Психология детских рисунков значение. Что чаще всего рисуют дети и почему

Огромное значение в жизни каждого человека играет самовыражение. Дети удовлетворяют подобную потребность через рисование. Многие родители понимают это и сами постоянно покупают своему малышу краски, фломастеры, карандаши и альбомы. Взяв их в руки, дети начинают самозабвенно и с огромным удовольствием наносить на бумагу различные изображения. Этот процесс позволяет им передавать свои эмоции. Из внутреннего мира в этот момент переносится отображение их чувств и переживаний.

Что означают детские рисунки в психологии? Как познать внутренний мир маленького человека?

Рисунки детей разного возраста

Нередко случается так, что родителям детей, посещающих детский сад, психолог выдает заключение о том, что у их чада наблюдается отторжение внешнего мира, агрессия и тревожность. Мамы и папы при этом приходят в полное недоумение, ведь главным основанием для такого вывода послужили одни лишь милые каракули их малыша.

Как расшифровать детские рисунки? Психология предлагает анализировать их в зависимости от возраста юного художника.

Так, до трех лет изображения, оставленные малышами на бумаге, похожи на «головоногов». Дети рисуют людей в виде пузырей, из которых торчат черточки, являющиеся символами ножек и ручек. Прорисовывать детали в этом возрасте юные художники пока еще не могут. Кроме того, вначале на бумаге появляется очередной «шедевр», а уж после этого автор начинает додумывать, что же именно им было изображено.

После 3,5-4 лет дети перед созданием рисунка уже начинают его планировать. И только после мысленного оформления замысла они приступают к самому исполнению. Ребенок в 4 года уже научился хорошо владеть карандашом. При этом его «головоножки» постепенно эволюционируют в людей, изображаемых в виде огурцов. Человечки начинают представлять собой два овала, имеющих конечности-палочки.

Достигнув 5 лет, юные художники уже способны на рисование крупных деталей. Это рот, глаза, ноги и руки. К шести годам на рисунках детей можно увидеть и более мелкие элементы. Это нос человека и его пальцы.

И только к семи годам юные художники «одевают» людей соответственно их возраста и пола. У их персонажей появляются прически, головные уборы и шеи.

Что берут для своего анализа специалисты? Наиболее точная расшифровка детских рисунков в психологии возможна при изучении изображений, нанесенных на бумагу юными художниками 4-7-летнего возраста, ведь они выполняются наиболее осознанно.

Изображение семьи

Самой популярной темой для проведения анализа детских рисунков в психологии является изображение юным художником самых близких для него людей. Опытному специалисту оно расскажет о многом. При этом из такого рисунка многое могут почерпнуть и родители.

Изучая психологию детских рисунков, необходимо обратить внимание на некоторые детали. Среди них:

  • последовательность нанесения изображения на бумагу;
  • сюжет рисунка;
  • расположение и группировка членов семьи;
  • степень близости и удаленности людей;
  • место ребенка среди взрослых;
  • рост каждого из членов семьи;
  • цветовая гамма рисунка и т. д.

Исследуем некоторые особенности рассмотрения психологии детских рисунков.

Очередность выполнения задания

Чаще всего, после того как ребенок получил установку на изображение семьи, он начинает рисовать всех ее членов, а уж после дополняет свою картинку различными деталями. Однако порой все происходит вовсе не так. Юный художник начинает акцентировать свое внимание на любых деталях, «забывая» при этом нарисовать себя и своих родственников. Или же изображения людей на бумаге появляются только после того, как на нее нанесены очертания второстепенных предметов и объектов. В этом случае взрослым необходимо задуматься. Почему ребенок поступает именно так? В чем кроется причина такого равнодушия к близким? Отчего он старается оттянуть время до момента их изображения?

Проведение анализа детского рисунка семьи в психологии в таком случае невозможно без наводящих вопросов. Специалисту предстоит уточнить характер взаимоотношений с родственниками, применив при этом различные методики.

Обычно использование подобной очередности при решении поставленной задачи свидетельствует о психическом дискомфорте ребенка в семье и о том, что юный художник вовлечен в конфликтные отношения.

Сюжет рисунка

Как правило, построение изображения с родственниками предельно простое. Ребенок стремится изобразить свою семью так же, как и на групповой фотографии. На ней порой присутствуют все. А иногда кого-то из членов семьи на таком снимке нет. Бывает, что каждый из присутствующих на рисунке стоит на полу или на земле, а порой юный художник изображает близких для него людей словно висящими в воздухе.

Также в сюжете рисунка, кроме членов семьи, зеленеет трава, расцветают цветы, растут деревья и кусты. Нередко дети изображают кого-то находящимся в доме, а кого-то на улице. Кроме групповых портретов встречаются рисунки, наполненные динамизмом и экспрессией, на которых все члены семьи занимаются каким-либо делом.

Какова расшифровка детских рисунков в психологии с различными сюжетами? Здесь все довольно просто. Если семья ассоциируется у малыша с нежными и приятными воспоминаниями, то он непременно осветит всех родственников или кого-то из них солнцем, которое служит символом любви, добра и ласки. Но порой над групповыми портретами юный художник размещает тучи. Подобный сюжет психологи связывают с дискомфортом ребенка.

Последовательность расположения людей

Как правило, первым на рисунке ребенка появляется тот человек, который для него самый любимый, наиболее авторитетный и значительный в доме. Порой таковым юный художник считает себя. И он не станет скрывать этого, изображая свою фигуру первой.

