ангары-А5" она взята, если говорить о ее первом пуске, то в журнале "Новости космонавтики" за февраль 2015-го года приводилось цифра 763,6 т для всей РКН на старте и 25,77 для ее КГЧ (то есть РБ, ГО и ГММ ПН вместе взятых). При заправке, опять же оттуда, в 132,6 по каждому из УРМ-1 и в 35,8 т для УРМ-2, получим сухую массу РН без КГЧ около 39,1 т. На РБ можно накинуть примерно 2,5 тонны сухой массы. Так что не очень понятны цифры, которые В.Егоров приводит далее:
"Сухая масса
“Ангара А5” — 43,7 т
Falcon 9 — около 30 т"
Возможно, в них учтена еще и масса обтекателя.
"Площадь миделя (влияет на коэффициент лобового сопротивления)
“Ангара А5” — около 35 кв м
Falcon 9 — около 22 кв м"
Тут возникает вопрос о степени влияния аэродинамического сопротивления ракеты, да и вообще ее аэродинамики на итоговые ее качества как средства выведения.
Сколько нибудь значительно она влияет на этапе полета первой ступени, только вот не успевает сожрать какую-либо значительную часть энергетики. К тому же, после сброса блоков первой ступени, "Ангара-А5" резко ее уменьшит, примерно до 15 квадратных метров. В то же время у Falcon 9 есть определенные проблемы из-за не очень удачной аэродинамики - корпус имеет существенно меньший диаметр, чем головной обтекатель (3,7 м против 5,2 м), что приводит к значительной чувствительности к погодным условиям. Зато в принципе это позволило использовать то же технологическое оборудование, что и при производстве его первоначальной версии и облегчило транспортировку.
"Количество типов ракетных двигателей
“Ангара А5” — 3 типа ракетных двигателей от разных производителей: 1-2 ступень РД-191 (Химки), 3-я ступень РД-0124 (Воронеж), разгонный блок С5.98М (Воронеж) или 11Д58М (Королёв).
Falcon 9 — 1 тип двигателей: Merlin: отличия между 1-й и 2-й ступенью только в форме сопла."
Для "Ангары" ранее планировался перевод производства РД-191 из Москвы в Пермь, на "Протон-ПМ", где делают двигатели первой ступени РН "Протон-М", часть его элементов, как можно узнать с сайта ВМЗ, делается, однако и в Воронеже. РД для разгонного блока "Бриз-М", 14Д30 или С5.98, производится в Королёве, там же, где и его родственник С5.92, применяемый на РБ "Фрегат". Двигатель же разгонного блока "ДМ" 11Д58М делается на ВМЗ в Воронеже. Также ВМЗ делает и рулевой двигатель РД-0110Р для "Союза-2.1В", как и РД-0110 для "Союза-ФГ", на котором пока еще летают наши космонавты к МКС. Так что работает пока еще входящий в ГКНПЦ ВМЗ не только на "Ангару" и "Протон", но и для "Союза".
"Расстояние между заводами-изготовителями ракеты и ракетных двигателей
“Ангара А5” — 500 км (при производстве в Москве), 2700 км (при производстве в Омске).
Falcon 9 — менее 1 км (все части производятся в Хоторне)."
Вопрос влияния логистики на производство именно ракетных двигателей на конечную стоимость пуска РН довольно сложный, да и вряд ли при том, что они являются грузом, укладывающимся в стандартные габариты ЖД (для Ангары), вряд ли значимый.
"Расстояние между производством ракеты и космодромом
“Ангара А5” — 780 км (Москва-Плесецк), 5500 км (Москва-Восточный), 3500 км (Омск-Восточный), 2000 км (Омск-Плесецк).
Falcon 9 — 3600 км (Хоторн-Канаверал), 210 км (Хоторн-Ванденберг)."
Небольшая поправка - от Омска до Плесецка примерно 2700 км, так что особой разницы, возить из Москвы и на Плесецк, и на Восточный, или Омска, в среднем не видно.
Теперь перейдем к анализу выводов, сделанных В.Егоровым.
