Равиль Гайнутдин: биография. Иногда хочется быть простым человеком Равиль гайнутдин биография семья

Европейской части России (). Известный проповедник. Профессор Московского исламского университета.

Биография

Родился в селе Шали Пестречинского района Татарстана 25 августа 1959 года.
Окончил с отличием семилетний курс «Мир-и-Араб» Бухары экстерном (за 4 года). По окончании учебы в Бухаре стал работать первым имамом-хатыбом Казанской «Нур-Ислам».
Далее в 1985 году в Уфе вступил в должность ответственного секретаря ДУМЕС (Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири).
В 1987 году стал имам-хатыбом, а в 1988 первым имам-хатыбом Соборной мечети Москвы.
В 1991 году вступил в должность президента Исламского центра Москвы и Московской области.

На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России в1994 году Гайнутдин избран Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона (в дальнейшем преобразованного в ДУМЕР).

В 1996 году Гайнутдин стал инициатором учреждения Совета муфтиев России (СМР). Сопредседателями которого являются руководители всех крупнейших Духовных управлений мусульман России. В дальнейшем СМР стал достаточно авторитетным органом, который представлял интересы мусульман России.

Помимо всего прочего Равиль Исмагилович ведет активную научно-исследовательскую работу в области . Участвует на научных и научно-богословских конференциях, выступает в СМИ. Так по центральным каналам российского телевидения регулярно транслируются его праздничные (на и ), прочитанные в Соборной мечети Москвы.

Также Гайнутдин автор многих посвященных разнообразным аспектам религии книг. Можно отметить следующие его книги по богословию, праву, догматике: «Ислам. . Милосердие. Терпимость» (1997 год, Москва); «Священный о человеке, его жизни и бессмертии» (1998 год, Москва); «Обращения. Выступления. Статьи» (1998 год, Москва); «Основы Ислама» (2004 год, Москва); «Выборы в России и выбор мусульман» (2004 год, Москва). Написал монографию «Ислам в современной России». Является автором и руководителем творческого коллектива ученых, которыми в 2001 году был создан фундаментальный труд «Основные положения социальной программы российских мусульман». Этот труд стал базисной программой взаимоотношений мусульман по ряду важнейших социальных проблем с обществом и светским государством.

Является членом комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Участник многих международных конференций и форумов, где представляет мусульман Российской Федерации. Будучи в составе официальных правительственных делегаций РФ участвовал в встречах с высшим руководством , Сирии, Ливана, Саудовской Арии, .

Гайнутдин придерживается идей цивилизованного межнационального и межконфессионального сотрудничества и диалога, это находит отражение в его проповедях и религиозной деятельности.

Под руководством Гайнутдинова создавались мусульманские общины в разных регионах России. В 1997 году под патронатом Равиля Исмагиловича и Ю.М. Лужкова было окончено строительство Мемориальной мечети, расположенной на Поклонной горе.

Окончил в 2001 году Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, а в 2003 году защитил диссертацию на кафедре религиоведения РАГС на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».
Кандидат филосовских наук. Равиль Исмагилович награжден медалями и орденами Почета и Дружбы.



Равиль Гайнутдин родился 25 августа 1959 года в деревне Шали, Республика Татарстан. Экстерном с отличием окончил семилетний курс «Мир-и-Араб» медресе Бухары. По окончании учебы стал работать первым имамом-хатыбом Казанской мечети «Нур-Ислам».

Затем в 1985 году в Уфе Гайнутдин вступил в должность ответственного секретаря Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. В 1987 году стал имам-хатыбом, а в 1988 первым имам-хатыбом Соборной мечети Москвы. В 1991 году вступил в должность президента Исламского центра Москвы и Московской области.

На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России в 1994 году Равиль Гайнутдин избран муфтием Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона. В 1996 году стал инициатором учреждения, а впоследствии председателем Совета муфтиев России.

В 2001 году Гайнутдин окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 2003 году там же защитил кандидатскую диссертацию на кафедре религиоведения на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

Равиль Исмагилович ведет активную научно-исследовательскую работу в области исламоведения. Участвует на научных и научно-богословских конференциях, международных конференций и форумов, где представляет мусульман Российской Федерации. Также автор многих посвященных разнообразным аспектам религии Ислам книг.

Равиль Гайнутдин является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа. Академик Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии.

Равиль Исмагилович Гайнутдин входит в состав комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Владимир Путин 4 июня 2018 года , встретился с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином во время празднования Ураза-байрам. Во время беседы обсуждались организация духовной жизни мусульман и административно-хозяйственное устройство общин. Гайнутдин рассказал главе государства о развитии религиозного образования в стране.

В рамках VII отчетно-выборного съезда Духовного управления мусульман Российской Федерации 23 сентября 2019 года муфтий шейх Равиль Гайнутдин переизбран председателем организации. На съезде рассматривалась только одна кандидатура на пост председателя ДУМ РФ. Все участники съезда предложенную кандидатуру поддержали.