Далее при расшифровке детского рисунка семьи в психологии придерживаются такого принципа, что ребенок располагает всех членов семьи в той последовательности, в какой он видит их роль в доме, а также каково их отношение к нему. С увеличением порядкового номера родственника его авторитет, без сомнения, падает. Именно поэтому дети, интуитивно ощущающие себя ненужными и отвергнутыми родителями, изображают себя самыми последними.

Величина фигур

О чем говорят детские рисунки в психологии? Специалисты обращают внимание и на размер фигуры каждого из членов семьи, изображенного ребенком. Чем они больше, тем больший авторитет родственник имеет в глазах юного художника. Нередко маленькие дети изображают самого близкого для них человека таким, что у них просто не хватает листа для размещения его фигуры целиком.

Психология детского рисунка человека позволяет определить специалисту и того члена семьи, который в глазах малыша пользуется самым низким авторитетом. Величина его фигуры, как правило, намного меньше, чем у остальных родственников. Именно поэтому отвергнутые и безнадзорные дети рисуют себя крошечными и едва заметными. Этим они подчеркивают свою незначительность и ненужность.

Расстояние между фигурами

Проведение анализа психологии детских рисунков производится и на основании того, какова величина пространства между членами семьи. Подобный момент может свидетельствовать либо об их эмоциональной близости, либо, напротив, о разобщенности. Чем дальше все фигуры на детском рисунке будут находиться друг от друга, тем больше можно говорить о наличии конфликтной ситуации в семье.

Порой подобную разобщенность дети подчеркивают еще больше. Они размещают в образовавшихся пространствах между фигурами родственников какие-либо посторонние предметы.

При эмоциональной близости все члены семьи на рисунках юных художников изображаются практически вплотную друг к другу. При этом психологи рассматривают и степень привязанности ребенка к одному из родственников. При эмоциональной близости к определенному члену семьи малыш изобразит себя возле него.

Нахождение ребенка на рисунке

На этот момент при рассмотрении психологии детского рисунка семьи стоит обратить особое внимание. То место, которое ребенок выделил для себя, указывает на его положение среди родственников. Если малыш находится в центре и стоит между папой и мамой, а также рисует себя первым, то он уверен, что нужен близким людям. Если на изображении семьи юный художник отобразил себя после своих сестер и братьев и при этом подальше от родителей - это является признаком ревности, которую он проявляет к другим детям. Отдаляя себя от всех, малыш показывает тем самым, что он лишний в доме и никому не нужный.

Отсутствие ребенка на рисунке

В психологии детского рисунка семьи одним из важных моментов является тот факт, когда юный художник «забывает» изобразить самого себя. В этом случае взрослым нужно искать причину в имеющихся отношениях в доме. Скорее всего, они вовсе не являются примерными и тягостны ребенку.

Изображение семьи, в которой нет самого юного художника, может являться подтверждением имеющегося конфликта между ним и кем-то из домочадцев. Своим рисунком малыш, которому не нравится неприятие его в семье, отображает свою реакцию протеста.

Отсутствие одного из родителей или родственников

В психологии детских рисунков значение имеет каждая деталь. Специалисты непременно обратят внимание и на тот факт, что юный художник «забыл» отобразить на бумаге кого-нибудь из родителей или близких родственников. Вероятнее всего, этот член семьи является для ребенка источником мучений, переживаний и дискомфорта. «Забыв» нарисовать определенного родственника, малыш подсказывает выход из сложившейся жизненной ситуации, который поможет разрядить негативную атмосферу в доме. Иногда таким образом ребенок «устраняет» конкурентов, стараясь погасить тем самым свою ревность к другим детям.

Дополнение семьи другими людьми

О чем еще может поведать нам психология детских рисунков? Порой юный художник дополняет свою картину посторонними людьми или несуществующими родственниками. Таким образом он пытается заполнить имеющийся в его чувствах вакуум. Также вымышленный человек используется в качестве буфера, чтобы смягчить ощущение собственной неполноценности среди родных. Иногда подобный вакуум дети заполняют теми лицами, которые, по их мнению, могут наладить с ними близкие контакты и удовлетворить потребности в общении. Это и приводит к тому, что малыши начинают моделировать состав семьи, предлагая через рисунок ее усовершенствование и улучшение.

Порой юный художник дополняет свои рисунки не посторонними лицами, а животными или птицами. Чаще всего на таких изображениях можно увидеть преданных человеку собак и кошек. Если этих животных нет в доме и они являются выдуманными, то взрослые должны понять, что малыш мечтает о них. При этом он хочет, чтобы собака или кошка заменила ему отсутствующего на изображении родственника.

Над таким сюжетом стоит задуматься взрослым. Он является симптомом дефицита нужного для малыша общения, недостаточного для него количества ласки и нежности.

Изображение одного ребенка

Интерпретация детских рисунков в психологии является одним из основных методов познания внутреннего мира малышей. Изображения, на которых юный художник рисует себя в одиночестве, настораживают специалистов. Подобный сюжет говорит о том, что малыш не чувствует себя полноценным членом семьи и считает, что в доме для него не хватает места. Чаще всего на таких рисунках подобное состояние ребенка выражается еще и мрачной цветовой гаммой.

Порой юные художники изображают только себя для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Делают это, как правило, кумиры семьи, которые не способны скрыть свой эгоцентризм. Однако от рисунков отвергнутых детей их изображения отличает любование собой. Понять это можно по детализации и окраске одежды или же по второстепенным предметам, создающим праздничный настрой.

Изображение частей тела

Как провести анализ детского рисунка? Психологи обращают внимание и на то, каким образом юный художник показал лица людей, а также другие части тела. Самым информативным при этом является изображение головы. Если автор пропускает те или иные части лица или наносит на бумагу один лишь его контур, то это является выражением протеста малыша к этим членам семьи. Вполне возможно, что именно из-за них малыш переполнен негативными эмоциями.