"Вышеприведенные данные показывают, что “Ангара” выигрывает только в мощности ракетных двигателей, но это преимущество нивелируется разницей в стартовой массе. "
Именно данных по тяге он и не привел,хотя, возможно и хотел это сделать.
"Наша ракета мощнее, но в то же время тяжелее в полтора раза и лобовое сопротивление выше. "
Опять же, не сказано, откуда она летает и почему ей нужно лететь дольше, да и причем тут лобовое сопротивление, раз оно выше только на начальном участке, да и то, временно.
" Большое количество элементов конструкции усложняет обслуживание — ракетный пакет надо собрать перед стартом и заправить, а это время и количество занятых рабочих рук."
Зато эти элементы унифицированы, что упрощает и удешевляет их производство. Но значительное количество ручных операций на старте - это серьезный недостаток.
"Расходов добавляет сложная, а значит более дорогая конструкция стартовых сооружений. "
На это сильно повлияла необходимость совмещать легкую, среднюю и тяжелую версии РН на одной ПУ. И не надо забывать про длинную и печальную историю ее строительства, начиная с переделки из старта под РН "Зенит", которая несколько меньше в габаритах. Да, "Ангара" когда-то могла в нее влезть, но только в самом начале своего пути, когда у нее планировалась верхняя водородная ступень на РД-0120, в результате чего РД-171 хватало для обеспечения нужной энергетики при условии использования водородного РБ. И там было всего три ступени. Для ценителей прекрасного:
"Пакетная схема из нескольких модулей чисто геометрически проигрывает моноблочной схеме, именно поэтому SpaceX сразу взялся за разработку сверхтяжелого моноблочного BFR, еще до успешного запуска Falcon Heavy, собранной по пакетной схеме."
А что же они сразу ее не начали делать? Впрочем, Маск же непогрешим, да и мне ли с ним спорить?
"Серьезное влияние на конечную цену ракеты имеет простота ее изготовления, и тут “Ангара”, которую производят в четырех городах, безоговорочно проигрывает Falcon 9, который создают практически в одном цеху. Проблема не только в транспортных издержках. Несколько заводов, занятых в производстве одного изделия повышают риски задержки сроков, т.к. действует морское правило: “скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля”."
А у SpaceX разве нет смежников? Президент фирмы Г.Шотвелл признавалась в наличии целых 3000 поставщиков, из которых 1000 поставляет продукцию еженедельно. Это присущий США высокий уровень разделения труда, что и обеспечивает высокую эффективность.
"В таком сравнении намного выигрышнее выглядит проектируемый “Союз-5”, который повторяет моноблочную конструкцию “Зенита” и, возможно, позаимствует что-то и от Falcon 9. Хотя и у него останутся сложности с производством различных элементов конструкции в разных городах. Придется нести транспортные издержки на логистику между Химками, Воронежем и Самарой."
А разве энергетики Союза-5 хватает на замену Протона-М? Да и что за странная внимательность к транспортным издержкам?
"Но с 2014 года в ней так и не возникла потребность. При высокой цене и отсутствии летной практики на коммерческом рынке спроса на “Ангару” нет поэтому единственный способ нарастить ее производство — внутренний госзаказ, но и тут новая ракета ничего не может предложить пока летают старые. "
Так разве мы не собираемся отказываться от "Протона-М"? Да и тот же "Союз-5" должен начать летать с Байконура, что дает те же самые проблемы с политической зависимостью от Казахстана.
"Вышеприведенные аргументы поневоле заставляют задаться вопросом: как наши инженеры могли допустить сразу столько грубейших хозяйственных ошибок? Но тут надо учитывать, что они работали фактически еще в советской парадигме, когда надо задействовать всю существующую кооперацию. То есть "Ангара" выполняла еще и социальные задачи, предоставляя работу и Химкам, и Королёву, и Воронежу, а теперь еще и Омску. "
Крайне интересные представления о т.н. "советской парадигме", впрочем, вроде бы по возрасту В.Егоров вряд ли сталкивался с ней на практике.
"Илону Маску было проще, он сразу начинал решение задачи со стоимости производства и на “пустом месте”."