В Екатерининском зале Кремля 21 ноября 2019 года состоялась торжественная церемония вручения государственных наград России. За большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе Президент России Владимир Путин наградил Равиля Исмагиловича Гайнутдина Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Награды Равиля Гайнутдина

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 сентября 2019 года) - за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 марта 2015 года) - за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами

Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества

Орден Дружбы (6 октября 1997 года) - за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и в связи с 850-летием основания Москвы

Благодарность Президента Российской Федерации (23 августа 1999 года) - за большой вклад в установление мира и согласия в обществе

Орден Звезды Иерусалима (Палестинская национальная администрация, 2015 год)

Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)

Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (Казахстан, 2012)

Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога

Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXV лет (17 октября 2012 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия, многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы

Благодарность Мэра Москвы (24 августа 2009 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия в городе Москве и в связи с 50-летием со дня рождения

Петр Вайль:

Сегодня у нас в гостях Равиль Хазрат Гайнутдин-шейх, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России. Вопросы ему задают журналисты Джаляль Аль-Машта, корреспондент московского бюро общеарабской газеты "Аль-Хайят", и Михаил Поздняев, редактор отдела "Человек и общество" журнала "Огонек".

Равиль Хазрат, возможен ли в России свой вариант "Талибана"?

Равиль Гайнутдин:

Невозможен.

Петр Вайль:

Равиль Гайнутдин:

Менталитет другой.

Петр Вайль:

У российских мусульман другой менталитет?

Равиль Гайнутдин:

И воспитание, и образование, и национальный характер другой у российских мусульман.

Петр Вайль:

Муфтий Равиль Гайнутдин, Равиль Исмагилович Гайнутдинов, родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Окончил Российскую академию государственной службы. В 1979 году поступил в медресе "Мирараб" в Бухаре, с отличием окончив семилетний курс. Был назначен первым имам-хатыбом второй Казанской соборной мечети "Нур Ислам". С 1985 года - ответственный секретарь Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году был утвержден на должность имам-хатыба Московской соборной мечети. В 1988 году стал главным имам-хатыбом, настоятелем соборной мечети Москвы. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области. Председатель Духовного управления мусульман европейской части России. Академик Международной академии наук Евразии, Международной славянской академии, Международной академии информатизации. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. В 1996 году избран председателем Совета муфтиев России. Женат, имеет двух дочерей.

Равиль Хазрат, вы как-то сказали, что современный фанатизм - это реакция бедных на социальную несправедливость, своего рода война бедных с богатыми. Но вот Усама бен Ладен - мультимиллионер, а многие из тех, кто пошел на самоубийство в терактах 11 сентября, вполне состоятельные, из состоятельных семей люди и, что очень важно, люди образованные. Как это согласуется?

Равиль Гайнутдин:

Да. Усама бен Ладен богатый, миллионер, но, несмотря на это, он встал на защиту бедных, неимущих. И с этой точки зрения его можно было бы сравнить с теми, кто бастовал, кто встал на путь защиты неимущих, за права и свободу личности.

Что касается обвинений в адрес бен Ладена, то это показывает, что мир нашел в его лице террориста номер один. Он высказывается и пытается защитить бедный афганский народ и те страны арабского Востока, которые хотят, чтобы их не считали людьми третьего-четвертого сорта, чтобы их религию не считали религией экстремизма и терроризма. Они хотят, чтобы им не диктовали условия жизни и бытия, а также хотят, чтобы их культура была уважаема. И им не диктовали, кого выбирать главой. И если руководитель его государства, человека, личности, его устраивает, а не устраивает великие державы, чтобы они не пытались его свергнуть. Вот он встал и восстал против этих намерений.

И я в своих заявлениях говорю: есть те, которые стараются защищать свои интересы, традиции, культуру и свою действительность, и есть те, которые хотят, чтобы весь мир жил по их указке, по их диктату, и выполняли их требования, и строили мир в их понимании.

Петр Вайль:

Сейчас очень много говорят (это стало таким расхожим стереотипом сразу после 11 сентября) о конфликте цивилизаций, о столкновении ислама и христианства. На всех уровнях любого политического руководства это решительно опровергается. Иногда искренне, иногда из соображений политкорректности, иногда из соображений сугубо политических, тактически политических.

Но вот, скажем, христианство проповедует равенство всех людей на земле, ислам говорит о богоизбранности мусульман. Существует ли что-нибудь такое в этих религиях, что противоречит друг другу всерьез?

Равиль Гайнутдин:

Я категорически против вашего такого утвердительного заявления, так как ислам не утверждает о богоизбранности. Это иудаизм утверждает. Поэтому хочу сказать: ислам является демократической религией, и в исламе нет диктата. Ислам не считает народы богоизбранными или не богоизбранными.

Если мусульманин является человеком, считающим себя рабом Всевышнего, то ислам не делит их по национальному, по религиозному принципу. Верующий - он раб Всевышнего.

И по нашему вероучению, христианин, иудей является верующим, и их книги являются богоданными священными писаниями.

Есть различные мнения по этому поводу. То, что до сегодняшнего дня некоторые священные писания были изменены. И если в священные писания внесено то, что не было в богоданном писании, то в этом случае их можно считать заблужденными, так как их умышленно ввели в заблуждение.

Михаил Поздняев:

Равиль Хазрат, мой вопрос связан прямо с предыдущим. Скажите, пожалуйста, что ислам вкладывает в понятие "неверный"?

Равиль Гайнутдин:

Понятие "неверный" означает, что человек не следует единобожию. И в этом случае он отходит от единобожия, становится на путь язычества или идолопоклонничества. Тем самым мусульманам дается право называть их "неверными", ставшими на заблудший путь.

Михаил Поздняев:

То есть можно ли так понять, что конфликт, который мы сегодня наблюдаем, это не есть конфликт между исламом и христианским миром, а это конфликт между исламом и атеистическим миром, безбожным миром?

Потому что очень часто ведь приходится слышать такую трактовку, что неверные это те, кто находится по другую сторону баррикад, это христианский мир.

