Спорт инвалидов: определение и классификация. Экстрим с неограниченными возможностями Самый опасный вид спорта которым может заняться новичок

В России становится всё больше инвалидов, занимающихся экстремальными видами спорта

Об этих людях говорят, что у них ограниченные физические возможностями, но они покоряют вершины, преодолевают бурные реки или устанавливают силовые рекорды.

Слово «инвалид», пришедшее из латинского языка, означает бессильный, слабый, немощный. Такое определение совершенно не подходит для спортсменов-экстремалов. «Мы не считаем себя людьми с ограниченными возможностями», — говорит Алексей Малышев, который, несмотря на то, что не ходит, отлично управляется с каяком — байдаркой, распространенной у народов Арктики.

«Мне кажется, что инвалидность не зависит от физического тела. Прежде всего — это способ мышления: некие шоры, которые человек надевает в силу того, что признает себя инвалидом. Когда человек начинает жалеть себя — он ограничивает себя. Ограничивает свое движение, ограничивает порывы души», — сказал Алексей Малышев.

Алексей в раннем детстве лишился возможности передвигаться на собственных ногах. Сейчас ему 48, он сумел найти свое место в жизни, сделал карьеру и стать настоящим спортсменом-экстремалом.

«Меня всегда привлекали стихии: тянуло в горы, в небо, в море, — говорит Алексей Малышев. — Звала стихия бурной воды. Поэтому я пришел в каякинг. В клубе на меня сначала посмотрели так, как будто я пришел не туда. Но, тем не менее, согласились. Таскали мои вещи, а иногда и меня самого. Но когда я оказывался в лодке, я отрабатывал свое место в ней на сто процентов. И вот это, наверное, было самым главным».

После каякинга пришел водный слалом. Малышев и там сумел показать себя. В жизни вне спорта — он счастливый семьянин и замечательный графический дизайнер. Всего добиться в жизни ему помог, как он сам говорит, внутренний порыв и вера в то, что все возможно. Такой же точки зрения придерживается пловец Алексей Обыденнов. У него полностью нет одной руки, а вторая сохранилась до локтя.

«Я получил травму, когда мне исполнилось 14 лет, — рассказывает Алексей. — До этого возраста я активно занимался спортом. Поэтому, наверно, мне присущ спортивный дух и тяга к приключениям, не угасшая с получением травмы».

В начале 90-х в России началась мода на бодибилдинг. Алексей Обыденнов не мог качаться, как другие, но это его не остановило:

«Уже с травмой, не имея обеих рук, я стал придумывать собственные приспособления для тренировок. И потихонечку мое тело стало меняться. Видел, как это удивляет моих друзей. И это меня стимулировало. Более того, бодибилдинг помог мне адаптироваться в той жизненной ситуации, в которую я попал».

В 2007 году Алексею предложили участвовать в программе «Рекорд России». На тренировке Обыденнов взял слишком большой вес. В итоге упал, а придавившая сверху штанга переломала ребра. Однако он опять смог сделать так, что поражение обернулось победой. В травматологии, где его собирали по кусочкам, кто-то из врачей посоветовал начать заниматься плаванием.

«Я решил попробовать, — вспоминает Алексей. — И достиг достаточно серьезных результатов. Выполнил норматив мастера спорта. А в этом году стал чемпионом России, чего три года назад не мог себе представить даже в самых радужных мечтах».

Системный администратор Обыденнов — любящий и любимый муж, счастливый отец трехлетней очаровательной крохи. И это дает ему силы успевать всюду и везде.

Силач Сергей Истомин создал свое силовое шоу, с которым выступает в больницах и детских домах. Он гнет сковороды, жонглирует гирями. Отсутствие обеих ног делает еще острее желание преодолеть то, что и здоровым не под силу, говорит Сергей:

«Ну почему мы занимаемся экстремальными видами спорта? Хочется компенсировать то, что ты не можешь сделать, чем-то другим. И придумываешь какие-то вещи, которые ты можешь сделать лучше других. Вот, например, мы забирались на Эльбрус, у нас были инвалидные коляски с лыжами. И на руках мы себя подтягивали на веревках. Для силового шоу я придумал крепление сзади для спины, и получается, что я как будто стою. А значит, могу поднимать и подбрасывать гири».

Конечно, не всё так гладко в жизни этих людей. Порой несколько ступенек и отсутствие пандуса может стать для нас непреодолимым препятствием, говорит Сергей Истомин:

«Я был во многих странах. В любой храм есть пандус. А здесь в России не могу попасть ни в одну православную церковь. Между прочим, инвалидов в стране 15 миллионов. Как правило, в город ездишь с другом каким-нибудь, который помогает тебе бордюры переехать».