Насколько оно было пустым, с учетом представленных ему людей, технологий и инфраструктуры - это очень интересный вопрос. Особенно в области стратовых сооружений.
"Будущее "Ангары" теперь возможно только в роли политической подстраховки на случай угрозы утраты Байконура. "
Только в Казахстане об этом не знают.
"Ракета сделала свое дело — сохранила ракетостроительные кадры в сложный переходный период, позволила вырастить новое поколение конструкторов, которым теперь надо ставить актуальные задачи с рыночным потенциалом. "
А как это так называемое сохранение вяжется с фактической ликвидацией московской производственной площадки того же ГКНПЦ?
Ладно бы именно туда передали "Союз-5", раз уж диаметр предполагается тот же, что и у "Протона-М" - 4,1 м и использовали этих самых опытных людей в разработке, так нет - именно опыт "Ангары" и исчезает. Хотя и принцип модульности, и даже семейство двигателей у этих РН общее, со своими общими проблемами. Так что не использовать этот опыт - просто расточительно!
А численность сотрудников он-таки исправил:
"UPD: исправлена численность сотрудников Центра Хруничева по состоянию на 2017 год ."
Непрично же с такой неточности начинать статью, просто неприлично.
Ну а судить, можно ли доверять его окончательным выводам и анализу причин существующих проблем у "Ангары" при наличии такого количества неточностей и умолчаний, да и судить о том, могла ли "Ангара" в принципе завоевать рынок, я предоставляю читателям.
Если кого-то интересуют детали печальной истории "Ангары", то отсылаю к статье И.Афанасьева и Д.Воронцова "Ангара" как срез эпохи "Ангара" как срез эпохи (окончание)
Ну и читайте руководства пользователя РН - там можно свободно найти официальную информацию по большинству возникающих вопросов!
Первый пуск Ангары-1.2ПП запланирован на 27 июня 2014 года, первый пуск Ангары-А5 - на конец этого года.
Замечания
- Роскосмос оплатил создание двух ракет в линейке: легкой Ангара-1.2 и тяжелой Ангара-А5.
- Сверхтяжелые версии носителя Ангара-А7 и Ангара-А7В (с водородной третьей ступенью) потребовали бы создания отдельного стартового стола. Учитывая, что руководство Роскосмоса выступило против сверхтяжелой ракеты на базе Ангары, ее появление в будущем крайне маловероятно.
- Есть мнение, что Роскосмос не планирует использовать Ангары-1.2. Новая ракета Союз-2.1в, которая аналогична ей по грузоподъемности, по всей видимости, кажется чиновникам более предпочтительной. Таким образом, единственное практическое назначение Ангары - замена "Протона-М". Появление "Ангары" позволит российским военным производить запуски космических аппаратов на геостационарную орбиту с российской территории.
- Ракета среднего класса Ангара-А3 не разрабатывалась, однако для нового пилотируемого корабля потребуется носитель грузоподъемностью около 15 тонн. Им может стать как новая разработка ЦСКБ "Прогресс", так и Ангара-А3.
- Стартовый стол для ракеты построен на космодроме Плесецк, еще один стол на Восточном планируется построить в 2018 году.
Ракета в новостях
- 05.2012 - Глава Роскосмоса В. Поповкин подтвердил, что стартовый комплекс для Ангары будет строиться на космодроме Восточный (журнал "Новости космонавтики" 2012/№5 стр. 41)
- 29.06.2012 - Макет ракеты-носителя "Ангара" доставлен на космодром Плесецк для аттестации наземного технического и стартового комплекса и подтверждения готовности его к пускам (РИА Новости)
- 26.07.2012 - Испытания комплекса для подготовки ракет "Ангара" начались в Плесецке (РИА Новости)
- 16.08.2012 - Ангара-1.2 и Ангара-5 впервые полетят в 2013 году, причем к концу 2012 года летный образец тяжелой версии будет готов на 60%, а летный образец легкой версии будет уже отправлен в Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ имени М.В.Хруничева)
- 12.09.2012 - Химкинское НПО «Энергомаш» направило в ГКНПЦ имени Хруничева первые двигатели РД-191 для ракет нового поколения «Ангара», летные испытания которых должны начаться в 2013 году, сообщил представитель НПО Владимир Судаков на международной авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине.
