Почему «о покойнике либо хорошо, либо ничего»? Почему о покойниках нельзя плохо говорить? Почему не надо плохо говорить об умерших.

Наверное, каждый из читающих эти строки слышал пословицу: «О мертвых или хорошо, или никак», «О покойниках нельзя говорить плохо» и другие вариации слов с подобным смыслом.

У некоторых эти фразы вызывают негодование – почему? Ведь человек мог быть и не самым приятным и благочестивым, наделать много ошибок, обидеть многих людей и даже навредить им. Почему же о нем нельзя говорить плохо? Что же изменил его уход?

Существует много мнений на этот счет. Да и пословице этой не одна тысяча лет. К какому выводу меня подводит часовое чтение мнений и умозаключений о фразе «о покойнике или плохо, или ничего» других людей, в том числе эзотериков, колдунов и прочих контактеров. Да, я потратила достаточно времени на изучение вопроса, чтобы сложить какое-то свое мнение.


О чем вы узнаете из статьи:

Почему нельзя говорить плохо о покойниках

Говорить плохо о покойниках особенно опасно в первые сорок дней после ухода человека. Причина проста – его душа все еще не перешла в другие миры, она находится около тела, и негативные эмоции, сопровождающие плохие слова, во-первых, ранят, а во-вторых, мешают прощанию угасающей в нашем мире души.

Что касается осуждения ушедших в мир иной – здесь немного другая картина рисуется. Давайте на минуту представим, что происходит с душой дальше – после смерти. Лично я верю в перерождение души или на этой планете в новом теле, или на других – более высоких или более низких планетах (читайте планета не космическое тело, а один из параллельных миров). Тело же человека – по моему глубокому убеждению, это дорогой костюм, очень дорогой, драгоценнейший дар для существования в этом мире, но все же – костюм. И получается, говорить плохо об ушедшем человеке, во-первых, бессмысленно – это как обижаться на платье или осуждать его. Во-вторых, если говорить о душе – она уже наверняка нарядилась в совершенно другое платье и делает совершенно другие дела…

К тому же мы все приходим в этот мир учиться и учить других людей. Кто-то – урок для нас. Для кого-то урок – мы сами. Даже самый ужасный поступок другого человека относительно нас – всего лишь попытка нашей души чему-то научиться в этом мире. Что я должна понять? Чему меня учат сейчас? Эти вопросы необходимо задавать себе каждый раз, когда мы осуждаем кого-то, чей-то поступок относительно нас самих или людей из нашей мандалы, нашего поля. К тому же люди часто зеркалят именно наш собственный негатив (или позитив). Осуждаете за что-то другого? Присмотритесь к себе повнимательнее – наверняка это есть в вас самих, хоть, возможно, и спрятано глубже.

Многие пишут, что если говорить плохо о покойнике, можно накликать на себя беду, болезни и прочие неприятности. В какой-то степени наш негатив в адрес умершего человека действительно ударяется об один из мощнейших эгрегоров как минимум. И отдача может быть неслабой. Но это не из-за того, что человек уже умер. Такой же откат могут вызвать, к примеру, негативные эмоции в адрес любой большой группы людей – партии, футбольных фанатов, приверженцев какой-то идеологии или социальной группы людей. Таким же опасным является выплеск негативных эмоций на мужчин или на женщин, на пенсионеров или миллионеров и так далее. То есть суть тут не в том, что человека уже нет, а в том, что за ним стоит мощный эгрегор, который словно зеркало или маятник может отразить ваш эмоциональный удар. И не потому, что он плохой, а потому, что таковы законы Вселенной.

Что можно добавить – говорить плохо о мертвых еще и просто неприлично. Но опять же – так же неприлично, как обсуждать кого-то, кого нет рядом и кто не сможет вам ответить и сказать слова в свою защиту или свое оправдание. Это просто неприлично, неэтично, некрасиво.

Конечно, возможны еще единичные случаи, когда душа по какой-то причине не смогла уйти из этого мира, оставшись здесь без тела. Тогда негатив в ее сторону действительно может ее заинтересовать, притянуть, встрепенуть. Я не хочу сейчас описывать все эти мраки и вероятные последствия. Просто по всем перечисленным причинам — давайте говорить только хорошее обо всех — и о мертвых, и о живых. Пусть наши с вами уста станут источником радости, счастья, уважения и благости. Да будет так!