Несмотря на то, что Россия в последние годы уделяет особое внимание проблемам инвалидов, она пока еще в начале пути, который поможет стать государству более приспособленным для жизни людей с ограниченными возможностями.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых изменений, которые определяют его новый социальный статус - «инвалид». Этот статус может быть следствием болезни, травмы, врождённого дефекта, который может появиться у человека либо в раннем детстве, либо на любом отрезке его жизни. Статус инвалида влияет на формирование нового образа «Я», нового отношения к себе и к окружающим, нередко возникает искаженное социальное функционирование на фоне развивающихся невротических состояний и патологического развития личности. Очевидно, что человеку с врожденными или приобретёнными органическими поражениями, необходима помощь и забота общества, направленная на создание условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации имеющихся у него возможностей и безболезненной интеграции в общество. Одним из действенных механизмов интеграции инвалида в общество является социальная реабилитация. В последние годы социальную реабилитацию рассматривают как технологию социальной работы для лиц с ограниченными возможностями. Она направлена: 1) на восстановление здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, моральнопсихологического равновесия, уверенности в себе; 2) развитие возможностей инвалида управлять своей жизнью, быть независимым, адекватным новым условиям. Одним из средств социальной реабилитации инвалидов может быть физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. История физической культуры и спорта инвалидов начинается с 1924 года, с момента создания спортивной организации глухих, санкционирующей любые соревнования инвалидов. В настоящее время физкультурно-спортивная работа ведётся среди четырёх групп инвалидов: с нарушениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Среди видов спорта, которые доступны инвалидам, уже традиционно выделяют футбол,

2 легкую атлетику, баскетбол, волейбол, лыжи, классическую и вольную борьбу и др. Однако инвалиды вовлекаются и в экстремальные виды спорта - горные лыжи и парашютный спорт. Для инвалидов, решивших приобщиться к парашютному спорту, была разработана Московская программа «Небо, открытое для Всех!». Основной целью программы является участие в социально-психологической реабилитации инвалидов путём привлечения их к занятиям парашютным спортом, создание для инвалидов условий для занятий данным видом спорта, организация и проведение парашютных прыжков на двухместных парашютных системах «Тандем» с инструктором. Данная программа существует уже несколько лет и работает с инвалидами, имеющими физические недостатки вследствие травм и ампутаций конечностей, прыгающих как с протезами, так и без них. Впервые в истории мирового парашютного спорта в 2004 году в Самаре был проведён первый открытый чемпионат России среди парашютистов-инвалидов. Соревнования прошли по классическим дисциплинам парашютного спорта: индивидуальной акробатике и точности приземления. Также создана и функционирует Межрегиональная общественная организация «Ассоциация молодёжных инвалидных организаций», одним из направлений деятельности которой является содействие и привлечение инвалидов к занятиям парашютным спортом. Анализ организации парашютного спорта для инвалидов на аэродромах «Коломна» и «Ступино», позволяет выделить ряд позитивных моментов: занятия парашютным спортом способствуют получению инвалидами позитивных эмоций, чувства самоутверждения через преодоление чувства страха перед прыжками. Для инвалидов важным становится факт того, что спортивная активность способствует снижению комплекса неполноценности, преодолению изоляции и межличностных барьеров, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, ощущению себя равноправными гражданами, препятствует «уходу в себя», «в

3 свой недуг». Происходит заметное улучшение самочувствия, повышение уровня здоровья и физической подготовленности, расширение возможностей двигательных действий, самореализации при занятии спортом. Однако, при всех позитивных моментах, следует очертить круг проблем, от решения которых зависит эффективность реабилитационного процесса: 1) отсутствие научных исследований по данной проблематике, поэтому весь реабилитационный процесс идёт по «эмпирическому пути»; 2) отсутствие на аэродроме профессиональных кадров для работы с инвалидами (социальных работников, реабилитологов, психологов, медиков, тренеров со специальной подготовкой). По нашему мнению, непременным условием успешной работы тренера с инвалидами должно быть ясное представление не только о текущем психофизиологическом состоянии того или иного человека, но и о природе инвалидности, особенностях протекания данного заболевания. Несомненно, что межличностное общение должно проходить в духе конструктивных отношений; 3) отсутствие целевого финансирования на проведение спортивной работы. Как известно, парашютный спорт - это весьма затратный вид спорта, и не каждый инвалид в состоянии найти материальные средства на занятие любимым видом спорта, участие в соревнованиях, приобретение собственной парашютной системы; 4) сложность перемещения инвалидов до аэродромов по дорогам и в транспорте; 5) отсутствие социально-бытовых условий для проживания и тренировок инвалидов; 6) недостаточно продуманная теоретическая и наземная подготовка для инвалидов, отсутствие системы специальных упражнений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат.

4 7) незрелость общественного мнения по вопросу о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности». В решении данных проблем, существенную роль может оказать специалист социальной работы. Имея доступ к статистическим данным в управлении социальной защиты населения, он может выявить тех инвалидов, которые имеют желание заняться данным видом спорта. Далее специалист, реализуя свою посредническую функцию, может организовать поиск спонсоров, а также бюджетных средств, выделяемых на развитие спорта для инвалидов. Он может помочь обеспечить транспорт, организовать питание, проживание, контролировать соблюдение бытовых условий на аэродроме. Он может привлечь к работе профессиональных тренеров для проведения теоретической и наземной подготовки по месту жительства инвалида, а также обеспечить помещение для проведения подготовительной работы. Таким образом, спорт, в том числе и парашютный, содействует интеграции инвалида в общественную жизнь. Он позволяет включаться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Кроме этих психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида. Проведённые пилотажные социально-психологические исследования показывают, что привлечение инвалидов к занятиям парашютным спортом способствует их социальной и психологической реабилитации, мобилизации скрытых резервов человеческого организма, развивает волю и уверенность в себе. Но для того, чтобы добиться обозначенных целей, необходимо проводить научные исследования в области реабилитации инвалидов средствами парашютного спорта; разрабатывать технологии такого вида деятельности; определять роль каждого специалиста в реабилитаци

