Родители против буллинга: что делать, если ребенка травят в школе. Что делать, если ребенка травят в школе: инструкция для учителей и родителей Как противостоять травле в школе

Недавно мы публиковали обзор ситуации со школьным буллингом в нашей стране - на основе опыта, которым поделились участники Круглого стола «Единая модель противодействия школьной травле». Но поскольку буллинг происходит не только в России, мы собрали опыт других стран. Какие методы профилактики и борьбы используют они, что из этого работает? И почему шведская модель воспитания имеет ряд особенностей, которые на руку буллерам, но не защищают жертву.

Твитнуть

ЯПОНИЯ: выживает сильнейший?

Япония - одна из лидирующих стран по уровню образования согласно международным исследованиям PISA, PEARLS и TIMSS. Здесь за качественное образование ведется настоящая борьба: в сильных школах царит ожесточенная конкуренция, у японских детей очень короткие каникулы и огромные домашние задания. И здесь же известны случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством из-за жестокой травли со стороны сверстников.

В октябре 2011 года произошел трагический случай: 13-летний подросток из Оцу не выдержал издевательств и покончил с собой. Такое случалось и раньше, но тут общественность особенно возмутил тот факт, что у продолжительной и жестокой травли было много взрослых свидетелей. И никто не посчитал нужным вмешаться. Многие японцы до сих пор открыто высказывают мнения о том, что травля - это школа жизни, которая закаляет, заставляет учеников справляться с собой и становиться сильнее.

Однако после случая с мальчиком из Оцу проблема буллинга была признана на государственном уровне, и в 2013 году вступил в силу Закон о развитии мер предотвращения издевательств (https://www.nippon.com/ru/currents/d00290/ ). Согласно этому закону, каждая школа обязана самостоятельно выработать основы школьной политики по предотвращению издевательств, создать некую внутреннюю общественную структуру, которая занималась бы вопросами травли, и принимать всевозможные меры по выявлению случаев буллинга и их профилактики. Проблема в том, что понятие буллинга в законе определено неточно и для каждой организации остается возможность трактовать то или иное событие в свою пользу.

В японском Министерстве образования работает Совет по борьбе с издевательствами , и его деятельность в основном направлена на взрослых. От педагогов требуется максимально внимательное отношение к каждому обращению, от психологов - забота о психоэмоциональном состоянии детей, от родителей и опекунов - тесное сотрудничество с государственной системой.

Тема буллинга в Японии вообще, в том числе и среди работающих в крупных компаниях взрослых, активно исследуется. Случаи школьной травли в этой стране и сейчас довольно часты. Видимо, для того чтобы отказаться от жестоких методов социальной закалки, требуется больше времени.

КАНАДА: сила детских организаций

Уникальность канадского опыта в том, что здесь на борьбу с буллингом поднимают самих учеников. Для этого активно используют метод Дьюи (Д. Дьюи - выдающийся американский педагог и социальный философ, сделавший для американской педагогики примерно столько, сколько для нашей - Выготский или Давыдов и Эльконин). Метод называется «Команда связей» и в чем-то напоминает любимые практики Ушинского, Сухомлинского и других выдающихся отечественных педагогов. Собираем группу из активных, позитивных, положительных ребят из старших классов. приглашаем их в школу за неделю до начала учебного года, поздравляем с принятием в группу связей (обычно в канадских школах это большая честь - стать частью команды), проводим небольшой тренинг и за каждым активистом закрепляем трех-четырех подшефных: новичков, первоклассников, ребят, только что поступивших на новую образовательную ступень, может быть, просто странных или имеющих какие-либо проблемы с адаптацией детей.

Что требуется от члена команды? Хотя бы раз в день подойти на переменке к подопечному, улыбнуться, пожать руку, спросить, как дела. Если есть жалоба, был момент травли или просто ребенок очень печальный, наставник даст сигнал школьному психологу или доверенному учителю. Есть и другие «пионерские» практики: еженедельные собрания, вынесение на повестку дня сложных случаев, обучающие семинары по конфликтологии и первой помощи детям, попавшим в беду.