Равиль Гайнутдин:

К сожалению, да. Средства массовой информации и некоторые политики часто ошибочно так представляют христиан и представителей иудаизма, якобы мусульмане их считают неверными. И таким образом преподносят конфликт или войну в тех или иных регионах, как конфликт между исламом и представителями других религий, что не соответствует действительности.

И мы утвердительно говорим, когда заявляем, что нет противостояния между исламом и христианством, нет противостояния и конфликта на основе ислама и иудаизма. Так как по учению священной нашей религии, по исламу, мы принимаем священными писаниями христиан и иудеев, мы их считаем своими братьями. Поэтому не может быть вражды между религиями богоданными и между братьями.

Джаляль Аль-Машта:

Я хочу вернуться к теме, поднятой моим коллегой Петром Вайлем, о природе нынешнего столкновения.

Когда Самуэль Хантингтон написал свою книгу о борьбе цивилизаций, это дало толчок, я думаю, каким-то течениям, которые именно возбуждают возможность такого столкновения между цивилизациями. То, что мы видим, что произошло после 11 числа, на самом деле, я бы использовал такой термин как "натравливание" на ислам, антиисламская истерия, исламофобия, в том числе и в Российской Федерации. Достаточно упомянуть, что в интервью одной из российских газет израильский министр Либерман сказал, что корень зла всего и терроризма лежит, простите за богохульство, в Коране. Я повторяю его слова, а тот, кто передает слова, он не является безбожником.

Так вот, я чувствую, находясь здесь, такую организованную, я бы сказал, истерию, хотя руководящие органы в России и говорят, что они против такой постановки. Когда вы были на встрече с президентом Путиным, он согласился на то, что будет проведена конференция "Ислам против терроризма". Но, тем не менее, власть как будто бы ничего не делает для того, чтобы как-то, каким-то образом прореагировать.

В том числе я думаю, я не увидел, не ощутил, чтобы прореагировали и вы, как духовный пастор мусульман.

Равиль Гайнутдин:

Да, уважаемый брат, я согласен с вашими мыслями. К сожалению, и в России, и в мире в целом есть и политики, и журналисты, которые хотят преподнести те или иные конфликты как противостояние двух цивилизаций. И утверждения, что 21 век будет веком противостояния и борьбы христианского мира и исламского мира, двух цивилизаций. Это, видимо, очень выгодно кому-то, чтобы это было именно так.

Но наши религиозные деятели России, не только ислама, но и иудаизма, христианства, они заявляют, что не может быть противостояния цивилизаций. Это приведет к гражданской войне, это приведет к многочисленным жертвам. И к уничтожению той или иной культуры. И не может быть в этой войне победителя.

Поэтому задача и политиков, и религиозных деятелей, и общественных деятелей, и особенно журналистов - не раздувать исламофобию, не раздувать различные фобии, а способствовать, чтобы религии не конфликтовали, а наоборот, сближали свои позиции, искали то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет.

Джаляль Аль-Машта:

Я бы хотел просто, чтобы вы сказали, почему не используется, допустим, такой институт, как судебные иски? Ведь то, что иногда пишется, противоречит законодательству Российской Федерации.

Мы не слышали ни разу о том, что, скажем, мусульманское сообщество России попыталось хотя бы подать в суд на тех, кто совершенно открыто нарушает закон.

Равиль Гайнутдин:

Есть такие случаи. Есть и судебные иски, и сегодня находится в судебных инстанциях несколько судебных дел.

Но еще есть одна проблема. У нас в России, к сожалению, наш голос не доводится до общества. Власти используют религиозных деятелей, когда это им выгодно, а когда ущемляются права, когда есть нарушение закона о свободе совести, где ставятся определенные заслоны, особенно мусульманам, об этом обществу ничего не известно. И мы дальше своих газет ведомственных и дальше своих выступлений в наших мечетях или в тех средствах массовой информации, которые нам предоставляют возможность, мы дальше выходить не можем. Просто не имеем такой возможности.

Петр Вайль:

Скажите, пожалуйста, в связи с этим, можете ли вы сказать, что в России существует некая дискриминация мусульман?

Равиль Гайнутдин:

Я бы не хотел, чтобы так громко - "дискриминацией" назвать. Но есть нарушения прав и свобод мусульман нашей страны. Я об этом конкретно заявляю, и есть у меня обращение к президенту нашей страны по поводу тех фактов нарушения прав и свобод мусульман страны. Недавно я встречался с членами Парламентской ассамблеи Совета Европы, которые интересовались проблемами прав и свобод граждан Российской Федерации, говорили о проблемах по выполнению закона о свободе совести и религиозных объединениях Российской Федерации.

Мы указали на несколько фактов нарушений. Например, построена мечеть в городе Вологде. Вологодские власти сегодня требуют, чтобы этой мечети не было в городе. Снести. Та мечеть построена на добровольные пожертвования самих верующих, сегодня стоит под угрозой сноса. Это мы рассматриваем как нарушение прав и свобод. Не дают мусульманам свободно исповедовать религию на территории Вологодской области.

Далее. В некоторых подмосковных городах нам указывают, чтобы мы брали ходатайство у Митрополита Ювеналия, чтобы получить земельный участок под строительство мечети. Мусульмане должны идти с поклоном к иерарху Русской православной церкви для того, чтобы получить согласие Русской православной церкви - давать или не давать строительство мечети мусульманам.