Если же юный художник изобразил безо рта и глаз свое лицо, то это является признаком его отчужденности в семье, а также нарушения общения с окружающими людьми.

В том случае, когда на изображении одного из членов семьи мы видим только глаза, то, скорее всего, этот человек постоянно наблюдает за малышом и не допускает проявлений баловства и шалостей. Этот же родственник является для ребенка источником различных конфликтных ситуаций. Аналогично можно проанализировать рисунок, на котором один из членов семьи изображен с ушами, как у Чебурашки. Порой юный художник выделяет у родственника один лишь рот. Это означает, что этот человек воспитывает ребенка, читая ему бесконечные нравоучения и нотации, культивируя при этом у малыша страх.

Если самое большее внимание юный художник уделил голове и вырисовал все ее детали, то это указывает на значимость для него этого близкого человека. Если же ребенок любит изображать таким образом самого себя, то это говорит о том, что он чересчур озабочен собственной внешностью. Порой юные художники, используя подобный прием, скрашивают имеющийся у них физический дефект. А если свое лицо во всех деталях нарисовала девочка? Она, скорее всего, подражает матери, которая на ее глазах часто приглаживает волосы, припудривает носик и подкрашивает губы.

Кроме головы, при изучении детских рисунков, необходимо обратить внимание и на руки. Если они непропорционально длинные, то, скорее всего, принадлежат тому члену семьи, который проявляет агрессивность по отношению к юному художнику. Иногда такого родственника малыш может изобразить вовсе без рук. Таким образом он пытается символически погасить агрессию.

Если безруким ребенок изобразил себя, это является подтверждением его бессилия в семье и отсутствия у него права голоса.

Цветовая гамма

О чем говорят тона красок, которые применил в своей работе юный художник? Цвета в рисунках в детской психологии рассматриваются в качестве индикатора той палитры чувств, которая излучается малышом в момент воспоминаний о его близких людях, изображаемых на бумаге. В выборе красок можно рассмотреть нюансы и особенности эмоционального отношения юного художника к определенным домочадцам или ко всей семье сразу. Все тревоги и сомнения, надежды, любовь и нелюбовь ребенка закодированы в используемых им цветах.

Все то, что нравится малышу, он изобразит в теплых тонах. Свою привязанность к определенному родственнику он выделит при помощи яркого и сочного цвета. Холодные тона на рисунках являются подтверждением конфликтных ситуаций. Более всего в этом случае информативен черный цвет. Он указывает на эмоциональное неприятие малышом того родственника, которого он включил в сюжет своего изображения.

Значения цветов на рисунке ребенка психологи распределяют следующим образом:

  • зеленый - выражение безопасности, стремления, настойчивости, независимости и уравновешенности;
  • темно-синий - потребность в покое;
  • красный выражает агрессию, силу воли, возбудимость и повышенную активность;
  • желтый указывает на повышенные эмоции, оптимизм, любознательность и непосредственность;
  • фиолетовый считается показателем интуиции и фантазии, интеллектуальной и эмоциональной незрелости;
  • коричневый указывает на отрицательные эмоции, физический дискомфорт, медлительность и чувственную опору ощущений;
  • черный выражает протест, настоятельную потребность в изменениях и разрушение.

Если более всего ребенок любит простой карандаш и никак не раскрашивает свои рисунки, это говорит о его желании закрыться, об отстраненности и безразличии.

01.12.2008 Рейтинг: 0 Голосов: 0 Комментариев: 99

С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители, воспитатели и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

Важно для проведения теста:
1. Для рисования лучше всего предложить ребенку карандаши, которые позволяют при анализе рисунка учесть линии, силу нажима и штриховку. Для сюжетного анализа и анализа цветовой гаммы можно рисовать красками.

2. Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

3. Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, если настораживающие вас элементы рисунка - это стиль рисования ребенка.
Например, папа уехал в командировку и ребенок на рисунке семьи не нарисовал его. В этом случае естественно, что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует на рисунках.

4. Во время рисования взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс рисования: не предлагать что-то или кого-то нарисовать, не задавать вопросы и не комментировать детский рисунок. Взрослый нужен для того, чтобы наблюдать за процессом создания картинки, чтобы увидеть, кого и что ребенок нарисовал сначала, в каком порядке, обратить внимание, если какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие детки, если им предложить нарисовать свободный рисунок начинают рисовать маму, но потом могут начать рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается большая, а все остальные члены семьи значительно меньше. Конечно, для 3х летнего ребенка мама зачастую самый главный человек, но в этой ситуации большое значение имеет неумение соблюсти пропорции, и другие возрастные особенности.

5. После того, как ребенок закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто. Ребенок может дать логичное объяснение многим непонятным или настораживающим деталям рисунка.

Что не стоит делать:
1. Не стоит анализировать «шаблонные» рисунки: выполненные на детских занятиях и уроках рисования, картинки, срисованные с книжек и других образцов.
2. Не стоит пытаться интерпретировать непонятные для взрослых элементы, чтобы избежать ложных выводов.
3. Не стоит «расшифровывать» и обсуждать рисунки при ребенке, делать ему замечания при анализе выводов и задавать ребенку вопросы «почему ты так нарисовал?».