Казалось бы, такая малость, а работает отлично: во-первых, это редкая методика, в которой сами дети становятся активными субъектами борьбы с буллингом. Во-вторых, сам факт, что раз в день на ученика обязательно кто-то обратит внимание, заставляет хулиганов держать себя в руках. К тому же авторитет активистов в школах очень велик: в некоторых школах Канады и США такая общественная работа котируется как самостоятельный школьный предмет, за него ставят оценки.

Правда, по данным ОЭСР Канада все равно остается страной, где буллинг - весьма распространенное явление. В 2017 году она оказалась на шестом месте среди тридцати других западных стран.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: контакт и понимание

Британское образование, во-первых, дифференцированное (есть школы для бедных и для богатых, для сильных и слабых), во-вторых, очень консервативное (ритуалы, иерархия, уважение к старшим и т.д.). При всем этом в Великобритании дела с травлей обстоят не так остро, как в Австрии и России. И, видимо, дело тут в том, что англичане подходят к проблеме школьной травли системно: не столько разбирают единичные кейсы, сколько создают позитивную, гибкую и комфортную образовательную среду.

Два года назад российским журналистам из EuroPulse дала интервью профессор Кембриджского университета, международный эксперт в сфере буллинга Коллин Маклафлин.

Британские эксперты образования пришли к выводу, что лучшее лекарство от буллинга - развитие у детей коммуникативных компетенций. Если каждый ученик может точно и открыто выразить свои чувства, найти себе друзей, создать социальные связи, то он с меньшей вероятностью станет жертвой травли, да и зачинщиком тоже. Для детей помладше в школах организованы «скамейки дружбы», куда можно сесть, чтобы найти себе партнера по игре; для детей постарше в программу введены уроки социального и личностного роста, где детей учат общаться, разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций и т.д.

Ну, а если факт буллинга налицо, значит, мы имеем дело с двумя жертвами - потерпевшим и агрессором. Тот, кто травит, делает это не от хорошей жизни: вероятно, ему одиноко, страшно, мало поддержки оказывают дома и т.д. В Великобритании, где сто двадцать лет назад считалось нормой на глазах у целого класса наказать ребенка розгами, отказались даже от публичных разносов. Вместо этого используют метод очной ставки между буллером и его жертвой. Коллин Маклафлин отмечает, что главная цель очной ставки - не восстановить справедливость, не покарать и пристыдить, не добиться возмездия, а наладить диалог между нападающим и потерпевшим. «Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в контексте откровенного разговора - это сильное впечатление, и оно, как правило, дает результат», - объясняет профессор корреспонденту EuroPulse.

ШВЕЦИЯ: правовая защищенность и психологический комфорт

Скандинавские страны в борьбе с буллингом достигли наибольшего успеха: здесь случаи травли более редки, чем где-либо в Европе, Азии или Латинской Америке. Примечательно, что именно скандинавские психологи и социальные философы впервые стали писать о явлении травли и искать пути решения. Правда, реально действующих эффективных методов они после себя не оставили.

В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Поэтому задача всех взрослых - сохранить дружелюбную и здоровую атмосферу в классе, на улице и во всей стране, а о том, как карать оступившихся, думают в последний момент. На государственном уровне детей защищают законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации». С 2006 года действует особая должность омбудсмена - специалиста, который помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого ученика было под защитой. Существует специальная Школьная инспекция, которая занимается постоянным мониторингом ситуации с буллингом в школах страны.

Но все эти государственные органы вряд ли могли бы справиться с поставленной задачей, если бы не признанная государством и обществом глобальная идея о защите прав и достоинства детей. Швеция одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка, и этот документ здесь действительно работает: каждый ребенок с первого дня жизни считается неприкосновенной, самоценной личностью, чьи права так же священны, как права взрослого. Здесь невозможно представить себе ситуацию, когда в спортивной секции тренер орет на детей, говорит им обидные и унизительные слова, или когда мама на детской площадке наказывает расшалившегося ребенка: это просто ненормально.