5 онном процессе; решать организационные проблемы силами государственного и негосударственного секторов. Р. Медведев Молодёжная преступность: сущность, причины и профилактика Молодёжь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Она находится в нестабильном положении, переживая кризис системы ценностей и социальной адаптации. В социологии преступность рассматривается в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Её можно определить как относительно устойчивую и распространённую форму девиантного поведения, достигшую степень общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Молодёжная преступность является одной из актуальных проблем российского общества, которая видится весьма злободневной с точки зрения её распространённости и включённости в социум. Это одна из реалий современной России, с которой приходится считаться. Оставив данную проблему без должного внимания, мы рискуем потерять контроль над подрастающим поколением, и как следствие этого - возможность влиять на процесс социализации. Это, в свою очередь, грозит нам утратой преемственности поколений и стабильности социума. К основным причинам молодёжной преступности следует отнести: Отрицательные влияния в семье, связанные с низкой культурой родителей, их жестокостью и грубостью, пьянством и асоциальным поведением. Отрицательные влияния в ближайшем окружении, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Проникновение в молодёжную среду стереотипов асоциального поведения. Например, пропаганда культа силы и наркотиков.


От 22 августа 2013 г. 928-р- Об утверждении Концепции развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года В целях развития адаптивной физической

Стр. 3 из 14 Содержание Паспорт социальной программы «Социализация инвалидов»... 4 1 Актуальность и обоснование социальной значимости... 7 2 Основные цели и задачи программы... 7 3 Основные принципы программы...

УДК 376.1 Варфоломеева О.И., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 12 «Брусничка» Россия, г. Усть-Илимск СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья В каждом обществе есть люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Количество людей

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ Пучина С.В. Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия MAIN ISSUES OF SOCIAL ADAPTATION OF ATHLETES AFTER CAREER

СИМПОЗИУМ «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТИВНЫЙ СПОРТ» 8 Октября, 2016 Москва, Россия 1 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время все большее количество специалистов социальной сферы признают важную роль адаптивного спорта

Таким образом, становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил внутреннего развития, а с другой

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

Профессиональный критерий социально-педагогической работы с детьми инвалидами Прохорова О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной политики и социального управления В процессе социализации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОАРХАНГЕЛЬСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 августа 2016 года 223 г. Малоархангельск Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «БИБИРЕВО» ФИЛИАЛ «ЛИАНОЗОВО» Проект «Небо для всех»

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов» Разработал: Павлова Н.В. э 2015г. Всего в мире насчитывается

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Адаптивная физическая культура как механизм межведомственного взаимодействия в процессе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) О. Я. Бойко, к.п.н., генеральный директор СООБО

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ основной образовательной программы по направлению подготовки высшего образования 034400(62) Физическая культура

Проект «Мое здоровье мое будущее» Кураторы проекта: главный специалист отдела образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга О.А. Постнова; методист ИМЦ Красногвардейского района,

Социально-реабилитационные программы стационарного отделения Программа социальной реабилитации «Азбука выживания» Цель: социализация и реабилитация детей через обучение правилам поведения, обеспечивающим

Адаптивная физическая культура территория социального партнерства О. Я. Бойко, к.п.н., генеральный директор СООБО ДИСпО-центр исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области,

АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27.09.2010 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1088 р.п.сосновка Об утверждении районной целевой программы «Развитие физической культуры и в Сосновском районе на 2009-2012

Паспорт программы 1 Наименование Физкультурно - оздоровительная и спортивная программы деятельность НОУ «ССЦ «Калибр» 2013-2016 годы. 2 Разработчик НОУ «ССЦ «Калибр». программы 3 Дата принятия Приказ N

Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе Сибирского региона

Царева Н.М., кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университета имени Н.Г. Чернышевского»,

Утверждено на заседании кафедры ТиМ МБО и БЖ протокол 1 от 20.10 2015г. Зав.кафедрой /Колпакова Т.В. Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по специальности 032102.65 «Физическая культура

ФГБУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» Проект материалов для формирования методических рекомендаций по установлению государственных требований к уровню

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ БАХЧИСАРАЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «13» 12. 2017 524 пгт. Куйбышево «Об утверждении Положения об обеспечении

Технологии, программы, проекты, разработанные в автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Социально-оздоровительный центр «Сыновья» п/п Наименование Целевая группа Цель 1. Программа

1 из 9 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 из 9 1.1 Настоящее Положение о порядке реализации дисциплин по «физической культуре и спорту» в Рубцовском индустриальном институте (филиале) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный

МКДОУ «Военногородской детский сад» Тема: «История адаптивной физической культуры для лиц с поражением интеллекта» Выполнила: Иванова Ирина Александровна История адаптивного физического воспитания в нашей