Первые возрастные стадии в развитии рисования.
Исследователи детских рисунков выделили возрастные стадии, последовательно сменяющие друг друга. Соответствие определенной стадии в определенном возрасте позволяет оценивать развитие ребенка.
Я согласна с мнением тех специалистов, которые считают, что не всегда несоответствие возрастной стадии свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Ребенок должен «вырисоваться», чтобы перейти от одной стадии к другой. Так, если малыш рисует каракули, не стоит держать руку ребенка и учить его рисовать «правильные» рисунки, чем больше ребенок будет рисовать сам, тем быстрее перейдет к следующей стадии рисования.

(названия стадий условные, в литературе используются различные названия)
1. Стадия каракулей, примерно до 2х лет. Ребенок учится держать в руке карандаш, кисть, фломастер, мелок. Малыш рисует первые штрихи, линии, точки, спирали, иногда получаются случайные фигуры. Ребенок иногда даже не смотрит на лист бумаги, на котором рисует, ему неважен цвет, которым он рисует. Самое главное для малыша это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги.

2. Ассоциативная стадия (образного мышления), примерно до 3х лет. Ребенок начинает связывать, то, что он изображает, с окружающим миром. Сначала малыш рисует те же самые каракули, но объясняя: это я, это папа, это машина. Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать отчетливые образы. Фигуры людей изображаются в виде головоногих - шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.

3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью, примерно до 5 лет. Ребенок рисует уже осознано, стараясь изобразить фигуры и предметы такими, какие они есть. Рисуя силуэты, ребенок изображает туловище и голову. Отличительная особенность этой стадии от последующих, ребенок изображает все, что видит, в т.ч. рисует движение, например, как дует ветер и как бежит человек - в виде спиралей на рисунке. В этом возрасте дети чаще всего рисуют «по памяти».

Дети старше 5 лет уже могут схематично представлять свои рисунки и рисовать с натуры.

Перед тем как рассказать о возможностях рисуночных тестов, хочу обратить внимание на то, что существуют разные рекомендации по проведению такого тестирования и интерпретации рисунков, иногда они даже немного противоречат друг другу. В этой статье описываются основные моменты, которые помогут помочь родителям понять детский рисунок.

Цветовая гамма рисунка.
Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.
Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках , ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.
Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.
Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.
Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.
Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.
Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.
Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.
Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.
Если на рисунке изображены вымышленные персонажи , нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.
Глаза
- очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому если малыш постоянно рисует людей с большим глазами - это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.
А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.
Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.
Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.
Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры.
Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.
Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.
Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.
На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка , который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:
- человека или себя (если так захочет сам ребенок);
- свою семью;
- себя в детском саду (или другом учреждении, где ребенок проводит много времени)
Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных (из разных животных) и несуществующее животное.
Рисуя животное ребенок отображает свой образ.
Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться (перья, панцирь…), а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

Когда ребенок рисует себя (или просто человечка) следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам (1-2 года) даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

Тест-рисунок «Моя семья»
На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.
Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.
Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.
На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.
Провести общий анализ.

Тест-рисунок «В детском саду»
На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.
Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.
Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.
Если ребенок рисует только здание детского сада без людей - это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Воображение, интуиция и желание понять своего ребенка обязательно помогут вам!

Комментарии:












Лаззат
05.02.2016 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Дочке 2 года 8 месяцев. В последние пару недель рисует только красным маркером на доске. Она может закрасить полдоски красным цветом, при этом нажимая на маркер с такой силой, что потом у нее болит рука. Она может молча это делать целый час. Я предлагаю ей другие цвета, но она отказывается. Меня это сильно беспокоит. Спасибо за ответ. ОТВЕТ: многим маленьким девочкам нравится красный и розовый цвет. Красный, черный, синий - яркие, хорошо видны на белом листе, с четким контуром. Ничего удивительного и ничего страшного в том, что малышка рисует ПОКА одним - любимым цветом.



Гая
18.11.2015 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, при прохождении теста в школе раннего развития, мой 3-х летний ребенок нарисовал семью в виде травы, что это значит? ОТВЕТ: Гая, разрешите ответить вам с юмором: это значит, что вашему ребенку только 3 года. Какой м.б. тест в клуб общего развития? Я бы своего ребенка из такого клуба срочно забрала!!! Они уже показали свою некомпетентность. А то, что ребенок нарисовал травку или цветочки означает, что он рисовал то, что умеет или хочет в тот момент, когда рисовал. Это говорит о том, что с ребенком работал неграмотный психолог (если вообще психолог) и он с ним не разговаривал. Малыш бы нарисовал человека, если его об этом попросили правильно. "Молодец, красивая травка. А теперь давай нарисуем человека, только человека, но так, как тебе хочется..."





Дюша
07.12.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, моя дочка(3,9 года) нарисовала рисунок "моя семья". Слева направо: дочка, мама, сестренка(в животике мамы), вымышленный мальчик, папа. Рисовала она справа налево, т е первым нарисовала папу(улыбается)- ему самую большую голову, но самые короткие руки из всех персонажей. Сверху над его головой(и головой мальчика) - вертикальные линии- колючки(как она описала). Маму выделила песочным цветом(желтый,оранжевый- их не было, поэтому не знаю к какому из общих цветов определить песочный), а всех остальных персонажей-красным. На вопрос "что это за мальчик? откуда он появился? кто его пригласил?" ответы неоднозначные- сам пришел, как-то, не знаю и тд...Мамино(лицо грустное, или даже немного грозное) и папино лица повернуты к мальчику(или друг к другу). У всех персонажей руки протянуты друг другу слегка вниз. не соприкасаются. у вымышленного мальчика руки протянуты вверх.также на рисунке присутствуют птицы и цветы.ВЕсь формат А4 заполнен фигурами. расстояние между фигурами оптимальное, но рисунок можно схематично поделить на 2 зоны. 1- мама,дочка,сестренка. 2-папа и мальчик.Ситуация семьи: живем с мужем в "гражданском браке" раздельно. В последнее время ссоры бывают(но они никак не касаются ребенка- она не видит этих ссор,только иногда последствия- ну т е слезы, например)Вопрос: как можно интерпретировать состояние ребенка, его отношение?