Петр Вайль:

Я догадываюсь, что вы таких случаев знаете много. Насколько я помню, вы выступали и по более такой общей проблеме. Известно, что в России приблизительно 13 миллионов мусульман, да? То есть - это процентов 9, что меньше, чем в целом в мире. Но в мире, по-моему, 20 процентов мусульман. Но, тем не менее, это очень солидная часть общества, и между тем, в российской армии не представлены мусульманские священнослужители, да?

Равиль Гайнутдин:

По некоторым данным, мусульман в Российской Федерации от 13 до 30 миллионов, называют эксперты.

Петр Вайль:

А почему же такая разница?

Равиль Гайнутдин:

Разница большая, так как во время переписи населения у мусульман спрашивали: "Родной язык?" Они говорили: "Русский". Будучи мусульманином, татарином или представителем других мусульманских народов (а их у нас в России 38, народов и национальностей), их записывали как "русские". И из-за этого у нас сегодня очень большие трудности.

Исходя из вот этих всех нарушений, наши независимые эксперты называют цифру 19-20 миллионов мусульман, проживающих на территории нашей страны.

И, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать: да, к сожалению, в наших Вооруженных силах, в силовых структурах в целом (это МВД, МЧС, это Министерство обороны) строятся часовни, там строятся различные православные храмы, приглашают на службу представителей русской православной церкви. Но мусульманам не дают разрешения создать ни молельных комнат, ни других помещений и зданий, не говоря уже о мечети на территории какой-либо войсковой части.

Петр Вайль:

Гарнизона, наверное?

Равиль Гайнутдин:

Гарнизона. И священнослужителей ислама приглашают только в тех случаях, когда мусульмане начинают сопротивляться различным уставам и так далее, и возникает конфликтная ситуация. И тогда нужно, там, руководителям или еще каким-то военачальникам, чтобы приехал священнослужитель ислама и успокоил верующих мусульман-военнослужащих.

Михаил Поздняев:

Я с волнением слушал сейчас ваши слова и вспомнил историю, мне рассказанную человеком, который долгие годы провел в ГУЛАГе, о том, как в бараке вместе с ним сидели мулла и священник русский. И они каждое утро вставали, и каждый вечер ложились, целуя друг другу руки, со слезами и братской улыбкой.

Скажите, пожалуйста, вот последнее десятилетие (или лет 15-ть) называют в России временем религиозного ренессанса. Почему в конфликтных ситуациях, в сложных ситуациях, которые касались всех граждан России, совместные усилия Русской православной церкви и исламских лидеров не принесли ожидаемых плодов? Вспомним переговоры, которые велись и по поводу чеченского конфликта, и в других обстоятельствах.

Создалось впечатление, что это только декларирование каких-то чаяний, что это только лозунги для того, чтобы где-то проставили галочку, но к этим голосам не прислушались. Быть может, они недостаточно убедительно звучали, и не было истинного братского взаимоотношения в этих случаях?

Равиль Гайнутдин:

К сожалению, высшие иерархи наших церквей, они, в основном, встречаются, декларируют, а на деле не осуществляются те достигнутые договоренности. И я хотел бы показать на примере. И святейший Патриарх Московский и Всея Руси, и другие руководители встречались с мусульманскими религиозными деятелями, говоря, что на территории Чечни ведется конфликт не на религиозной основе. "Мы уважаем друг друга и призываем наших верующих, чтобы они встали на путь мира и согласия".

В то же время Русская православная церковь направляет своих священнослужителей в войсковые части, которые ведут войну на территории Чечни. И, отправляя воинов на войну, они благословляют их на убийство. И мусульмане, увидев это, когда священник Русской православной церкви благословляет на убийство, и он освящает оружие, они понимают: а где же та искренность, а где же те договоренности, которые были заявлены, что "мы не будем поощрять войну, убийство наших граждан"? Ведь чеченцы, они не являются представителями другого государства. Они являются гражданами нашей страны, и как мы можем, если говорим о братстве наших народов, направлять своих же против своих?

Петр Вайль:

Равиль Хазрат, вы сказали очень примечательную вещь в первой части нашего разговора, когда я спросил вас о том, что может противоречить всерьез друг другу в двух этих великих религиях, исламе и христианстве. Вы сказали, что нет ничего всерьез, но могут быть некие искажения. Вот часто ведь бывает, действительно, все мы знаем о миролюбии, умеренности Корана и основного учения ислама. Но практика бывает часто важнее, религиозная практика бывает важнее.

Всем известен колоссальный вклад ислама в мировую, в том числе западную культуру и в области делового права, например, и даже в любовных отношениях. Известно, что в средневековой Европе любовь называли "арабским недугом", потому что считалось, что только мусульманин может жениться по любви в эпоху вот этих договорных брачных отношений, которые царили в европейской культуре. Этим увлекались и Гете, и Байрон, и Лермонтов в России, кто угодно...

Но, тем не менее, религиозная практика ислама и религиозная практика современного христианства приводят к совершенно разному отношению к индивидуальности и ценности человеческой жизни. Не в этом ли лежит корень фанатизма тех террористов, которые сделали свое дело 11 сентября, и многих других? Вот именно индивидуальность и ценность человеческой жизни?

Равиль Гайнутдин:

Индивидуальность в исламе ценится очень высоко. И всевышний Аллах сказал, что он создал человека, который по своим достоинствам и величию является намного превыше, чем остальные его творения и создания. И дал разум человеку и свободу воли, и он волен распоряжаться и своей свободой, и волею.

И по вопросу хочу сказать. Да, ислам внес огромный вклад в развитие человечества, в мировую цивилизацию. Ислам не отделяет себя от миросоздания и строительства будущей жизни на земле. И представитель нашей религии является ответственным наместником на земле, он прекрасно осознает, что Всевышний требует от него не разрушать после благоустройства земли (об этом сказано и в Коране). И он должен следовать этому.