Основные подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов По данным статистики более 8 % детей имеют ограничения по состоянию здоровья и нуждаются в особых условиях для получения образования, коррекции

Проблемы социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться

Перечень тем магистерских диссертаций направления подготовки 49.04.01.01 - «Основы спортивной подготовки» Направление 1. Теория и методика физической культуры 1. Основы теории и методики обучения двигательным

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

Особенности работы социального педагога в условиях стационара реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями Необходимость создания специализированных центров, предназначенных для реабилитации

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Воронова Т.В. МБОУ «Городская гимназия 1» «Система общего образования должна быть направлена

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. «Основы реабилитации» базовая подготовка, очно-заочная (вечерняя) форма обучения ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Модернизация как вектор развития системы социальной защиты населения стями. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ограниченными возможностями

Инвалидность, как медико-социальная проблема СПб ГБУЗ «Поликлиника 88» Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Фассахова Галина Васильевна 2 Инвалидность один из важных медикосоциальных

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С. А. Цой, заведующий социально-реабилитационным отделением для граждан пожилого возраста и инвалидов БУ Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Комплексный центр социального

ИНВАЛИДНЫЙ СПОРТ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Истомин А.Г., Стратий Н.В., Веретельникова Ю.А., Кисель Е.И. Харьковский национальный медицинский университет г. Харьков, Украина Постановка задачи. В нашем обществе

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 1.1. Развитие и пропаганда физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Калининском районе. 1.2. Привлечение инвалидов и лиц с ограниченными

1 Пояснительная записка Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи

Чубакова Гулюся Завзятовна тренер-преподаватель МБОУ ДОД СДЮСШОР «Сибирские медведи» г. Новый Уренгой, ЯНАО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТЫ СДЮСШОР Аннотация: в данной статье рассматривается

Приложение 1 Терминологический словарь 1. Адаптация процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); процесс адекватного

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВКР по направлению «Физическая культура» 1. Специфические особенности работников сферы Физической культуры и спорта в городских и сельских муниципальных образований Тюменской области.

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ основной образовательной программы по направлению подготовки высшего образования 034400(62) Физическая

Приложение 45 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ 18 Приказ 33-од от 31 августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» уровень основного

Введение Рабочая программа по физической культуре составлена на 2016-2017 учебный год для 5-А и 5-Б классов МБОУ» Лицей 1». Уровень изучения предмета - базовый. Рабочая программа по физической культуре

Утверждаю: государсгжннм. университет» ИТНдаоросмм ПРОГРАММА филиала Кубанского государственного университета в городе Новороссийске - «ВУЗ здорового образа жизни» Состояние здоровья молодежи является

Приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края Вносится главой администрации (губернатором) Краснодарского края Проект ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ О физической культуре и спорте

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 6 2018 ЛФК КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Тутаришев

ГЛАВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РОДНИКИ РАМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31.10.2017г. О внесении изменений в муниципальную программу городского Раменского муниципального района

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение» 1. Общие положения 1.1. Состояние психического здоровья

Приложение к постановлению администрации Новодеревеньковского района от 18 ноября 2016г. 233 Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Новодеревеньковском районе на 2017 2020 годы»

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Содержание учебного предмета «Физическая культура» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (5 класс) ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИГАЕВСКОЕ» П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21.08.2017 235 с. Сигаево Об обеспечении условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципального

Список литературы 1. Чернышева Л.Г. модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2006. 7 С. 95-97 2. Ханевская Г.В. Механизм

В.А. Епифанов А.В. Епифанов Лечебная физическая культура 3-е издание, переработанное и дополненное Учебное пособие Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития

МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗОЖ И ЗАНЯТИЯМ СПОРТА Густова М.С. Шуйский филиал «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия MOTIVATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES TO

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Образовательный комплекс дизайна и технологий» (ГБПОУ ОКДиТ) Рабочая программа

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Москва, 2015 год Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Робототехника» разработана на основе документа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства

Пояснительная записка Данный Учебный план является нормативным документом, определяющим реализацию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального

Порядок организации занятий дисциплины «Физическая культура» с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учѐтом индивидуальных способностей и состояния здоровья инвалидов

Погодина Е.К. УО «БГПУ им. М. Танка» СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Ключевые слова: противоправное поведение несовершеннолетних, профилактика правонарушений,

1. Пояснительная записка... 3 2. Содержание учебного предмета... 4 3. Календарно-Тематическое планирование... 7 1. Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 составлена

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕСТЕРОВСКИЙ РАЙОН» от «20» декабря 2012 года 1249 г. Нестеров Об утверждении Программы «Физическое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новинская школа» Богородского района Нижегородской области Приложение 13 к адаптированной основной образовательной программе, утвержденной приказом

Экстремальные виды спорта приобретают всю большую и большую популярность.

Люди интересуются ими, но часто не знают, как подобрать вид спорта, как обезопасить себя от травм, задаются многими другими вопросами.

Сегодня мы попытаемся на них ответить.

Что привлекает людей в опасных видах спорта?

Прежде всего, желание заняться экстремальным видом спорта – это желание уйти от рутины, бросить себе вызов, ощутить всплеск адреналина в крови. Это желание раскрасить мир новыми красками, поднять самооценку, узнать, на что ты способен.