Татьяна
09.09.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Мой сын Виталик,первоклассник, сегодня принес из школы такой рисунок: зеленая трава, на ней слева направо - сестра Вера 1 год, папа,я (мама), а он сам нарисован над мамой как будто он висит на канате, который привязан к ветке дерева (на рисунке только ветка), то есть ему в горизонтали места не хватило и он нарисовал себя на свободном месте. на рисунке присутствует синее небо и желтое солнце с лучами. папа нарисован в синей одежде, Вера в красном платье, он сам в зеленом, а маму не разрисовал вообще. все улыбаются, при этом у Веры и папы на лице присутствует нос, а у Виталика и мамы на лице только рот и глаза. Отношения у Виталика с отцом натянутые, по моему мнению, отец считает, что он добытчик и Виталик уже достаточно большой, чтобы обходиться без его внимания.


Татьяна
05.07.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Ребёнок 7 лет(девочка). Попросила нарисовать семью, нарисовала себя, меня, и мужа. Все на одной линии, себя с моей стороны мужа через меня, У ВСЕХ НА ГОЛОВАХ КОРОНЫ! Что это??? И Мужу(мы с ним в разводе) зарисовала лицо. ОТВЕТ: Татьяна, если дочка зачеркивает лицо папы с особым усилием, злостью, агрессией... то в этом случае вам стоит обратиться к детскому психологу. Заочная консультация - это плохие советы. Если же вы такого не заметили, то в общем считайте, что вы уже сами ответили на свой вопрос - вы с мужем в разводе, он удалился от семьи. А зарисовка лица может означать много что. Вы спрашивали у дочки? М.б. это просто маска, он стал другим, стал чужим.







Ольга
13.04.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
В конце марта 2013 г. моей дочке исполнилось 6 лет. В своих рисунках она на большем кол-ве рисунков всегда рисует меня с короной на голове, себя, также с короной на голове и папу (который трагически погиб 3,5 г. назад, но не у нее на глазах. Ей сказали, что папы больше нет)иногда тоже с короной, и кота (он живет с нами). Рисунки, когда яркие, а когда черно-белые, но короны разукрашенные. По высоте, она маму и папу рисует почти одинаково, а себя ниже, объясняя это тем, что она же еще маленькая. Помогите разобраться - у моей дочери нет мании величия или она тоскует, что у нее нет полной семьи, как у других детей? Спасибо.

Катерина
12.03.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Добрый день! Помогите расшифровать рисунок. Доче только исполнилось 5 лет, нарисовала двустороннюю открытку папе на 23-е февраля. На первой стороне: квадратный домик с треугольной крышей, маленькое окошко и такая же дверь. Дом нарисован черным карандашом (контур), раскрашен красным, крыша голубая. От дома тянется дорожка (ощущение домика на ножках). Возле дома с двух сторон растет трава (зеленая с черным контуром) и красные цветы. Наверху красные облака с двух сторон и красные птицы, а также яркое солнце (желтое) с левой стороны дома. Под домом нарисованы слева на право:я (т.е. мама) доча и папа. Я и доча голубого цвета, практически одного размера. У меня есть голова, большие уши, волосы, и глаза. Рот и нос отсутствует! Есть руки и ноги, а также пупок)) У дочи есть рот, нос, глаза, волосы, но нет ушей. Руки и ноги и пупок тоже есть. Руки у нас протянуты друг к другу. Папа - Огромный, больше дома, нарисован с правой стороны. У него есть: голова (глаза, нос, рот - улыбается, уши, волосы) - все это в красно-розовых тонах, волосы - голубые. Есть туловище (салатового цвета), пупок, ноги и руки. Руки очень длинные, растянуты горизонтально на всю ширину листа.С другой стороны листа: Дом, квадратный с треугольной крышей (крыша раскрашены коричневым цветом 2-х оттенков, в стиле инь-янь). Есть окно и дверь, очень маленького размера. Длинная дорожка от дома (оранжевая). Внизу крупная зеленая трава, слева от крыши дома - солнце (желтое), облака и птицы (черного цвета - не раскрашены, просто контур). с двух сторон дома стоим мы - папа и дочь - слева, я - справа. Все нарисованы коричневым цветом, я и дочь одного размера, папа - огромный на всю страницу, с огромными руками, которые охватывают все: дом, меня и дочь. Как будто обнимает??? У меня и у папы отсутствует рот, у дочери есть все части и тела и головы, даже шея. На всех рисунках она улыбается... Помогите разобраться, я в недоумении.... Спасибо заранее... ОТВЕТ: Катерина, ваша дочка замечательно рисует, и, думаю, у вас в семье все хорошо. Вы очень подробно все описали, но я не занимаюсь индивидуальными консультациями по данному вопросу и тем более заочно.