А как вы относитесь к написанному? Придерживаетесь негласного правила говорить о покойных только хорошее или не говорить ничего? Делитесь в комментариях!

Даже если человек вел не самую добропорядочную жизнь, то, умерев, он обретает своего рода социальный иммунитет: о мертвых не говорят плохо. С чем связана такая традиция?

Умерший попадает под защиту эгрегора

В мире существует огромное количество энергетических структур – эгрегоров. Это и каждая религия, и любая община, и социальная группа людей (пенсионеры, студенты, матери, дети и т. д.) Есть эгрегор у всех компаний, фирм, предприятий. Даже кладбища имеют весьма плотное и активное энергополе.

Эгрегор образуется под влиянием мыслей, действий, переживаний некоторого количества людей, а иногда и сущностей тонкого плана. Человек после своей кончины попадает в потустороннюю энергетическую систему, хотя бы на некоторое время становясь ее частью. Неважно, какое название использовать: эгрегор смерти, Бог, зазеркалье, космос – в любом случае душа покойника обретает надежного защитника. Неприятные слова, насмешки, намеренная порча личных вещей умершего и прочие неблаговидные поступки активизируют эгрегор. Он обороняет своего подопечного, «щелкая по носу» обидчика. Говоря о мертвом плохо, можно накликать на себя разные беды, начиная от потери кошелька и заканчивая смертельной болезнью. Эгрегор не анализирует, насколько его «частичка» (душа покойного) была неправа при жизни. Его интересует только вопрос защиты своего элемента, а значит, и себя в целом. Аналогично поступают и прочие энергетические структуры, просто люди не всегда понимают, что возникшие неприятности связаны с неправильным поведением в отношении какого-либо эгрегора.

Умерший не может оправдаться

Каждый человек волен защищаться. Даже отъявленным преступникам позволяют пользоваться услугами адвоката, оставляя шанс доказать невиновность. Но этого законного права лишен покойник. Его душа, покинув материальный мир, теряет контакт с живыми людьми и их порядками.

Она выходит за грань и попадает туда, где человеческий суд бессилен. Если убийца умрет, его не посадят в тюрьму. То же самое должно касаться и злословия, которое следует прекратить. О мертвых не говорят плохо, так как не имеют на это права. Покойный уже на ином уровне, где им «займутся» другие силы. С христианской точки зрения, он предстанет пред Богом; с индуистской – последует за своей кармой. В любом случае умерший получит наказание, соразмерное его проступку. Но живые люди не должны принимать участия в осуждении: это утяжеляет сердце и заставляет страдать самого человека, который постоянно прокручивает в уме былые горести.

Умерший способен дать отпор

Первые 40 дней душа еще очень привязана к знакомым местам и людям. Если человек жил, не соблюдая социальных норм и законов, то огромная вероятность того, что процесс умирания и прощания с телом дастся ему очень тяжело. Такая душа взбудоражена, она мечется из точки в точку и постоянно находится рядом с родственниками, друзьями, знакомыми. Покойника беспокоят слова критики, хулы, ненависти. Душа может встревожиться и отвлечься от своей первостепенной задачи перехода в иной мир, вместо этого решив «ударить» обидчика. Чем сильнее энергетика умершего, тем тяжелее будет его «ответ». Можно просто выронить себе на ногу тяжелый предмет, а можно вдруг перепутать газ с тормозом и попасть в аварию. Месть души импульсивна, ее цель – остановить злословие. Иногда ругаемые покойники ломают зеркала, сбрасывают со стола собственную фотографию, перемещают свои любимые вещи. Это мягкий вариант просьбы перестать говорить об умершем плохо.

Дурно отзываться о знакомых – нехороший тон в любой ситуации. И лучше помолчать, чем обвинять покойника в былых грехах. Этого человека больше не существует, и отныне он никому не причинит вреда. Гораздо разумнее попытаться простить умершего и помочь ему, поставив за него свечу или искренне помолившись.

30.08.2016

Людям с раннего детства твердят, что нельзя говорить плохо о покойниках, но почему, не объясняют, только смотрят загадочно и иногда крестятся. Можно, конечно, жить в суеверном страхе перед мертвецами, а можно разобраться в этой проблеме детально.