К сожалению, есть человеческие пороки. Это нельзя сказать, - есть в исламе, есть в христианстве и так далее. Есть у всех народов, которые исповедуют разные религии. Есть еще и политические убеждения. Есть свои учителя, идеологи, и индивидуум, личность, безусловно, следует определенному учению, определенным взглядам. И когда человечество развивается, развивается и философская мысль, и политическая мысль. Безусловно, люди могут встать на различные пути следования.

И в тех случаях, когда мы отмечаем, что представители мусульманских народов, они встали на путь заблуждения или же встали на путь экстремизма, то они являются нарушителями тех или иных заветов, если их действия не отвечают священному учению, а отвечают только тем, кто их направляет и дает им свою идеологию.

Джаляль Аль-Машта:

Я хочу вот, чтобы вы дальше развивали эту же мысль, но, спросив, таким образом: а почему, собственно говоря, требуют, чтобы все люди были одинаковыми? Ведь люди созданы разными. И разница между, скажем, исламом не как сугубо религиозным течением, но и как культурная самоидентификация... Это иная культура, иные традиции. Почему, собственно говоря, мусульмане должны согласиться с тем термином, что нужно перенять абсолютно все, что создано, скажем, западной цивилизацией?

И в западной цивилизации очень много ценного, но навязывается именно идея, что "если вы не принимаете, то вы враги". Собственно говоря, это господин Буш очень четко сказал, когда он фактически повторил идею о том, что есть римляне, и есть варвары. И, конечно, перечисляются все, кто не с римлянами, как варвары.

И мы иногда (мусульмане), мне кажется, поддаемся этому и как бы соглашаемся, что: "да, вот надо так сделать, надо как...".

Может быть, надо сказать по-другому, что есть различия, но эти различия не должны перерасти во вражду? Это иное дело.

Равиль Гайнутдин:

Согласен. Я полностью с вами согласен. И хочу сказать словами священного Корана. Ведь всевышний Аллах сказал: "Мы создали вас от мужчины и женщины, и сделали вас племенами и народами, чтобы вы узнавали друг друга".

Я считаю, если люди хотят навязать свое видение и свой диктат всему миру, чтобы они следовали именно по пути тех, кто считает, что они правы, и их избранный путь это единственно верный путь. И не дают другим развиваться так, как они привыкли, и их образ жизни требует именно такого уклада.

К сожалению, это получается нарушением заветов Всевышнего. Здесь, мы видим, нарушаются и чисто гражданские права, демократические права, и здесь нельзя говорить о какой-то защите свободы и демократии. Не может быть такой демократии, когда эта демократия устраивает одних и запрещает другим.

Я недавно видел ваше интервью. Вы сказали, что если Саддам Хусейн устраивает народ Ирака, то почему другие страны должны говорить, что "он не устраивает нас"? Мне кажется, это демократические слова. Мы должны уважать мнение народа, культуру народа, традиции народа, их желания и не диктовать им условия своей игры. И то, что было вами сказано: "Если вы не с нами, то против нас", это, мне кажется, сегодня ни в коем случае не должно носить такой ультимативный и диктаторский характер.

К сожалению, многие страны сегодня боятся Соединенных Штатов Америки и их союзников. Они, возможно, не понимают, не принимают те методы, которые сейчас применяются по отношению к простым народам Афганистана, те бомбежки домов, госпиталей и баз гуманитарной помощи. И, несмотря на это, они не могут сказать Соединенным Штатам Америки: "Вы нарушаете общепринятые гражданские нормы". И тоже так же не могут сказать: "Прекратите бомбежки, а начните борьбу непосредственно с теми, кто считается террористом". Ведь сегодня, мы знаем, сотни убитых мирных граждан, и ни одного убитого руководителя - ни "Талибана", ни тех организаций, которые считаются террористическими.

Петр Вайль:

Нет, есть какие-то имена, Там, ну, правда, немного... Их вообще немного, руководителей.

Но вы знаете, насчет Саддама Хусейна, если он устраивает народ Ирака... Ну, покуда он не оккупирует Кувейт, например, да? И даже в современном проницаемом мире, покуда не нарушаются права человека в самой стране. Это и в декларации ООН записано. Есть право на некое вмешательство.

Если нарушаются права человека в России, международное сообщество тоже вмешивается в это дело.

Равиль Гайнутдин:

Я согласен. Если нарушаются права в стране.

Петр Вайль:

Да. А тем более, права соседей, как это произошло с Саддамом Хусейном по отношению к Кувейту.

Равиль Гайнутдин:

Но эта история уже завершена. Ирак уже ушел из Кувейта, но американцы остались в Кувейте.

Я, посещая Кувейт, был по приглашению у заместителя министра в гостях на даче, и при подъезде к даче нас остановили солдаты. Двое американцев и один кувейтянин. И мои паспорта не проверял кувейтянин. Мои паспорта проверял американец, пустить меня дальше или нет.

Петр Вайль:

Ну, наверное, с согласия властей Кувейта.

Но очень интересную тему Джаляль Аль-Машта поднял. Вот в этой связи, в принятии западных ценностей, западной цивилизации, как вы относитесь к модели Турции, которая осталась исламским государством, во многом приняв образ жизни западной цивилизации?

Равиль Гайнутдин:

Это воля народа. Если референдумом та или иная мусульманская страна решит, что этому государству быть светским, то тогда они имеют на это право - создавать светское государство или создавать мусульманское государство.