Лия
19.02.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Пожалуйста, помогите расшифровать рисунок 6-летней девочки. Описание рисунка: это кот с огромной коричневой головой (голова - самый крупный элемент рисунка), туловищем оранжевого цвета, "по -человечески" стоящим на ногах. Глаза миндалевидные, большие, с малиновыми белками, есть только верхние ресницы, носа нет, также отсутствует нижняя губа, есть только фиолетовая крупная верхняя губа, уголки рта приподняты. По бокам от глаз нарисованы черные ушки очков (стекол очков нет). Острые треугольные ушки на голове, зеленого цвета. На макушке синий фонтанчик, наподобие китового, от этого фонтанчика наверх нарисована желтая решетка-лестница, с загибающимися подручнями, также пространство между ушами зарисовано желтым цветом. Руки желтого цвета, с малиновым контуром, по пять малиновых пальцев, две широко расположенные маленькие зеленые ноги - это самый мелкий элемент всего тела. ОТВЕТ: красивый получился рисунок, присылайте на admin@сайт девочка использовала много разных цветов и у нее замечательная фантазия!!!



Юлия
12.11.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моему ребенку 3 года,у нас есть и второй ребенок разница между ними 2,4.обе девочки! старшая дочь всегда была плаксивой, а с появлением сестренки вообще стала не управляемая: постоянно плачет, пакостит, ругается-присутствуют признаки агрессии. сестренку очень любит, но меня первое время отвергала, со мной оставалась после сада всегда с плачем. раньше рисовала все яркими цветами("мазала"),а вот не так давно нарисовала в центре листа "черную мазню"- меня это насторожили, я у нее спросила что она нарисовала, она ответила, что это мама, папа, Элька (младшенькая)и Карина(старшая).стоит ли на это обращать внимание??? ОТВЕТ конечно стоит обратить внимание)) выделите время для общения со старшим ребенком наедине, без маленькой, девочка всеми способами просит внимания родителей




Ирина
03.09.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Моей дочери 6лет и 9 мес,2 месяца назад появился на свет ее братишка мой сын.Она стала рисовать рисунки про нашу семью Мы я и муж с начало нарисованы потом стерты и заново нарисованы, мой муж всегда держит сына на руках, я с мужем держусь за руки а дочь рядом со мной стоит маленькая меньше братишки но не она не братик не исправлены как я и папа. ОТВЕТ: скорее всего, малышка чувствует себя очень неуверенно, ей кажется, что братик ближе к маме и папе. Она может чувствовать себя обделенной вниманием. Вы пробовали попросить дочку прокомментировать ее рисунки? Уделяйте больше времени, в смысле не подготовкой к школе, а играйте вместе. Иногда надо давать возможность ребенку побыть наедине с мамой и папой (без братика), например, папа может сходить с ней в кино, а мама в парк. Всего вам доброго






ТатьянаЛ
05.04.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Забыла сказать, что ей 5 лет. Нет, она очень хорошо рисует и делает это постоянно с удовольствием (всегда приносит из сада несколько рисунков), ее хвалят. Но почему то пейзажи стали пустыми. ОТВЕТ: Татьяна, думаю у вашей дочки все хорошо. Попросите, чтобы она нарисовала семью или детский сад, если ей нравится рисовать, дочка обязательно выполнит вашу просьбу и вам станет спокойнее (если она нарисует птичек и объяснит, что вы большая птица, а она маленький птенчик – тоже хорошо). А почему пейзажи стали пустыми, во-первых, могли задания были такими, во-вторых, ребенок в этом возрасте уже может начать искать для себя форму выражения. Мб. на следующей неделе она начнет рисовать море, потом цветы, а затем снова людей)))





natalyjune
14.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моей дочке 6 лет, когда нарисовала семью - мне все понравилось, все одного роста, твердо стоят на земле, цвета очень разнообразные и яркие, солнышко, цветочки, рисунок полностью заполнен, первую нарисовала себя, потом меня (мама), дальше папу и маленького братика (5 месяцев). Братик был с машинкой, я собирала цветочки, только меня смутила одна вещь и я совсем не знаю как ее интерпретировать - она нарисовала пирамидку, которую она построила до самого неба и этой пирамидкой была как-бы "отгорожена" от нас (мама, папа, братик, но потом она "отгородила" и маленького братика нарисовав дерево между ним и папой..Папа срывает я фрукты с дерева в корзинку..я бы подумала, что с братиком вышло из-за нехватки места, но себя то она "отрезала" с самого начала и намеренно..что это значит?



Катя
01.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
мой воспитанник 6 лет нарисовал семью сиреневым цветом: мама - 2 параллельные линии, три точки нос и глаза, рот - горизонтальная линия, руки две палочки слегка приподняты вверх, к туловищу не прикасаются, папа - большая голова, три точки линия - лицо, руки, как и у мамы, родители держатся за руки. себя он нарисовал "у мамы в животике" - малюсенькая копия папы, только голубым фломастером. небо вертикальные штрихи, земля желтая полоска под ногами, ник то не стоит на ней, ниже речка - кривая линия. И цветочек желтый с прямоугольными лепестками в воздухе, над ним солнце большое, желтое. ОТВЕТ: таланты художника в нем еще не проснулись:)) позанимайтесь с ним рисованием

Нана
09.02.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Моему сыну 3,5 года, в саду воспитатель показала два рисунка (т.е. раскраску, с елочками, чебурашкой и домиком вроде), один лист разукрашен весь черными штрихами, и где-то маленькие участки красного. Я ужаснулась от такого рисунка, и воспитатель сказала, что это рисунок моего сына. Причем за закрашенным черным листом, видно, что предметы первоначально были аккуратно закрашены....возможно, что чей то рисунок похвалили, и он решил свой спрятать за черным цветом? П.С. рисунки его не всегда черные ОТВЕТ: Нана, может и так, мало ли, что в садике произошло. Я думаю, из-за одного рисунка не стоит заниматься глубоким анализом.