Примета древняя. Источники утверждают, что фраза «О покойниках либо хорошо, либо ничего» восходит к Диогену Лаэртскому. Но самое удивительное не это, а другое: есть еще одна поговорка - «О мертвых - правду», она латинского происхождения.

К сожалению, большинство людей знают только первую и никогда не слышали о второй. А то бы они знали, что у них есть определенная свобода в отношении ушедших. Опираясь на вышесказанное, можно о мертвых говорить плохо, а можно о них говорить хорошо, никто не осудит.

И все-таки, почему нельзя говорить плохо о покойниках? На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения, рассмотрим их.

Этика

Этическая сторона. Есть люди на свете, которые категорически не любят слухи и сплетни. Правда, судя по количеству желтых журналов, их не так уж много. Так вот, про мертвых не говорят плохо, потому что это неприлично. Какая разница, по какой причине человек отсутствует, главное то, что его нет рядом, и он никак не может себя защитить.

Мистика

Мистические теории. Если переходить от этики к мистике, то человек натыкается на загадку смерти. Как говорил Зигмунд Фрейд, знание человека о смерти не претерпело никаких особенных изменений сейчас, как и 2 000 лет назад, нам по-прежнему ничего не известно о том, что там, за порогом. А раз неизвестно, то можно фантазировать.

Например, есть версия, что если говорить о покойниках плохо, то они возвращаются и мстят жестоко и страшно. Есть и более нейтральные предположения. Человеку, его душе плохо, когда о нем злословят и зубоскалят. Особенно это вредно, когда он только недавно умер, мол, душа из-за сплетен не может перенестись в лучшие миры. Процесс затягивается.

Сложно сказать, где, именно, правда, а где народный вымысел, но ясно одно. Смерть - дело темное во всех смыслах, поэтому есть простор для воображения, а еще люди, как правило, боятся умереть, поэтому незнание вступает в союз со страхом и трепетом, и человечество получает мифы и легенды об умирании и уходе из этого мира. К сожалению, пока больше ничего нет, и вряд ли будет что-то еще в обозримом будущем, хотя как знать.

Несмотря на то, что приличия нам говорят не судить людей, мы все равно с наслаждением копаемся в деталях чужой жизни живых и мертвых. Таким образом, мудрость фразы не соблюдается. Возьмем, к примеру, серию «ЖЗЛ», ведь если бы биографии были политы арбузным сахаром, то кто бы их стал читать? Верно, никто.

Наоборот, задача исследователя - максимально подробно и объективно осветить «жизнь замечательного человека», чтобы ни у кого не возникло вопросов. Правда, как правило, так не бывает. После того как книжка выходит, о материале начинают спорить и снова тревожить прах и ворошить прошлое. Поэтому любая народная мудрость относительна.

Наверное, дело не в деятелях культуры и искусства, которые нас покинули. Ведь основным «потребителем» народной мудрости является сам народ. Поэтому поговорка «о покойниках либо хорошо, либо ничего» направлена, прежде всего, на то, чтобы сократить количество пересудов о рядовых гражданах, обычных людях, которые не хватали звезд с неба, лежат себе мирно в земле и никого не трогают. А серьезные научные биографические исследования - это совсем другая история.

Пословицы, поговорки и басни нужны для того, чтобы структурировать повседневную жизнь обычного, нетворческого человека. Поэтому не будем жить так буквально, тем более что и древние в отношении мертвых дают определенную свободу действий.

"Как мы говорили выше, развитые души обычно пребывают в тонком мире без воплощения от 100 до 500 лет. Это президенты, вожди, философы, великие творческие люди. Поэтому в этом нет ничего удивительного, что какая-то высокоразвитая душа в течение двухсот-пятисот лет продолжает приходить на спиритические сеансы.