Петр Вайль:

Но вам лично эта модель кажется перспективной?

Равиль Гайнутдин:

Мне кажется, что сегодня на территории Турецкой республики развиваются демократические институты, и, я считаю, ислам отвечает именно тем демократическим принципам. Даже если взять то, что в исламе нет диктатора. Есть человек, который выбирается мусульманским обществом, и глава мусульман никогда не оставляет свою должность по наследству. А мусульмане сами выбирают. И нет в мире ни одного своего папы или верховного патриарха, или верховного муфтия мусульман мира.

Это показатель того, что ислам намного демократичнее, чем даже другие мировые религии.

Михаил Поздняев:

Уважаемый Равиль Хазрат, многие лидеры и комментаторы после событий 11 сентября повторяли фразу, что мир проснулся другим. Возникает совершенно четкое противопоставление двух миров.

О чем я хотел бы вас спросить. Процесс глобализации, с моей точки зрения, не столько политический, не столько экономический, сколько социокультурный. Исламский мир способен вписаться в этот процесс?

Равиль Гайнутдин:

Ислам - религия прогресса. И не нужно считать ислам закостенелой фундаменталистической религией. Ислам, по учению Всевышнего и святого пророка Мухаммеда, да будет с ним мир и милость Аллаха, требует от человека жить в ногу со временем. И исламский мир сегодня, безусловно, принимает и научно-технический прогресс, и готов к сегодняшней глобализации. И я считаю, что ислам не может быть, и мусульманские народы не могут сегодня обособляться, чтобы они были только сами, в замкнутом круге.

Ислам сегодня и в Германии, и в Великобритании, во Франции, Соединенных Штатах, и в Австралии, и в России. И поэтому мы - мусульмане земного шара, считаем, что все то, что происходит сегодня в мире... мы участники этого происходящего. И если идет глобализация, мы тоже участвуем в этом.

Есть свои "за" и "против" в этой глобализации, есть те, которые принимают, есть те, которые против. Это не только в мусульманском мире, но и в западном, христианском мире. В том числе идут различные митинги, демонстрации против глобализации. Это тоже есть. И за действия тех, кто выступает против, нельзя считать, что христианский мир не готов, и они выступают против глобализации.

Петр Вайль:

Равиль Хазрат, я хотел бы обратиться сейчас к вам не как к руководителю российских мусульман, а как к ученому. Вы автор книг и по мусульманской догматике, и по ритуалу.

И все-таки вот мир себе снова, снова, снова задает вот этот вопрос: кто были эти люди, которые 11 сентября совершили эти теракты, и почему они, главное, совершили? Это то, что ускользает от человека западной цивилизации. Почему эти люди так решительно обрекли на смерть не только тысячи незнакомых им людей, но и самих себя?

Мы знаем, что терроризм существует, где угодно, и в христианских странах, но, скажем, если мы будем говорить о Корсике или Северной Ирландии, или басках, во всех этих случаях есть политическая подоплека.

Здесь нечто мистическое. Никто ничего не требует ни от Соединенных Штатов, ни от союзников, не говорят, там: "Дайте нам то, дайте нам это..." Это просто люди пошли на смерть других, и казнили, в том числе и себя.

Равиль Гайнутдин:

Люди сегодня восприняли то, что произошло... как бы Америка покажет всему миру, кто есть враг, и кто есть "наши". Никто еще не сказал, кто виновен в тех терактах. Мусульмане, находясь в Афганистане, не могли совершить такой теракт. Были захвачены самолеты Соединенных Штатов Америки, это было внутри Соединенных Штатов. И такая сеть, которая контролировала и компьютеры, и аэропорты, и самолеты. Это могла сделать только очень солидная организация, совершенная спецслужба. В этом твердо убеждены мусульмане.

Петр Вайль:

Вы что-то конкретное имеете в виду?

Равиль Гайнутдин:

Я ничего конкретного ничего не имею, но в моем ответе вы, возможно, поймете.

Хочу сказать: те, кто пошли на самогибель, эти люди были уверены в том, что они совершают правое дело. И если бен Ладен или другие сегодня говорят, что они понимают то, что было совершено, это во имя определенных целей, и эти цели, вы говорите, что не названы...

Это не политические у них требования. Они ведь заявляют, что ими не совершены эти теракты, но у них есть политические требования.

Это создание свободного независимого палестинского государства. Не ущемление прав мусульман в мире. Это политические заявления и политические требования. И то, что эти теракты произошли после того, как... весь мир осудил Израиль, их действия, и когда весь мир начал требовать необходимости признания палестинского государства, вот это было совершено...

Петр Вайль:

Но вроде бы палестинцы не называются.

Равиль Гайнутдин:

Чтобы отвлечь...

Петр Вайль:

Не называются как источник этих терактов.

Равиль Гайнутдин:

Вы знаете, абсолютно палестинцы не называются. Я и не имею в виду, что...

Называются причины. Причины того, что Израиль и Соединенные Штаты Америки не захотели признать требования мирового сообщества о необходимости признания палестинского государства.

Петр Вайль:

Равиль Хазрат, вот вопрос, может быть, более мелкий, но тоже чрезвычайно интересный, на который вы можете ответить опять-таки как вот ученый-исламист.

Эти 19 человек, которые совершили теракты 11 сентября, погибли. Их спросить нельзя. Но у нас есть ценнейшие свидетельства тех, кто готовил теракты в Кении и Найроби.