Отношение к детям в Швеции базируется на трех правилах:

  • Дети - полноценные члены общества , у них есть права, за нарушение этих прав предусмотрено наказание. В 1979 году в Швеции законом было запрещено физическое и психологическое насилие над детьми. Жестокие или несдержанные родители (не говоря уже об учителях) могут понести серьезное наказание, и ни религия, ни принадлежность к другой нации, ни двойное гражданство этому не помеха. А дети с малых лет отлично знают, что могут обратиться за помощью к учителю, родственнику, родителям друзей или позвонить по телефону доверия.
  • У всех детей равные возможности. В шведских школах, как при коммунизме, всего в достатке и все бесплатно: бумага, карандаши, школьные обеды. Это делается для того, чтобы никто не почувствовал себя уязвленным. До 6 класса детям не ставят оценок, только группируют учеников по уровню успеваемости. Успеваемость и поведение ребенка обсуждают только индивидуально: с ним самим или с его родителями. Распекать кого-то из детей на общем родительском собрании - неприемлемо. Идея равных возможностей воплощается и в том, что нет «мужских» и «женских» предметов, видов спорта, кружков и секций.
  • Детям нельзя врать. Нет никакой лжи во спасение, никакого «ты еще маленький»: разговоры о жизни и смерти, добре и зле, о сексе и деньгах, религии и политике умело адаптируются под разные возрасты в книгах и телепередачах - на случай, если родителям будет сложно вести диалоги самостоятельно. Таким образом дети защищены от того, чтобы нечаянно не «сморозить» какую-нибудь глупость и не стать посмешищем. (

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала , что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами , и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц - зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля - это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства - общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней. В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома. Все это - попытки человеческой психикиизбежать травмирующего действия внешних факторов.

Главная задача родителей - не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции .

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного - видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало , что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.
  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок» . Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами» . Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» - графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны» . Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере . Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков - конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо» . Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» . Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

А какие ситуации возникали у вас в школе? Удалось ли добиться мирного решения проблемы и как вы передаете свой опыт детям? Поделитесь в комментариях.

Школьная травля (по-современному - буллинг) - явление, которое многим знакомо не только из фильма “Чучело”. Будучи уже взрослыми, люди без радости вспоминают свои школьные годы и не могут забыть травмы, нанесенные одноклассниками. К сожалению, и сегодня детям приходится сталкиваться с жестокостью, насмешками и издевками со стороны сверстников.

Источник фото: Кадр из фильма Чучело

В нашем обществе до сих пор этот вопрос освещается недостаточно широко. Люди боятся об этом говорить открыто, потому что не уверены, что они будут в безопасности после такой откровенности.

Мамы, чьи истории мы приводим в статье, взяли на себя смелость рассказать, с чем приходится сталкиваться их детям. Конфликт до сих пор продолжается, поэтому мы не открываем имена героев. Единственное, чего хотят все мамы, чтобы их ребенка оставили в покое. И хорошо, когда школа, учителя идут навстречу и не замалчивают проблему, а пытаются ее решить.

История №1. "Любая система человечков пытается выстроить иерархию"

У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.

В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.

Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.

У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.

Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.


Источник фото: i.pinimg.com

Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс. Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается и по сей день.

На мой взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.

История №2. "Однажды дочь позвонила и попросила забрать из школы"

Травля началась уже давно. Но я не сразу это поняла. Мы поменяли место жительства, и дочка перешла в новый класс в другой школе. Новенькую сразу восприняли с неприязнью. Дочка отличалась высоким ростом - на голову была выше самого высокого парня в классе.

В четвертом классе ей первой из класса пришлось носить пластинку на зубы. Дети, конечно, смеялись, я за нее переживала.