У каждого Уровня развития - свой период обращения в круговороте жизни. Повторим опять, что низкие Уровни часто воплощаются, средние - чуть меньше. Хотя обычно это всё определяется индивидуально. Частота воплощений и срок между жизнями зависят от потребностей Высших в тех либо иных душах, от набора качеств развития самими душами, а также от ставящихся Высшими целей. Иногда наиболее популярную на спиритических сеансах душу специально могут долго не пускать в воплощение, так как на какой-то период времени Вышестоящим важнее поддерживать спиритические сеансы для поднятия статуса веры в тонкий мир у определённого слоя общества. Высшим важно пробудить у молодых душ интерес к миру, находящемуся за гранью их восприятия, важно, чтобы человек знал о продолжении существования души после смерти, о её вечности и сохранении всех качеств личности. Человек обязан был верить в своё бессмертие, и это должно было подвинуть молодые души к собственному развитию.

В том случае, если душа воплощена, мы об этом уже писали, могут прийти другие души, которые копируют характер вызываемого человека, стиль его поведения и т. д. На тонком плане это сделать очень легко, как и можно быстро получить любую информацию о бывших людях.

На Земле распространено актёрство, а почему вы думаете, что его нет на Верху среди душ? Они тоже с удовольствием играют чужие роли. В этом тоже есть элементы развития: душа представляет себя в каком-то образе, например, Есенина или Пушкина. В нашем мире Ленина и Наполеона с удовольствием играют многие актёры и считают это за честь. Так же и Вверху. Кроме того, добавляется ещё интерес общения с людьми, с другим миром.

Также ещё в спиритические сеансы могут вклиниться только что умершие души, не успевшие подняться в Распределитель, и мытари-самоубийцы, и убийцы других. Они обычно хулиганят и могут также называться именами вызываемых людей. Однако чаще они никого не копируют, а отвечают то, что думают. (До сорока дней, то есть до Суда, у некоторых низких индивидов мышление работает. Они продолжают мыслить ментальной оболочкой).

Но обычно сеанс проходит под наблюдением Определителя медиума. Определитель этому не препятствует для наработки опыта медиума, чтобы он научился по каким-то штрихам в поведении, понимать, что пришла не та душа, которую вызывают и что кто-то выдаёт себя за другого. А душам только что умерших людей просто интересно проявить себя среди людей в новом качестве, подшутить над ними. Кроме того, от медиума они забирают себе часть энергии, недостающей им для поднятия Вверх, поэтому имеют свою выгоду тоже."

"Земное и Вечное", авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, 2007г., изд. Амрита-Русь.

Почему те, кого при жизни недолюбливали, по смерти становятся «дорогими» и «родными»?
Как-то задавал я вопрос: где похоронены все злодеи и грешники? Вопрошение подобное всегда возникает, когда по кладбищу бродишь. Не заезжаешь с очередным усопшим и не забегаешь помянуть на «красную горку», а именно бродишь и фотографии рассматриваешь, вкупе с подсчетом годов жизни.

Почему возникает? Да потому что все там, под плитами, «дорогие», «любимые» и «родные», но вот когда они еще на земле нашей бренной пребывали, чего только священнику (да и не только ему!) не приходилось выслушивать насчет их характеров и поведения.

Знаменитое: «о покойнике только хорошее или ничего» - аксиома вечная, без споров повсеместно принятая и среди народа нашего строго соблюдаемая. Как, впрочем, и не удивляют меня бесконечно повторяемые синодики на молитвенное поминовение тех, кого не столь давно не иначе, как «злыдень» и «нехристь» определяли.

Скамеечка есть в храме, где старики наши и старушки (сплошь вся интеллигенция 60- 70-х), заранее на службу пришедшие, проблемы свои обсуждают. Храм у нас небольшой, и мне в алтаре, хочешь не хочешь, все слышно. Так вот беседы там всегда в двух направлениях происходят. Первое - жалобы на плохих и непутевых. Второе - сожаления, что нет уже рядом тех, кто после «со святыми упокой» стали хорошими и добрыми.

Так что определение «смерть всех примирит» - тоже аксиома, если, конечно, ее в житейском смысле брать, а не в политических реалиях рассматривать.

Именно потому, что смерть многое примиряет, да и о себе ненаглядном задумываться заставляет и уважает наш люд православный родительские поминальные субботы. Можно и богословским термином определить, что Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, и слова евангельские привести: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26), но смотря на ворох поданных на заупокойную литургию записок и на строй канунных мисок, чашек и банок понимаешь, что тут обосновывать не надобно, и так все ясно и понятно.