Один из этих террористов остался жив, был осужден на пожизненное заключение, и есть его показания, где он среди прочего говорил о том, что пошел на свои действия, в частности, потому, что ему было обещано некое загробное блаженство. И даже с конкретными данными: 70 девственниц к услугам, возможность ходатайствовать за 70 своих родственников и так далее.

Откуда возник вот этот сюжет вознаграждения в практике ислама?

Равиль Гайнутдин:

Утверждения есть, если человек уходит из земной жизни за свою священную веру, за свою отчизну, за богоугодное дело, то в этом случае его ждет награда. Она ждет, безусловно, тех, кто шел из земной жизни во имя Всевышнего создателя и творца.

Петр Вайль:

И теперь у нас (по традиции) эта программа заканчивается обменом мнений, в котором, извините, вы уже не участвуете. Я попрошу участников программы очень коротко сказать, что им показалось наиболее примечательным в словах нашего гостя, вообще, в ходе нашего разговора.

Михаил Поздняев:

Мне чрезвычайно полезна была эта встреча. Я еще раз убедился в том, что мы живем в стране, которая не стала ни на шаг ближе к вере, к религии. Притом, что были дарованы новые свободы, громко по средствам массовой информации говорилось, что верующих больше в России, в бывшем Советском Союзе не преследуют. Но за все эти годы мы не стали, к сожалению, знать друг друга лучше.

И вот это самое трагичное, мне кажется, для восприятия россиянами всего происходящего в последние месяц или полтора месяца. Мы не приблизились к пониманию и знанию друг друга.

Джаляль Аль-Машта:

Мне послышалась горечь. Это горечь человека, озабоченного не только тем, как живут, и почему так живут мусульмане, но и человека, скажем, гражданина Российской Федерации, которого действительно пугает возможность некоего противостояния, который хочет, на самом деле, отдалить это.

Для того чтобы уйти на шаг назад от пропасти, нужно все-таки желание, и не только со стороны мусульман, но и со стороны государства.

Петр Вайль:

Мне показалась самым примечательным трезвость нашего гостя. С одной стороны, он, как глава российских мусульман, естественно, говорил о ценностях ислама очень горячо и убедительно. И в то же время очень трезво оценил обстановку в России (я здесь согласен с Джалялем Аль-Машта) и особенно положение в Чечне, где волей-неволей или волей происходит, тем не менее, тот самый конфликт цивилизаций, о котором говорят так много, где во многом противостояние воспринимается как противостояние ислама и христианства. И в то же время вы высказали надежду, что в России своего "Талибана" все-таки не будет.

Предшественник: Сам, как председатель президиума ДУМЦЕР 29 января 1994 года - 9 декабря 1998 года Преемник: Сам, как председатель президиума ДУМЕР Имя при рождении: Равиль Исмагилович Гайнутдинов Оригинал имени
при рождении: Равил Исмәгыйл улы Гайнетдинев Рождение: 25 августа (1959-08-25 ) (60 лет)
дер. Шали, Пестречинский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР Награды:

Биография

Равиль Исмагилович родился 25 августа , в дер. Шали , Пестречинского района Татарской АССР в татарской семье .

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам ». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети , в 1988 году - главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России .

Женат, отец двух дочерей.

Профессор Московского исламского университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации .

Взгляды и высказывания

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 марта 2015 года) - за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества
  • Орден Дружбы (6 октября 1997 года)- за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и в связи с 850-летием основания Москвы
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 августа 1999 года) - за большой вклад в установление мира и согласия в обществе
  • Орден Звезды Иерусалима (Палестинская национальная администрация , 2015 год) .
  • Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)
  • Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (Казахстан , )
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога .
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXV лет (17 октября 2012 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия, многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы
  • Благодарность Мэра Москвы (24 августа 2009 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия в городе Москве и в связи с 50-летием со дня рождения
  • Медаль «За доблестный труд» (Татарстан , 21 августа 2009 года)
  • Орденом «За Заслуги» (Ингушетия)

Напишите отзыв о статье "Гайнутдин, Равиль Исмагилович"

Примечания

  1. Интерфакс 24 сентября 2009.
  2. NEWSru 24 сентября 2009.
  3. NEWSru 29 сентября 2009.
  4. 16 декабря 2010.
  5. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (14 августа 2009 года). Проверено 14 августа 2009. .
  6. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (2004 год). Проверено 14 августа 2009. .

Литература

  • Силантьев Р. А. // Независимая газета . - 02.06.2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гайнутдин, Равиль Исмагилович

Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Родился 25 августа 1959 в деревне Шали Татарской АСС, татарин. отец работал в системе райпотребсоюза, мать была швеей,

С отличием окончил Казанское театральное училище. Имеет высшее духовное образование (учился в медресе Мир-Араб в Бухаре, в которое поступил в 1979 и окончил в 1984 году). Заочно окончил факультет режиссуры Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В 2001 году окончил Академию госслужбы (2001). Кандидат философских наук.

До 1979 года работал на казанском телевидении, в том числе выпускающим редактором информационных программ.

После медресе служил первым имам-хатыбом во Второй казанской мечети "Нур Ислам".

В 1985 был переведен в Уфу в Духовное управление мусульман к Верховному муфтию, председателю Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, с центром в Уфе). Работал помощником муфтия по оргвопросам.

С 1986 года - ответственный секретарь ДУМЕС.

В ноябре 1987 г. переведен в Москву; в 1987-88 гг.- третий, затем второй имам-хатыб московской Соборной мечети.