В отличие от традиционных видов спорта, экстрим-спорт дает возможность не только укрепить здоровье, проникнуться духом соперничества и похвастаться достижениями перед друзьями и коллегами, но и открыть невиданные прежде горизонты.

Вот почему люди готовы пойти на риск, даже когда этот риск связан с их здоровьем, вот в чем смысл, вот в чем удовольствие таких видов спорта.

Какие виды экстремального спорта наименее травмоопасны?

К сожалению, любой экстремальный вид спорта связан с опасностью, но следующие виды спорта могут считаться наиболее безопасными с точки зрения получения травм:

  • Зорбинг. Наиболее распространенный вид зорбинга, доступный на многих курортах — перемещение в воздушном шаре по воде. То же самое можно делать и на пересеченной местности, например, вниз с горы.
  • Велоспорт. Интересные варианты фрирайд и кросс-кантри. Фрирайд – езда по пересеченной местности с преодолением препятствий. Кросс-кантри – гонки по пересеченной местности, главной особенностью которых является не преодоление препятствий, как в предыдущем случае, а большое количество спусков и подъемов.
  • Горные лыжи. Спуск с горы на специально адаптированных под это лыжах.
  • Рафтинг. Сплав по горной реке на рафте – надувное маломерное судно, прекрасно приспособленное к путешествиям по горным рекам.
  • Скейтбординг. Катание на роликовой доске (скейтборде) с выполнением трюков.
  • Роллерблейдинг. Экстремальное катание с преодолением препятствий на роликовых коньках.

Самый опасный вид спорта которым может заняться новичок?

Следующие виды спорта не требуют специальной физической подготовки и доступны для начинающих.

  • Парашют (в тандеме). Прыжок в связке с инструктором может позволить себе даже самый неопытный человек и получить от этого небывалые ощущения.
  • Горные лыжи. Все, что нужно, это горнолыжный комплекс, аренда инвентаря, склон для новичков и немного терпения.
  • Дайвинг с инструктором. Доступен на любом морском курорте. Погружение на глубину с аквалангом.
  • Рафтинг. Что это такое уже упоминалось выше. Достаточно прост для новичка, так как главное, чему необходимо научиться, это управляться с веслом, а остальное приложится.
  • Скалодром. Естественный горный ландшафт вряд ли покорится новичку, но скалодром в родном городе может дать не меньше ощущений и оказаться в чем-то даже интереснее естественных горных массивов.
  • Банджи-джампинг. Прыжок с высотки или с моста на резиновом тросе с использованием альпинистского снаряжения для обеспечения безопасности. Не требует специальной подготовки, кроме железных нервов.

Как свести к минимуму риск получения травмы?

К сожалению, универсального алгоритма поведения, гарантирующего полную безопасность, нет, но существуют довольно эффективные способы избежать травм:

  • Информированность. В интернете существует множество источников по разным видам спорта, возможные видео по теме. Также, хороший вариант это расспросить максимальное количество опытных людей, занимающихся выбранным видом спорта. Это даст информацию о возможных проблемах и возможность заранее продумать свои действия в экстренной ситуации. Помимо этого, опытные люди могут дать рекомендации, связанные со спецификой конкретного вида спорта.
  • Экипировка. Практически все экстремальные виды спорта требуют специальную экипировку, либо же банальные средства зашиты вроде шлема, налокотников и наколенников. При покупке важно убедиться, что выбранные вещи надлежащего качества (если шлем мнется от давления пальцем, вряд ли он будет более эффективен при ударе), не стесняют движений и подходят по размеру.
  • Здравая оценка своих сил. Если вы первый раз стоите на сноуборде, попытки выполнять трюки, которые исполненяют профессионалы, вряд ли закончатся хорошо. Также стоит убедиться, что у вас нет противопоказаний к занятиям спортом в принципе и экстремальным спортом в частности.
  • Физическая подготовка. Не обязательно проводить сутки напролет в тренажерном зале, но, если вы решили заняться экстремальным спортом, стоит начать делать зарядку по утрам. Или хотя бы разогреть мышцы перед тем, как покорять новые высоты.
  • Соблюдение техники безопасности. Любое место, предоставляющее услуги занятия экстрим-спортом имеет список несложных правил безопасности. Соблюдение этих правил — лучший гарант удачной тренировки.

Нужен ли тренер?

Один из самых популярных вопросов, возникающих у новичка. Ответ однозначен: нужен. Удовольствие это обычно недешевое, и многие считают, что они справятся сами.

Однако лучше все-таки найти тренера хотя бы для первых двух-трех раз, чтобы на практике понять, с чем вы имеете дело, как себя вести и как себя обезопасить, чем получать переломы после первой же попытки.

Тренер не только научит вас пользоваться доступным инвентарем, но и объяснит основы техники безопасности, а также будет страховать на первых порах освоения выбранного вида спорта.

Сколько стоит заняться опасным видом спорта в Москве?