Периодически в классе возникали вспышки травли. Но дочка мне мало что рассказывала. По натуре она очень сильная, никогда не будет жаловаться и ныть. Она не поддерживала дурацкие шутки над другими. Никогда не смеялась, если кто-то упал и кому-то больно.

Когда в 5 классе пришла новенькая девочка в класс, моя дочка взяла ее под крыло и не дала другим дразнить ее и издеваться. Сдачу она всегда могла дать. Со временем от новенькой отстали. Новенькая девочка приспосабливалась и старалась не лезть в конфликты. Моя же голову никогда не склоняла. Она очень любит общественную деятельность: участвовать в праздниках, придумывать номера, танцы. Но ей мало это удавалось - в основном ставили избранных, по усмотрению администрации. Я старалась переключить ее на внешкольные занятия, но в школу все равно приходилось ходить.

Изредка дочка жаловалась мне на плохое отношение сверстников, я говорила, что у нее есть друзья вне школы, можно с ними общаться, предлагала сходить в кино. Я считала, что не должна вмешиваться в ее трудности и конфликты в школе. Старалась поддерживать дома.

Агрессорами в классе, как правило, выступали двое “заводил”. Менялись только их жертвы. Моя дочка подросла. Сейчас она миловидная, модельной внешности. Но повод гнобить ее все равно находят... Последний конфликт начался не так давно. Дочка приходила без настроения, но не плакала. На днях она мне пожаловалась, что в классе уже никто не разговаривает с ней. Однажды дочка мне позвонила и попросила забрать ее из школы. Я спросила: где ты? Она была в женском туалете и плакала уже второй урок. Это была последняя капля.


Источник фото: twitter.com

Обстановка в классе по отношению к ней была накаленная, агрессорши постоянно подпитывали эту обстановку, обзывали дочку. Я говорила с директором, потому что начинала думать о переводе в другую школу. На некоторое время дочь перестала ходить в школу. Директор взяла проблему под свой контроль, с теми детьми будет работать психолог, дочку я тоже поведу к психологу и сейчас я держу руку на пульсе, отслеживаю ситуацию.

История №3. "Агрессия детей подкармливается в семье".

Мне дочь рассказывала, как травили и травят ее одноклассницу. В классе есть две активные девочки с маргинальными ценностями (из благополучных, кстати, семей), которые ведут себя агрессивно по отношению к другим. Они обзывают, издеваются, цепляются в разговорах к этой девочке, показывают неприличные жесты в ее сторону. Однажды на уроке географии подсунули ей в портфель образец калийной соли из кабинета и сообщили учителю, что та сама взяла ее и забыла об этом.

Дочь говорит, что она с подружками начала поддерживать эту девочку. Они все рассказали классному руководителю, и тех девчонок вызывали на совет профилактики школы. Особого эффекта это не принесло. Травля все равно продолжается.

Выражается это в сплетнях, подколках, насмешках, записках с угрозами. Пишут записки и в адрес моей дочери. Смысл содержания такой: мы тут с теми и с теми (имена одноклассников) решили тебя послать и, вот, посылаем.

Я сама не до конца знала о масштабах. Стала расспрашивать у дочери, но она рассказывает немного, говорит, что ей это неприятно. Помощи реальной нет. Если бы была, то конфликт был бы решен. Дочь говорит, что старается эти выпады игнорировать. А ту девочку, которую они постоянно атакуют, просто поддерживает своей дружбой, вступается за нее.

Я думаю, что дети все несут из семьи. Термин "благополучная" семья - весьма общий. То есть факт наличия обоих родителей, материальный достаток и статус, вовсе не означают, что атмосфера в семье здоровая. Агрессия детей чем-то подкармливается, как и их стремление утвердиться за счет унижения других. Даже родительские обсуждения дома, про то, какие все вокруг тупые идиоты, а мы умные, вполне себе готовая модель для подражания. Эмпатия и понимание чужой боли, границ, уважения к личности воспитываются и получаются в семье. Или недополучаются, не воспитываются. Тогда имеем, что имеем.