Есть, конечно, преткновение: панихиду выше Таинства евхаристического возносят, но это не потому, что языческие тризны в подсознании, а от того, что мало мы священники объясняем да разъясняем.

Недавно попал я в ситуацию, которую самому разрешить не получалось. Казалось, и служу уже почти четверть века, и отпел столько, что ни Требника, ни Евангелия не надобно, наизусть все помнится, а вот растерялся, не знал, как поступить. Пришлось к самому архиерею обращаться, мол, простите, Владыко, но не знаю, что и делать.

Дело же было в следующем: попросили отпеть усопшего, да не дома, а в храме. Как известно, есть три типа прихожан: прихожане как таковые, «захожане» - это те, которые по праздникам и когда сильно припечет в храм заходят, и «заношане», то есть те, которых два раза в церковь приносят, крестить и отпевать. Вот об такого «заношанина» моя священническая суть и споткнулась.

Мало того, что он в храм не ходил, лоб, когда требуется, не крестил и на исповеди не бывал, но до конца дней своих еще и в компартии числился. Партийная принадлежность меня мало обеспокоила, тем более, что о человеке этом пред Богом представшим я только доброе слышал. Да и занимался он в последние годы делом хорошим: пенсионерам помогал. Даже молодежь, от которой хвалу поколению старшему нынче не часто услышишь, о нем мнение благосклонное имеет: «Хороший дядька был».

Иное меня мучило: ведь не был в храме никогда, а я его под иконы, да «со святыми упокой» причислять буду. Изначально отказал. Предложил: давайте дома отпою. Родственники ни в какую, не согласны. Причем, искренне просят, слезно и настойчиво. Естественно и власть подключилась, мол, чего это ты доброго человека отпевать отказываешься?! Власть - она, конечно, дело кесарево, но с ней все же лучше в дружбе и мире жить - и не только потому, что помогают иногда, но и оттого, что даже языческие философы утверждали, что мир - это мудрость.

Решение окончательное не приходило, и пришлось в самую главную для священника инстанцию обращаться. Епископу позвонил, благо во времена нынешние это уже не сложность. Рассказал все и пожаловался, что ума-разума не хватает, как ответить, что сказать и как поступить.

Владыка тоже подумал, порассуждал, а затем все же благословил - отпевать в храме, но с условием, что я обязательно скажу проповедь. Расскажу о том, что родным и близким молитва нужна теперь серьезная и искренняя, и не только во спасение их родного человека, в гробу перед ними лежащего, но для них самих в первую очередь.

На отпевание много людей пришло, ведь человека всем известного в городе нашем провожали. Причем, в большинстве те под сводами храма определились, у которых в лучшем случае «Бог в душе», а не в Церкви находится. Стоят со свечками, практически никто не крестится, как вести себя не знают и на меня как на архаизму смотрят.

Насколько понимали, что мы пели и возглашали - не ведаю, но очень давно я не видел таких внимательных слушателей, когда дело до проповеди дошло.

Что говорил? Да как всегда, о том, что рано или поздно, но обычно намного раньше, чем предполагаешь, мы так же лежать будем; что от пожелания « » легче не становится; что как бы не забывали Творца, но все же в глубине каждой души надежда на жизнь вечную обязательно осталась; что любовь твою к ушедшему лучше всего молитвой утверждать, а не тостом на поминках.

Не могу сказать, что завтра, в день Вселенской поминальной субботы , все слушавшие в храм придут, но то, что просветлели лица убитых горем родственников и пропали скептические усмешки у пришедших «по долгу и совести», было видно явно.

Так что смерть не только друг с другом примиряет, она еще и мир духовный создает и, главное, задуматься заставляет.

Не знаю я пока, где душа усопшего «доброго человека» пребывает, мне лишь известно, что очень многие на этом отпевании совершенно искренне у Бога просили, чтобы она «в месте светле, в месте злачне и месте покойне» определена была. Просили, даже толком не понимая слов этой молитвы. Внутреннее говорило, то, что необъяснимо, но обязательно есть.

Именно это внутренне чувство необходимости молитвы об умерших и наполняет наши храмы в дни поминальных суббот, именно оно говорит о вечности наших душ, и лишь только поэтому на кладбищах все дорогие, родные и любимые.

протоиерей Александр Авдюгин