- 11.12.2012 - Испытания "Ангары" идут с проблемами, но ракету запустят в срок. Во второй половине 2013 года планируется запуск ракеты легкого класса, также войска ВКО готовятся к запуску ракеты тяжелого класса (РИА Новости)
- 18.01.2013 - Пуск "Ангары" с Плесецка запланирован на октябрь-ноябрь 2013 г (РИА Новости)
- 1.03.2013 - В ГКНПЦ им. Хруничева прошла примерка головного обтекателя ракеты-носителя Ангара 1.2ПП; первая ступень ракеты готова к испытаниям на КИСе и находится в режиме хранения. Продолжается процесс сборки РН Ангара-А5. (Пресс-релиз на khrunichev.ru)
- 28.03.2013 - Роскосмос подтвердил, что рассчитывает осуществить запуск тяжелой ракеты "Ангара" в текущем году (РИА Новости)
- 29.03.2013 - Принято решение о строительстве стартового комплекса для ракет-носителей "Ангара" на космодроме Восточный, сообщил Поповкин (РИА Новости)
- 24.04.2013 - Первая ракета "Ангара" стартует с Плесецка в 2014 году (РИА Новости)
- 6.05.2013 - Пуск легкой ракеты "Ангара" запланирован на середину 2014 года, а тяжелой - в конце 2014 года (РИА Новости)
- 22.05.2013 - Ступени летного издения Ангара-1.2ПП начнут грузить 23 мая для отправки на Плесецк. ()
- 22.05.2013 - Селиверстов: первый пуск "Ангары-1.2ПП" - май 2014 года (орбитальный с имитатором полезной нагрузки), первый пуск "Ангары-А5" - конец ноября 2014 года
- 28.05.2013 - Первая летная ракета-носитель «Ангара» отправлена на космодром Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ им. Хруничева)
- 12.09.2013 - Космодром "Плесецк" почти полностью завершил подготовку к пуску легкой ракеты "Ангара" (РИА Новости)
- 26.11.2013 - На космодроме Плесецк полнофункциональный макет ракеты-носителя "Ангара" впервые установили на стартовый стол (первая примерка) (ИТАР-ТАСС)
- 10.12.2013 - На итоговой коллегии Минобороны С.Шойгу отметил отставание строительства космического ракетного комплекса "Ангара" на 3-6 месяцев (RIP Новости)
- 19.12.2013 - Остапенко: Лично мое убеждение, что данная ракета для Восточного - это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться. (Известия)
- 7.01.2014 - Комплексные испытания стартового комплекса "Ангары" пройдут весной. После этого можно будет говорить о сроках проведения летных испытаниях ракеты-носителя "Ангара" (Интерфакс)
- 5.02.2014 - Собранная на омском "Полете" Ангара полетит уже в мае (откровенная ерунда, источник: Омск-Информ)
- 17.02.2014 - Первый пуск "Ангары" запланирован на II квартал этого года (РИА Новости)
- 24.02.2014 - Старт для легкой "Ангары" в Плесецке должен быть готов к концу июня, для тяжелой - к концу года (РИА Новости)
- 24.02.2014 - Первая пусковая установка для "Ангары" на Восточном должна быть построена к 2018 году (Пресс-служба Роскосмоса)
- 20.03.2013 - Первый запуск новой космической ракеты "Ангара" намечен на июль (РИА Новости)
- 18.04.2014 - Первый испытательный пуск легкой "Ангары" планируется на 25 июня (РИА Новости)
- 21.04.2014 - Первый испытательный пуск ракеты-носителя “Ангара” будет осуществлён по суборбитальной траектории без выведения полезной нагрузки на орбиту (“Красная Звезда")
- 19.05.2014 - Россия не откажется от использования ракет-носителей "Протон-М" до 2025 года (ИТАР-ТАСС)
- 28.05.2014 - Межведомственная комиссия утвердила дату первого пуска легкой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк - 25 июня (