Источник фото: imagenesmi.com

Я считаю, что тут должны работать психологи индивидуально с детьми, а также педагоги в классе. Вместо информационных часов “ни о чем” можно было бы проводить какие-то занятия-тренинги в форме игр для оздоровления коллектива, выявления проблем, как это делают во взрослых коллективах.

А пугать детей на школьных советах постановками на учет бесполезно. Лучше в школе создавать атмосферу радости, детства, принятия, свободы личности с пониманием чужих границ, как это у финнов. Как писал А.Тутуола, "подростки - самые жестокие существа в мире". Очень важно, чтобы были те, кто встанет на защиту тех, кого обижают.

Для справки

Министерство образования Финляндии разрабатывает законопроект против буллинга школах. Он позволит переводить в другую школу ученика, который занимается буллингом. «Тот, кто издевается, должен нести ответственность за свои поступки», — говорит министр ведомства Санни Гран-Лаасонен. «Если стоит вопрос о смене школы, то пусть меняет ее тот, кто занимается буллингом, а не его жертва. Так будет справедливо». Министр подчеркнула, что лучше всего проблему буллинга решать прямо в школе и не доводить до кризисной точки.

Как защитить ребенка от травли в школе

Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.

- Буллинг - очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.

Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.

Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).

В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило. Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые - от директора до учителей.

А как в Европе?

Есть такой метод «Правила школы», практикуемый Европе. Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или в девятый), они получают красочно оформленный лист с текстом, который вместе с ними следует внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила этой школы, касающиеся базовых вещей - школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки и в том числе буллинга. Позиция заявляется четко: буллинг недопустим. Санкции - такие-то. Внизу - место для подписи родителей.

Кого чаще всего обижают?

Чаще в образе жертвы представляется чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок (за счет таких детей агрессоры часто любят испытывать свою власть) или ребенок, по каким-то параметрам не вписывающийся в группу («заучки», «неряхи», «выскочки» и т.п.). Но на самом деле «козлом отпущения» может стать каждый. Потому что травля - это не проблема личности, а проблема группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и принятым в другой.

Самый сложный период - предподростковый возраст и подростковый (5-11 класс, 10-17 лет), когда общение становится главным в жизни ребенка. Детям надо быть в «стае», надо ощущать принадлежность. Однако отношения травли могут встречаться и в более раннем возрасте - 8-9 лет.


Источник фото: bloggpueyoabogadodefamilia.es

Возникновение травли в начальных классах в бОльшей степени зависит от позиции учителя, чем в подростковом возрасте, когда авторитет педагога уже не так велик. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

Объяснений, почему возникает травля, много. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия). Но важна именно реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.

По наблюдениям психологов, буллинг чаще всего встречается у мальчиков, но у девочек буллинг принимает более жестокие, изощренные формы.

Что важно делать учителю?

Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая цель, общие интересы (например, участие в общешкольных конкурсах, мероприятиях, поездки и т.п. - главное, чтобы они были не формальные, а действительно интересные для детей). Если нет позитивной цели или объекта для сплочения, а сплотиться важно, то будут искаться любые поводы, в том числе негативные.

Если мы не можем сплотиться ради чего-то, то можем сплотиться против кого-то.

Учителя и классные руководители должны быть внимательны к детям, замечать признаки травли (постоянно разбросанные по классу школьные принадлежности одного ученика, негативные реакции учеников на одноклассников, отчужденное поведение). Основной рецепт - неравнодушие. Хотя заметить травлю можно не всегда.

Хорошо выработать вместе с учениками правила класса, где прописывается в том числе и порицание травли.

Иногда педагоги неосознанно могут провоцировать травлю. Например, на уроке физкультуры устроить эстафету и первым начать высмеивать самого физически слабого ученика - дети тут подхватывают эту «идею» и развивают ее до травли.