  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Здравствуйте, дорогие мамочки и папочки! Сегодня, как и обещала в статье « », я расскажу Вам про тест Рисунок семьи. Если Вы хотите заглянуть вглубь души Вашего ребенка и попытаться понять о чем он думает, о чем мечтает, какие проблемы его беспокоят, и если не можете посоветоваться с детским психологом, попробуйте провести тест «Рисунок семьи», который поможет выявить отношения внутри семьи.

    Предложите ребенку листок бумаги и разноцветные карандаши. Попросите изобразить свою семью. Потом займитесь каким-нибудь «важным делом», предоставив малышу свободу творчества.

    Пусть ребенок будет сам с собой наедине, пусть творит, как ему подсказывает сердце. Потому что под Вашим пристальным наблюдением он попробует все взвесить и нарисовать такую картину, которая будет «удобна» Вам.

    Но, когда Вы будете «работать», наблюдайте краем глаза за творчеством: как малыш рисует, что он рисует, в каком порядке изображает членов семьи, где что располагается.

    Обратите внимание на огромный ассортимент
    товаров для творчества :
    тут и краски, и карандаши, и альбомы и даже кисточки-спонжи. Думаю, любому ребенку придется что-то по душе

    По окончании работы задайте некоторые вопросы. Потом сделайте анализ рисунка по ниже предложенной схеме. Если Вы сможете правильно объяснять данные, то у Вас получится выявить все тонкости, всевозможные оттенки чувств, которые ребенок переживает в семье.

    Этот рисунок — как молчаливый крик о помощи. И его важно услышать каждому родителю! Ведь Вам не приходит в голову, что зачастую виновником всех проблем малыша являетесь именно Вы?

    Анализ теста «Рисунок семьи»

    Итак, при анализе рисунка нужно отметить следующие моменты:

    Рассмотрим более подробно значение теста «Рисунок семьи»

    Последовательность рисования членов семьи

    После объяснения задания малыш рисует членов своей семьи, а потом дополняет рисунок недостающими деталями. Если ребенок рисует все, что угодно, кроме себя и членов своей семьи, как бы оттягивая этот момент, здесь нужно задуматься — в чем кроется это нежелание рисовать своих близких?

    Наводящие вопросы помогут найти ответ. Часто отсутствие изображения людей на рисунке говорит о дискомфортном состоянии ребенка в семье, о каких-то межсемейных конфликтах, в которые вовлекается и малыш.

    Сюжет рисунка

    Очень часто сюжет рисунка довольно прост. Ребенок рисует семью в виде группы родственников, может быть, кого-то забывая изобразить. Чаще всего люди располагаются на земле, на полу или все подвешены в воздухе.

    Иногда художник дополняет свой шедевр цветами, предметами быта, мебелью. Не редкость на рисунках — кто-то из членов семьи изображен дома, а некоторые на улице. Как было замечено выше, очень часто дети рисуют какой-нибудь сюжет, в котором и не существует никакой семьи (см. рисунок), хотя это только кажется.

    Рисунок семьи «без этой самой семьи» — это протест ребенка, таким образом он просит о помощи! Если Ваш ребенок нарисует такую семью — отложите все дела и задумайтесь: что не так? Почему? Поговорите с ребенком.

    В противном случае Вы можете пропустить что-то очень важное или потеряете «ключик» к своему ребенку. Если рисунок семьи вызывает приятные ассоциации у Вашего малыша, он нарисует всех вместе.

    Последовательность изображения членов семьи

    В большинстве случаев первым ребенок нарисует или себя, или своего любимого члена семьи. Того, кого он считает самым важным в семье, самым умным, самым-самым.

    По очередности малыш рисует в том порядке, в каком родственники имеют авторитет в его глазах: чем ниже авторитет, тем позднее его нарисует юный художник. Если ребенок ощущает себя не нужным, отвергнутым — он нарисует себя самым последним.

    Размер фигур

    Чем более авторитетен для ребенка какой-то человек в семье — тем больше он его нарисует. Некоторым малышам даже не хватает отведенного листа, чтобы нарисовать фигуру целиком. Если у кого-то из родственников низкий авторитет — он будет изображен маленьким и незначительным.

    Безнадзорные, отвергнутые дети часто рисуют себя совсем крошечными (см. рисунок), подчеркивая этим свою ненужность. Наоборот, кумиры семьи изображают свою персону во весь лист, одного роста с родителями или же выше их.

    Пространство и его размеры между родственниками

    Пространство и его размеры между родственниками говорят либо об эмоциональной холодности между ними, либо об эмоциональной близости. Если фигуры прорисованы далеко друг от друга — скорей всего между ними существует разобщенность, какой-то конфликт.

    Чем ближе родственники изображены друг к другу — тем ближе и теплее у них отношения между собой в семье. Чем ближе малыш рисует себя к какому-то члену семьи — тем выше его привязанность к нему. И наоборот. Чем дальше на рисунке ребенок от кого-то — тем меньше он к нему привязан.

    Если малыш изобразил себя на большом расстоянии от других персонажей, возможно, он чувствует себя отвергнутым.

    Расположение ребенка на рисунке

    Расположение ребенка на рисунке является важной информацией о его положении в своей семье. Если малыш расположил себя в центре, а родителей по бокам, начинает рисовать себя первым, значит, он чувствует себя важным и нужным в своей семье.

    Если художник нарисовал самого себя последним после своих братьев-сестёр, подальше от мамы и папы — это часто является свидетельством его ревности к другим детям семьи, тем самым он сообщает нам, что чувствует себя лишним.

    Если ребенок не нарисовал самого себя

    Если малыш вдруг не нарисовал себя, «забыл» — нужно искать объяснение в отношениях внутри семьи! Портрет семьи без себя сообщает о какой-то размолвке между ребенком и членом семьи или всей семьей в целом.