Последний вопрос – вопрос цены. Вот средние цены по Москве на наиболее доступные виды экстрим-спорта:

  • Сноубординг. Покупка сноуборда обойдется от 7 000 до 30 000. Средняя цена ботинок 5 000. Крепления потребуют затрат в районе от 2 000 до 7 000. Куртка среднего качества около 4 000, горнолыжные штаны примерно 3 000 – 6 000. Дешевле выйдет прокат оборудования: средняя цена комплекта из доски, креплений и ботинок в пунктах проката по Москве – 500 – 600 рублей в сутки. На горнолыжном комплексе примерно такая же цена будет стоять за час.
  • Горные лыжи. Одежда подойдет та же, что и для сноуборда. Что касается оборудования, горные лыжи: от 10 000 до 60 000, крепления к ним: от 2 000 до 12 000, ботинки: 3 000 – 14 000. Прокат комплекта из лыж, ботинок, креплений и палок выйдет 500-700 рублей в сутки в пунктах проката, на горнолыжном комплексе та же цена за час.
  • Банджи-джампинг. Средняя цена 1 прыжка 800 – 1 000 рублей.

Удачи в покорении новых вершин, и помните, храбрец не тот, кто не испытывает страх, а тот, кто умеет его преодолеть.

2015-03-18

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Пояснение эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем языке, лучше мыслит, тоньше понимает себя. Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

1. фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, страх и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза . Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам.

3 фаза. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель – снятие психоэмоционального напряжения, нежелательного поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами делается перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (общение между собой). Между третьей и четвертой фазой можно провести игру на внимание, память, подвижную игру. Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции должны быть на каждом занятии


Заканчивается занятие расслаблением детей, обучением их саморегуляции. На занятиях по психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный для юных спортсменов, адаптированный для школьников. При проведении тренировки необходимо: соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение .

Автор предлагает музыкальное сопровождение каждого этюда, использование приема сочинения историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. По данному методу широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в цвет своего эмоционального состояния. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к усилению воздействия. Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.

Авторы из г. Сакт- Бардиер, И. Ромазан, Г. Чередникова разработали другое направление психогимнастики, которую можно использовать для детей, начиная с 3-х летнего возраста. Специфика организации занятий - каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, движения. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании, все предметы и события должны быть воображаемыми; в структуру занятий входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

В танцевальной терапии основополагающим правилом является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру.

Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона. «Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.

Задачей психокоррекционной работы является выявление, проработка телесных «зажимов», достижение свободных и естественных движений. Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются способом выразительного движения . Танец – это общение, культурно-приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии, в большей степени, делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляются все способы межличностного общения.

Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Направление танцевальной терапии приобрело значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Особую роль танцтерапия имеет, как способ осуществления контакта с аутичными, недоступными для речевого воздействия больными. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения и реализовать это напряжение в креативном русле. Важной целью танцтерапии является развитие положительного образа собственного тела, который связан с положительным образом «Я».


Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать применение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтических мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует восстановлению утраченных навыков общения и труда. В танцевальной терапии выделяются: структурированный танец; спонтанные выразительные движения; свободные движения с заданным ритмом и др.

7.5. Экстремальные виды двигательной активности

К отличительным чертам экстремальных видов двигательной активности (ЭВДА) относятся следующие:

1. Наличие риска, повышенное психическое напряжение, новые, опасные условия выполнения двигательных заданий.

2. Для АФК принципиально важно, чтобы двигательная деятельность не несла реальной угрозы занимающимся лицам с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидам. Экстремальными упражнениями могут быть самые обычные для здоровых людей двигательные действия (прыжок в глубину, лазанье по канату, велоспорт и т. д.). Здесь не стоит стремиться к использованию реально опасных и рискованных для здоровья, жизни людей двигательных заданий. Главное состоит в том, чтобы занимающиеся воспринимали их, как опасные и рискованные упражнения, выполнение которых связано с преодолением чувства страха.

3. Специалисты обязаны предусмотреть все необходимые меры обеспечения безопасности, в том числе, и для случаев неадекватных действий занимающихся, хорошо владеть умениями и навыками оказания физической помощи и страховки.

4. Возможность использования в полной мере так называемого эндорфинового эффекта. Эндорфины – морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различных ситуациях, в том числе, в результате напряженной физической активности, в период опасности, преодоления страха. По своему эффекту эндорфины способны оказывать болеутоляющее и успокаивающее действие, вызывать ощущение счастья, преодолеть чувство депрессии, тревожности, беспокойства.

5. В момент преодоления страха у занимающегося повышается самооценка, что в дальнейшем способствует самоутверждению личности, повышению уважения, укреплению авторитета в глазах сверстников.

6. Возможность вытеснения из сознания предшествующего мировосприятия, полного переключения на другой вид деятельности .

7. В настоящее время ЭВДА получили развитие в антинаркотической профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.

В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная. Преодоление себя, самоутверждение, выделение эндорфинов гипофизом занимающихся лиц способствует доминированию гедонистической функции. Профилактика состояний фрустрации , депрессии и т. д. подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде АФК.

Ведущими принципами ЭВДА являются социальные – интеграции, социализации, приоритетной роли микросоциума , среди специально-методических в указанных видах АФК необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.