Очень хорошо говорит об этом Людмила Петрановская:

Мы должны понимать, что дети не выбирали быть именно в этом классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно.

Что могут сделать родители?

Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, - это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, - это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.

Идеальный вариант - когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.

Если проблема уже существует?

Людмила Петрановская писала: "Здесь самое главное - признать, что проблема существует, вынуть голову из песка, не замалчивать, не ждать и включать в работу всех - жертву, преследователей, свидетелей (то есть весь класс), родителей, учителей, администрацию. Назвать травлю - травлей, насилие - насилием".

Самое сложное здесь - именно предать проблему огласке, потому что эту тему часто пытаются замять, замалчивают. Для некоторых учителей это равносильно признанию в своей некомпетентности, несостоятельности - это стыдно. А для школы - пятно на их репутации. Есть и другая крайность - считать, что «дети сами разберутся», не вмешиваться. Иногда вмешательство педагога бывает даже хуже невмешательства - жертве пытаются донести идею, мол, сама виновата, или что это какой-то «не такой» ребенок.

Здесь обычно первыми бьют тревогу родители. Они начинают разговор с классным руководителем. И уже на этом уровне, если все признают проблему, можно справиться «малой кровью», проводя классные часы и занятия с привлечением школьного психолога.

Иногда приходится подключать администрацию - завуча, директора, чтобы они со своей авторитетной позиции разговаривали с участниками конфликта.


Источник фото: colta.ru

Если факты очевидны, а ни педагоги, ни руководство школы не хотят предпринимать ничего и игнорируют проблему, мой совет - уходить из этой школы подальше без сожаления.

Печалит тот факт, что часто именно родители просвещают педагогов и администрацию о том, что им надо делать, чтобы искоренить травлю в классе. Есть прекрасное методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов предотвращению буллинга «Травли NET» , где расписан четкий алгоритм действий в ситуации травли.

Как вести себя ребенку, которого травят?

Самый «лайтовый» вариант - пассивно игнорировать - пропускать и проходить мимо. Если это не работает, важно научить ребенка конкретной фразе, которую он будет говорить каждый раз в ответ на оскорбление: один и тот же набор слов, нейтральный, скучный, не нагруженный дополнительными эмоциями, не дающий приятного подкрепления провокационным действиям обидчиков.

Например: «Я вас услышал». То есть не подпитывать своими эмоциями тех, кто этого ожидает - тогда не за что будет зацепиться.

Если есть угрозы («я ударю тебя» или «отдавай мне свои деньги»), ребенок уверенно говорит обидчику: «В таком случае я расскажу об этом учителю/директору». Если это все-таки происходит, ребенок обязательно, не откладывая, рассказывает про происшествие взрослому. Это необходимо делать каждый раз!

Семь «не», или Чего не следует делать

В большинстве случаев травлю можно прекратить. Главное, не усугублять ситуацию. Итак, чего не следует делать?

Во-первых, никогда нельзя ждать, что травля прекратится сама. Дело в том, что мозг ребенка - орган незрелый. У детей вообще плохо сформирована способность противостоять групповому давлению. Именно поэтому задавать моральные ориентиры детям обязаны взрослые.

Во-вторых, не надо оправдывать травлю, говоря, например, «он и правда не такой, как все», или « сейчас дети пошли очень жестокие». Травля, от которой страдает сегодня конкретный ребенок, должна быть прекращена. И всё. Это не предмет для научных рассуждений. Это вопрос морали и прав человека. Будь он хоть трижды «не такой» - травить нельзя.