С 1987 - зам.председателя совета Московского городского добровольного общества татарской культуры "Туган тэл".

Лучшие дня

Летом 1988 года избран первым имам-хатыбом московской Соборной мечети.

В апреле 1991 создал при поддержке посольства Саудовской Аравии Исламский культурный центр при Московской Соборрной мечети; избран президентом Исламского культурного центра (ИКЦ).

В 1992 году во время поездки Р.Гайнутдина в Хельсинки, гендиректор ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов Ниязов пытался совершить переворот в московском муфтияте. После возвращения Р.Гайнутдин изгнал А.-В.Ниязова вместе с его сторонниками из Соборной мечети и создал при мечети новый Иламский культурный центр.

В декабре 1991 года сопровождал вице-президента РФ Александра Руцкого во время поездки в Иран, Пакистан и Афганистан на переговоры с руководством моджахедов по освобождению пленных российских граждан.

Был противником создания Высшего координационного совета Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в который в 1992 году вошли отделившиеся от ДУМЕС казанский муфтий Габдулла Галлиуллин, муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Нафигулла Аширов и А.-В.Ниязов.

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин назначен Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 года Р.Гайнутдин провозгласил создание Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России (первоначально в составе ЦДУМ), куда вошли мусульманские приходы Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Тверской областей, а также Ставропольского и Краснодарского края; стал имам-мухтасибом (руководителем) ДУМЦЕР. На учредительном меджлисе в янв. 1994 избран имамом-мухтасибом (муфтием), председателем ДУМЦЕР.

В 1993-94 создал в Москве Высший исламский колледж (начал работу в 1994).

В марте 1994 г. выступил с заявлением по поводу обвинений в адрес А.В.Ниязова в гомосексуализме и его отношения к ИКЦ при Соборной мечети ("...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действия, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России".(www.flb.ru/Nyjas/abdul.html//).

Часто сопровождал министра иностранных дел Андрея Козырева в его поездках по странам исламского мира: в Ливан, Сирию, Египет, Иран, Турцию.

В сентябре 1994 Верховный муфтий Т.Таджутдин препринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ".

ДУМЦЕР установил связи с ВКЦ ДУМР, но в его состав не вошел.

На организованном Т.Таджутдином Съезде мусульман России и европейских стран СНГ 17 января 1995 в Уфе Р.Гайнутдин был объявлен отстраненным от обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама".

Во время президентской выборной кампании 1996 года провел в стенах московской Соборной мечети однодневную международную конференцию "Ислам и демократия" (с участием дипломатов арабских стран). Докладчики сошлись во мнении, что эти понятия друг другу не противоречат и таким образом высказались "за Ельцина".

В июле 1996 года по иницативе Р.Гайнутдина был создан Совет муфтиев России, председателем которого он был избран.

В декабре 1998 поддержал инициативу Московской Патриархии по созданию Межрелигиозного совета России (МСР), в который вошли ОВЦС МП, СМР, Буддийская традиционная Сангха России и Конгресс еврейских религиозных объединений России (КЕРОР). Сопредседатель Межрелигиозного совета России.

18 января 1999 переименовал Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России в Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР).

16 марта 2000 на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подарил ему кинжал, отметив, что по мусульманским обычаям такой подарок - знак высшего уважения к собеседнику.

22 марта 2000 на четвертом заседании МС вступил в конфликт с приглашенным в МС Т.Таджутдином и со скандалом покинул заседание.

В сентябре 2001 г. подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу ("Российская газета", 14 сентября 2001).

В октябре 2001 г. призвал государственную власть оказать помощь в решении проблем мусульман. По мнению Гайнутдина, угроза появления в России радикальных настроений среди мусульманской части населения весьма реальна. Речь идет о том, что на протяжении последних десяти лет множество молодых людей из числа верующих, не имея возможности получить религиозное образование в России, выезжали и продолжают выезжать для учебы в исламские страны. "Проучившись в этих странах по семь-восемь лет, молодые люди приезжают в Россию, где они начнут требовать для наших мусульман таких же условий жизни, какие существуют в чисто мусульманских странах, и такие случаи уже были". Гайнутдин высказал убеждение, что именно государство должно оказать мусульманам поддержку, в том числе и финансовую, выделить здания для создания исламских институтов и университетов, чтобы молодые мусульмане могли учиться в России. (НГ, 6 октября 2001)

В апреле 2003 г., в ответ на призыв Талгата Таджуддина объявить джихад США в связи с агрессией в Ираке, Гайнутдин сказал, что объявление джихада "не имеет ни богословской, ни правовой, ни моральной силы", а посему не подлежит выполнению. (Ведомости, 15 апреля 2003).

Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, сопредседатель Межрегионального совета России.

Считает, что "российские мусульмане исповедуют умеренный ислам, не противопоставляющий себя власти" (Московский комсомолец, 12 марта 2001). Заявлял, что Закон "О свободе совести" 1997 года полностью его устраивает.

Член Совета по взаимодействию религиозных организаций при Президенте России.

Поддерживает хорошие отношения с рядом арабских фондов (среди которых называют саудовский фонд "Ибрагим-аль-Ибрагим"), а также, по некоторым данным, со спонсорами из Турции. Опирается на поддержку некоторых предприятий, созданных в России татарскими предпринимателями. Шейх. Член Исполкома Всемирного татарского конгресса.

Награжден орденами Дружбы и Почета.

Платки
Пендригон 04.02.2015 07:28:09

Девочки горько плачут без платков в школах - это что, воспалённый бред, или анекдот? Дел других нет?