Методика занятия при занятиях ЭВДА

Для АФК экстремальными видами двигательной активности могут быть хорошо известны упражнения, выполняемые в необычных условиях. Например, следующие:

Ходьба и бег с закрытыми глазами, особенно выполняемые, на ограниченной опоре; ходьба, бег и прыжки на возвышенной опоре; прыжки в глубину (с возвышения); лазанье по канату, гимнастической стенке с открытыми и закрытыми глазами; спуск с возвышения в инвалидной коляске спиной вперед, с закрытыми глазами и т. д. Очень важной группой средств являются упражнения с ускорениями тела человека в вертикальном, горизонтальном направлениях, упражнения с вращениями тела в различных плоскостях.

Такие упражнения очень полезны для тренировки вестибулярного аппарата, что имеет большое значение для неслышащих спортсменов и лиц, использующих инвалидные коляски. В работе дается описание специальных устройств и тренажеров для тренировки вестибулярного аппарата, представим некоторые из них:

§ «Качающаяся палуба» - суть тренировки заключается в развитии способности человека противостоять вестибулярным «недогрузкам».

§ «Многостепенный вращающийся стол», главная задача – научиться восстанавливать и сохранять равновесие после и во время смешанных качаний и вращений. После выработки навыка при зрительном контроле тренировка усложняется путем закрывания глаз.

§ Тренажер «Гигантские шаги». Задача – разбежавшись, начать вращение по большому радиусу, поддерживая вращение толчками ног во время приземлений. Во время выполнения упражнения на тренажере мышцы рук, спины и живота испытывают сильное напряжения.

Для инвалидов некоторых нозологических групп (по слуху, зрению, с поражением интеллекта и др.) приемлемы некоторые виды спорта: автомобильный спорт , гребно-парусное многоборье, парашютный спорт и др.

Для многих лиц с отклонениями в состоянии здоровья, возможно, использовать экстремальные виды двигательной активности: на земле: скейтинг (катание на роликовых коньках с использованием защитной экипировки); скейтбординг – катание на доске с роликами; сноубординг – катание на доске по снегу; маунтинбайк - - горный велоспорт и др. На воде: рафтинг – сплав по бурной воде; вейнбординг – катание на доске по воде с буксировкой спортсмена катером; аквабайк (гидроцикл) – это плавательный аппарат, позволяющий передвигаться по воде с большой скоростью).

Основной отличительной чертой методики экстремальных видов АФК является обеспечение безопасности занимающихся в процессе двигательной активности. Факторы, приводящие к чрезвычайным ситуациям в спорте:

1. природные – температурный, погодный, рельефный;

2. техногенные – оборудование мест тренировок и соревнований; техническое состояние спортоборудования , снаряжения; транспортных средств, защитного оборудования, инвентаря, снаряжения и спасательных средств.

При любых несчастных случаях необходима правовая оценка случившихся событий, определение виновных лиц. Анализ причин, расследований чрезвычайных происшествий в спорте дает основание выделить в человеческом факторе три ситуации: когда ответственность возложена на администрацию, руководителей учебных заведений и спортивных организаций; тренерско-преподавательский состав и инструкторский состав, врачей; самих занимающихся ().

Все это лишний раз подтверждает реальную практическую востре-бованность данного вида адаптивной физической культуры и, по мне-нию автора этой главы, невозможность «втиснуть» креативные теле-сно-ориентированные практики в адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию и физическую реабилитацию.

Основной целью креативных (художественно-музыкальных) теле-сно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инва-лидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творчес-кое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических на-пряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе - в профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, по-требности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объек-тивно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы по-требности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профи-лактики состояний фрустрации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныря-ния

вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свобод-ного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эн-догенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов - гормонов «счастья». При этом преодоление чувства стра-ха приводит к значительному повышению у человека чувства самоува-жения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Современные нейробиологические исследования показали, что су-щественной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы (Шабанов, 1999).

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необхо-димых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилакти-ка состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полно-кровной жизни.

Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической куль-туры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каж-дый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязанны. Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элемен-ты лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, пере-ключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; эле-ментарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды про-ходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (В.П. Жиленкова,1999; Ю.А. Орешкина, 2000).

Если для здорового человека двигательная активность является есте-ственной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида -это способ существования, объективные условия жизнеспособности (СП. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повы-шает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следова-тельно, открывает возможности позитивного изменения биологичес-кого и социального статуса.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду-ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич-ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци-альной активности и интеграции в общество здоровых людей.

В заключении главы необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изу-чение социальных потребностей данной категории населения нашей стра-ны - актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры.

Решение этой задачи позволит разработать новые ее компоненты (виды), способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей, и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.

    Какие критерии положены Л.П. Матвеевым в основу выделения тех или иных разделов (видов) физической культуры?

    На основании каких признаков структурирует В.М. Выдрин физи-ческую культуру?

3. Перечислите потребности общества в сфере физической культуры.

    Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компо-ненты (виды) физической культуры?

    Удовлетворяют ли выделенные в теории физической культуры ее компоненты (виды) все потребности личности в этой сфере?

    Назовите основные виды адаптивной физической культуры.

    Что такое адаптивное физическое воспитание (образование)?

    Перечислите отличительные признаки адаптивного спорта.

9. На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?

    Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации.

    Как вы понимаете сущность креативных (художественно-музы-кальных) телесно-ориентированных практик и экстремальных видов двигательной активности?

ГЛАВА 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин-ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо-димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност-ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю-бого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по-ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап-парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор-мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк-туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече-ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди-цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, со-провождается его малоподвижностью как вынужденной формой по-ведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и ус-ловий самореализации, потерю экономической и бытовой независимо-сти, что вызывает стойкий эмоциональный стресс (B.C. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполно-ценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностью, или наоборот - эгоцентриз-мом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками (Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов, 1998; Т.А.Добровольская, Н.Б. Ша-талина, 1992).

Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (В.В. Лебединский, 1985; Е.С. Иванов, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движе-нии, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.

Поданным многочисленных исследований (Т.Н. Приленская, 1989; Т.С. Щуплецова, 1990; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Т. Лебедева, 1993; Л.Н. Ростомашвили, 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нару-шениями в двигательной и психической сферах (см. табл.). От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1-3 года и больше.

Нарушение зрения

Нарушение

слуха

Нарушение интеллекта

Поражение опорно-двигательного аппарата

Церебральное

спиналыюе

ампутационное

Нарушение осанки, искривление позво-ночника, плоскосто-пие, слабость дыха-тельной мускулату-ры.

Нарушение про-странственных обра-зов, самоконтроля и саморегуляции, коор-динации движений. Болезни органов ды-хания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, нев-розы.

Заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк-ция. Быстрая утом-ляемость

Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы.
Заболевания дыхательной системы, вегетативно соматические расстройства, нарушение
функций вестибулярного аппарата, задержка психического и моторного развития, нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения. Быстрая утомляемость, нарушение ритмичности
движений, равновесия, реагирующей способности, пространственно-временной дифференцировки

Дисплазия, наруше-ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни-ка, дисгармоничность физического разви-тия, нарушение коор-динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нару-шения, сенсорные отклонения. Снижение силы и подвижности нерв-ных процессов, на-рушение познава-тельной деятельно-сти, высших психи-ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, на-рушение аналитико-синтетической дея-тельности ЦНС

Дисгармоничность физического разви-тия, нарушение опороспособности, рав-новесия, вертикаль-ной позы, ориенти-ровки в пространстве, координации микро и макромоторики. Остеохондроз позво-ночника, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры. Нарушения функций сердечнососудистой и дыхательной сис-тем, низкий уровень работоспособности. Заболевания внут-ренних органов, на-рушения зрения, слу-ха, интеллекта. Низ-кая работоспособ-ность

Расстройство функ-ций тазовых органов, уродинамики. Нарушение вегета-тивных функций, пролежни. Остеопороз.

При высоком (шей-ном) поражении - нарушение дыхания, недостаточность ге-модинамики. При вялом парали-че - атрофия мышц, при спастическом -тугоподвижность суставов, контракту-ры, спастика. Отсутствие произ-вольных движений

Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные из-менения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб-ращения, дыхания, пищеварения, воспа-ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ-ности, фантомные боли

Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого пораже-ния ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психи-ческие, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, ки-шечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсор-ные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внима-ние, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певз-нер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен-ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини-мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха-тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза-ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио-нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо-лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об-разом негативно отражается на физической подготовленности, работо-способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по-чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% - дефектами опорно-двигателыюго аппара-та (сколиоз, плоскостопие), в 80% - задержкой моторного развития. Со-путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз-вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения - замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре-ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару-шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) име-ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз-витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз-никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках,

хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобров-кина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстрой-ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара-та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Пе-тербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслужива-нию, 80% - к полному и частичному самообслуживанию и 14% - полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохраннос-ти интеллекта у данной категории детей получены следующие резуль-таты: у 60% - сохранный интеллект, у 30% - частичные отклонения, у 10% - грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двига-тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове-сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспо-собности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).

Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига-тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч-ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше-ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ-ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро-вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ-ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем-пов физического и психического развития, снижения двигательных воз-можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы-шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со-кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ-ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не-полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци-альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов.

Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позво-ляет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, харак-терные для всех нозологических групп:

    вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги-покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы-шечную работу;

    ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч-ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;

    нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;

Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус-тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран-стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи-мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел-лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо-торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).

Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физи-ческого и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показа-тели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

    Раскройте особенности детей с умственной отсталостью.

    Как изменяется жизнедеятельность у незрячих по сравнению со здоровыми людьми?

    ...
  1. Общая характеристика учебных программ по специальности 5В070300 – «Информационные системы» Присуждаемые степени -

    Документ

    Сборочный, адаптивный Том1 . – М.: ООО «БИНОМ... Общая характеристика учебных программ по специальности ... практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая... Введение в специальность 2 MGT 1212 История ...

  2. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ Общая характеристика учебных программ по специальности 5В070300 – «Информационные системы» Присуждаемые степени -

    Документ

    Сборочный, адаптивный (экстремальное... для Windows на С/С++. Том1 . – М.: ООО «БИНОМ... практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая... Введение в специальность 2 MGT 1212 История ... Общая характеристика учебных программ по специальности