Если у взрослого нет в этом твердого убеждения, если он вместо конкретных действий в упоении от собственной проницательности станет «анализировать истоки», травля продолжится.
В-третьих, нельзя путать травлю и непопулярность. Травля - это групповое, эмоциональное и/или физическое насилие. Именно с этим насилием с большой буквы следует бороться взрослым. Стоит иметь в виду и то, что, обращая внимание группы на достоинства «жертвы», пытаясь повысить ее рейтинг особыми поручениями, рассказами об успехах, такие педагоги скорее дают пищу для новых выходок и усугубляют ситуацию. Теперь любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду - «ботан». Помог кому-то - «подлиза». Сделал прекрасный рисунок - «художник-мазила-мочи-Левитана». В такой атмосфере не пробьются ростки ни интереса, ни уважения. Сначала надо прекратить насилие. Только тогда можно начинать воспитывать уважительное отношение к однокласснику.

В-четвертых, нельзя считать, что травля - это проблема лишь того, кого травят . Преодолеть травлю «разговорами по душам» и «индивидуальной работой психолога» с жертвой ли, с агрессорами ли, невозможно. Ведь травля - болезнь группы, от которой страдают, в конечном счете, все члены этой группы. И жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности. И свидетели, которые стояли в стороне, делая вид, что ничего особенного не происходит. В это самое время они получали опыт бессилия перед властью толпы и стыда за собственное малодушие.

Наконец, страдают и преследователи. Чувство безнаказанности и иллюзия правоты приводят не только к огрублению чувств - они лишают возможности в будущем иметь тонкие и душевные отношения с кем-либо.

Травля - это проблема всей группы вместе взятой. Она - пожиратель энергии, лишающий коллектив сил на всё остальное, в том числе на учебу.

В-пятых, нельзя считать травлю проблемой личности. Увы, бытует мнение, что во всем виновата сама жертва, ведь она «такая» (в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго»). Это миф, что для роли жертвы нужно быть ненормальным.

«Козлом отпущения» может стать каждый. Не важно, что именно: очки, веснушки, вес, успеваемость, национальная или религиозная принадлежность, или финансовое положение семьи - все может быть поводом для травли. При этом один и тот же ребенок в одной группе будет своим, в другой - изгоем.

Но не следует сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Безусловно, инициаторами часто являются дети внутренне, духовно не самые благополучные. Однако практика показывает: даже отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой, например, в очереди в детской поликлинике, будут мирно общаться. Смена позиции взрослого способна прекратить травлю в один день, хотя понятно, что личные проблемы детей так быстро никуда не денутся.

Бесполезно давить на жалость. Это шестое «не», которое стоит усвоить взрослым. Попытки объяснить агрессорам, что жертве плохо, призыв проявить сочувствие лишь укрепляют последних в позиции сильного, который хочет - «казнит», а хочет - «милует». К тому же это еще более унижает жертву, демонстрируя ее беспомощность.

Наконец, последнее. Большая ошибка - принимать правила игры травителей, пытаться выбирать между виктимностью и агрессией: либо «меня бьют и будут бить всегда, потому что я слабый», либо «меня бить ни за что не будут, я сильный и бить буду сам». При, казалось бы, очевидной разнице обе позиции сходны. Они обе базируются на убеждении: «сильный бьет слабого». Когда взрослый предлагает ребенку: «подумай, в чем сам виноват» - это равно призыву к капитуляции. Когда предлагает «дать сдачи, чтобы неповадно было», то, как минимум, предлагает наплевать на собственную безопасность и озвереть. Бывает, что старшие призывают вообще отречься от собственных чувств (не обращай внимания!), научиться скрывать за маской равнодушия свои внутренние переживания. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае, взрослый, по сути, солидаризируется с травлей как с явлением и оставляет ребенка с ней один на один.

С травлей надо бороться. Но бороться не с конкретными глупыми детьми, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно бороться с правилами игры, по которым «сильный имеет право бить слабого». Итак, что же можно сделать?

Назвать вещи своими именами

Дело в том, что дети зачастую не осознают, что именно делают. Для самих себя собственные действия они невинно обозначают так: «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». От взрослого, который взял на себя ответственность за разрешение ситуации (будь то учитель, школьный психолог, вожатый в лагере, тренер или завуч), дети должны узнать истинное название вещей.
А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, - это называется «травля». И это недопустимо. Бывает, что называния явления в категоричной форме достаточно, чтобы оно тут же сошло на нет.

Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке. Разговор о том, что люди могут быть разными, могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод грызть друг друга, как пауки в банке. Но разговор этот не должен быть нотацией, ведь дети чувствуют искренность и плохо воспринимают нравоучения.

Травля как общая беда

Когда людей обвиняют в чем-либо, они инстинктивно защищаются. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное - оправдаться. Дети не исключение. В особенности это касается зачинщиков, ведь ими становятся те, кто сам абсолютно неспособен переносить стыд и вину (потому и травит).

Первое, что слышат взрослые в ответ на упрек в травле - «А чего он? А мы ничего... А это не я». Спорить о фактах, искать виноватого, разбираться, кто кому что и зачем сказал - бессмысленно. Нужно обозначить травлю как болезнь группы. Так и заявить: «Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это плохо, грустно и вредно нам всем. А раз мы в одной лодке, то и проблема у нас общая. Давайте-ка вместе лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс». Подобное заявление от взрослого не только позволит зачинщикам сохранить лицо, оно поможет снять напряжение и противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями.

Гадкий утенок против птичьего двора

Главная задача, которая стоит перед взрослым, - суметь вывести детей из «стайного» азарта, помочь им оценить происходящее с моральной точки зрения. Для этого существует простой психологический прием: предложите детям оценить их личный вклад в болезнь класса под названием «травля». Пусть один балл будет означать «я никогда в этом не участвую», два балла -«иногда присоединяюсь, но потом жалею», три балла- «травил, травлю и буду травить; это же здорово». Попросите всех одновременно показать на пальцах, сколько баллов они поставили бы сами себе. Скорее всего, «троек» не будет даже у самых отпетых агрессоров.

Не пытайтесь в ответ уличать детей, напротив, подыграйте им словами: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить - это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Такая моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, напротив, ее дают дети, и вскоре ситуация сама собой выправляется.

И даже если группа погрязла в удовольствии от насилия, а конфронтация еще более жестка, просто напомните детям сказку о «Гадком утенке». «Читая эту сказку, как правило, мы думаем о главном герое, об утенке, - с такими словами обратитесь к детям. - Нам жаль его. Мы с неподдельным интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем и переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком-то всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злобными, неспособными ни сочувствовать, ни, увы, летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Как только выбор сделан, положение вещей следует закрепить. Полезно не просто объявить новые правила жизни группы, но и зафиксировать их на бумаге: «У нас не выясняют отношения с кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают...» - вот примерный список. Идеально, если каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Нарушителю всегда можно будет указать на его фамилию в списке.

Но не надо думать, что проблема тут же решится. Если за ситуацией не следить, она будет продолжать тлеть, и, как торфяное болото, способна в любой момент вызвать пожар.
Ответственный за прекращение травли взрослый должен регулярно интересоваться ситуацией, предлагать свою помощь и давать ценные указания. Нелишним будет ввести «счетчик травли» - какой-нибудь сосуд или доска, куда каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По числу кнопок легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего. Ставьте спектакли, делайте коллажи о «хронике выздоровления», ведите с детьми «график температуры». Группе важно чувствовать интерес авторитетного взрослого. Именно это помогает коллективу продолжать считать победу над травлей общим делом.

И только тогда, когда ситуацию удалось вывести в здоровое русло, педагогу стоит задуматься над вопросом популярности каждого отдельно взятого ученика. Чем дольше группе предстоит прожить в данном составе, тем важнее помочь каждому члену коллектива получить признание, обнаружить и предъявить свою способность и полезность для группы, например, лучше всех хохмить или забивать голы, рисовать или считать в уме... И чем разнообразнее и осмысленнее будет деятельность, тем здоровее будет группа. Впрочем, это уже тема другого разговора.

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего - постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.