    Так юный художник выражает протест против его неприятия в семье. Давно поняв, что его «забыли», что Вы заботитесь только о других членах семьи, ребенок таким образом «мстит» Вам на альбомном листе, тем самым давая понять о своих эмоциях. Важно вовремя заметить это!

    Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи

    Если малыш вдруг «забывает» нарисовать кого-либо из членов своей реальной семьи, то чаще всего именно этот «забытый» и является источником его переживаний и дискомфорта. Специально «забыв» нарисовать кого-то, ребенок как бы дает подсказку о выходе из конфликта.

    Довольно часто таким способом дети «устраняют конкурентов», приглушая свою ревность к братьям-сестрам или родителям. Очень упорно «мстит» малыш и не рисует того родственника, который регулярно унижает его, подавляет. Пусть и в нарисованной семье, ребенок таким образом «берет реванш», мысленно унизив своего мучителя.

    Если ребенок рисует несуществующих родственников

    Если ребенок «дополняет» семью несуществующими в реальности родственниками или малознакомыми людьми, то, скорее всего, он хочет заполнить пустоту в чувствах. Кроме того, малыш может рисовать кошечек и собачек или других домашних животных, которых в действительности у него нет.

    Это означает, что он мечтает, чтобы они стали ему заменой реальных членов семьи, что он хочет быть кому-то необходимым, нужным. Малыш желает, чтобы его любили, а он в ответ тоже кого-то любил. В этом случае Вам нужно серьезно задуматься: а может это Вы являетесь причиной дефицита нежности и ласки? Дефицита общения с ребенком?

    Если ребенок нарисовал только себя

    Если ребенок рисует вместо семьи только себя, «забывая» изобразить остальных, возможно, он не чувствует себя полноценным членом семьи, думает, что в ней для него нет места. В рисунках отвергнутого ребенка часто присутствуют мрачные оттенки.

    В том возрасте, когда дети ещё не могут обходиться без родителей, отвергнутость в рисунке — грозный признак неблагополучия в семье!

    Иногда юный художник специально рисует только себя одного. Чаще всего так поступают кумиры семьи, которым свойственен эгоцентризм.

    От рисунка отвергнутого ребенка такая работа отличается любованием собой, что видно по фоновым деталям рисунка, по ярким цветам и тщательной прорисовкой предметов одежды — все это создает праздничное настроение.

    Как ребенок рисует черты лица

    Особое внимание следует обратить на то, как ребенок прорисовывает лица, глаза, рот:

    • Если на изображении лица заметны только глаза — этим ребенок как бы сообщает, что именно этот член семьи всегда наблюдает за ним, не допускает никаких шалостей и проступков. Этот родственник «Все вижу» — причина дискомфорта ребенка.
    • Аналогично можно расценивать родственника «Все слышу» — у которого изображены большие уши.
    • Если у кого-то тщательно прорисован рот, то этот человек, скорей всего, давит на ребенка своими нравоучениями, постоянными нотациями.
    • Если художник со всей основательностью рисует голову со всеми чертами лица, вероятно, такой человек очень важен для ребенка, он авторитетен для него.
    • Если же малыш прорисовывает таким образом себя — это может быть признаком самолюбования, либо озабоченностью своей внешностью.

    Важная информация скрыта и в прорисовке рук. Если они слишком длинные, то они принадлежат человеку, который агрессивен по отношению к ребенку. Часто малыш может изображать этого человека вообще без рук.

    Если же ребенок рисует без рук себя — это означает то, что он чувствует себя бессильным и бесправным в семье.

    О чем говорит цвет рисунка

    Цвет рисунка в некоторой мере является показателем чувств ребенка, которые возникают при упоминании семьи. Обычно всё, что любит Ваш ребенок, что ему нравится, рисуется в теплых тонах.

    Свою привязанность к конкретному члену семьи малыш выражает ярким, бросающимся в глаза, цветом. Одежда у такого персонажа красочная, праздничная. Особенно нарядными бывают мамы.

    Всю свою любовь ребенок вкладывает в прорисовку деталей наряда — рюши, воланы, оборки, в ушах серьги, на шее — бусы, на ногах модные туфли с каблучками. Любимые папы тоже не уступают в нарядах мамам — одеты во все яркое и модное!
    Холодные тона на рисунке сигнализируют о каких-то конфликтах между малышом и членом семьи, одетым во все темное. Особенно информативен черный цвет — чаще он говорит об эмоциональном неприятии, которое может быть как скрытым, так и явным.

    О явном неприятии человека Вам подскажут и другие детали рисунка. О скрытом неприятии Вам придется догадаться. Контурное рисование силуэтов родственников является знаком бедствия и неблагополучия!

    Проведя тест «Ребенок рисует семью», анализируя особенности рисунка, Вы можете заново узнать своего ребенка. Понять, что он чувствует, что его беспокоит, какие внутренние конфликты беспокоят Вашего малыша.

    Ваш ребенок — личность, хоть и маленькая, но уже имеющая свою точку зрения. И чтобы иметь единый угол зрения со своим ребенком, разговаривать на едином языке, смотреть одинаковыми глазами на различные ситуации — постарайтесь распознать их символику в детском рисунке!

    Посмотрите видео-тест «О чем расскажет рисунок семьи»:

    Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

    Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

    Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

    Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

    Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

    Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

    Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

    Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

    Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
    Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

    Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

    При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

    Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

    Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

    Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

    Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

    Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

    Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

    Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

    Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

    Психология детского рисунка: детали имеют значение

    Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

    Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

    Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

    Важно!

    Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

    Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»