О страстной седмице. Как наслаждаться жизнью: советы психолога Скажи мне, кто твой друг

), кем-чем . Испытать наслаждение от чего-нибудь. Насладиться прекрасными стихами. «Ночей Италии златой я негой наслажусь на воле.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "НАСЛАДИТЬСЯ" в других словарях:

    Кейфонуть, наслушаться, словить кайф, оттянуться, получить удовольствие, кайфонуться, усладиться, вкусить, вкусить блаженство, испытать удовольствие, упиться, забалдеть, кайфонуть, оторваться Словарь русских синонимов. насладиться словить кайф… … Словарь синонимов

    насладиться - видом непрямой объект, эмоции насладиться зрелищем непрямой объект, эмоции … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    НАСЛАДИТЬСЯ, ажусь, адишься; совер., кем (чем). Испытать наслаждение от чего н. Н. пением. | несовер. наслаждаться, аюсь, аешься. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сов. неперех. см. наслаждаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Насладиться, наслажусь, насладимся, насладишься, насладитесь, насладится, насладятся, насладясь, насладился, насладилась, насладилось, насладились, насладись, насладитесь, насладившийся, насладившаяся, насладившееся, насладившиеся, насладившегося … Формы слов

    Глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я наслажусь, ты насладишься, он/она/оно насладится, мы насладимся, вы насладитесь, они насладятся, насладись, насладитесь, насладился, насладилась, насладилось, насладились, насладившийся, насладясь,… … Толковый словарь Дмитриева

    насладиться - наслад иться, аж усь, ад ится … Русский орфографический словарь

    насладиться - (II), наслажу/сь, лади/шься, дя/тся … Орфографический словарь русского языка

    Слажусь, сладишься; св. чем. Испытать наслаждение, удовольствие. Н. пением, открывшейся панорамой. Н. своей свободой. Не успел н. общением с детьми. В отпуске наслажусь чтением! ◁ Наслаждаться, аюсь, аешься; нсв … Энциклопедический словарь

    насладиться - Счастье … Словарь синонимов русского языка

Книги

  • Насладиться тобой , Лоренс Андреа. Джорджия Адамс возглавляет отдел по связям с общественностью крупной корпорации в Чикаго. Вместе с братьями Ньюпорт, владельцами компании, она активно работает над сделкой по покупке земли…
  • Насладиться тобой , Лоренс А.. Джорджия Адамс возглавляет отдел по связям с общественностью крупной корпорации в Чикаго. Вместе с братьями Ньюпорт, владельцами компании, она активно работает над сделкой по покупке земли…

Sant Hilari, Sant Hilari, fill de puta qui no se l’acabi. Первая часть - это отсылка к каталонскому святому мученику Хайме Хиларио Барбалу, а вторая, примерно, переводится, как "Тот, кто не прикончит стакан - ублюдок / сукин сын."

Дания

Bunden i vejret eller resten i haret - это датское одобрительное восклицание означающее "Пей до дна или остальное в волосах".

Англия

В Англии, конечно, тысячи тостов, но один из самых необъяснимо странных - это "Получи грязи в глаз!" Происхождение может быть связано с траншейной войной, скачками, сельским хозяйством, библейским исцелением верой или просто с осадком на дне напитка. Никто точно не уверен. Но, так или иначе, они произносят его.

Германия

Hau weg die schiesse. Одним словом, "Долой этого дерьма!" Браво Германия.

Ирландия

Если вы собираетесь произнести классический кельтский тост slainte , попробуйте этот вариант: Slainte bradan bod mjr agus bas in Eireann . В основном это означает "Хочу здоровый лосось, большой пенис и умереть в Ирландии." Другой стоящий тост происходит от Джонатана Свифта: "Чтоб ты жил все дни своей жизни."

Япония

Kanpai! В то время как это просто эквивалент "За здоровье", прямой перевод "Высушите чашку!" Также это может означать полное поражение или уничтожение. Еще японцы говорят Otsukaresama deshita , означающее "Ты устал" , или Ikkinomi - "Выпей на одном дыхании ".

Латинская Америка

Salud y amor y tiempo para disfrutarlo . Переводится, как "Здоровье и любовь, и время, чтобы насладиться ими".

Южная Африка

Зулусский вариант "За здоровье!" это просто - "За здоровье!", но в этом списке он просто потому, что интересно звучит: Oogy wawa!

Испания

Arriba! Abajo! Al centro! Al dentro! Произносится вместе с соответствующими действиями: Arriba! - "Вверх!", и вы поднимаете свой бокал. Abajo! - "Вниз!", и вы касаетесь бокалом о стол. Al centro! - "В центр!", и вы ударяетесь бокалами в центре стола. Al dentro! - "Внутрь!", и вы выпиваете содержимое.

Бед-ный наш на-род! Бед-ный и ма-те-ри-аль-но, и ду-хов-но. Сколь-ко со-кро-вищ пред-ла-га-ет нам в эти дни Пра-во-слав-ная Цер-ковь, но мно-го ли лю-дей при-хо-дит в хра-мы, чтобы на-сла-дить-ся ими, обо-га-тить-ся ду-хом, в Бо-га бо-га-теть?

"Це-ло-муд-рию Иоси-фа под-ра-жать бу-дем, вер-ные; по-зна-ем По-чтив-ше-го ра-зу-мом че-ло-ве-че-ское есте-ство, про-во-дя жизнь со вся-кой осто-рож-но-стью, в де-я-тель-ной доб-ро-де-те-ли" (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий По-не-дель-ник).

В пра-во-слав-ных хра-мах про-хо-дят тор-же-ствен-ные и уми-ли-тель-ные служ-бы, мно-го-крат-но чи-та-ет-ся Еван-ге-лие, по-ют-ся див-ные пес-но-пе-ния, при-зы-ва-ю-щие нас за-ду-мать-ся о сво-ем спа-се-нии. Бог близ-ко к нам на-столь-ко, что каж-дый день Страст-ной сед-ми-цы мы со-пе-ре-жи-ва-ем по-след-ним дням Его зем-ной жиз-ни.

Что нуж-но в эти дни хри-сти-а-ни-ну? Сми-рен-но прий-ти в храм и про-сла-вить Бо-га, стра-да-ю-ще-го ра-ди на-ше-го спа-се-ния. По-пра-вить наш ра-зум, по-шат-нув-ший-ся от безу-мия это-го ми-ра, свя-щен-ны-ми пес-но-пе-ни-я-ми и чте-ни-я-ми и утвер-дить нас в доб-ро-де-тель-ной жиз-ни. Не толь-ко по-ве-рить, но и до-ве-рить-ся Бо-гу.

Мы иной раз ки-чим-ся сво-ей при-над-леж-но-стью к "на-ро-ду-бо-го-нос-цу", как неко-гда иудеи гор-ди-лись при-над-леж-но-стью к бо-го-из-бран-но-му на-ро-ду, а са-ми охот-но до-ве-ря-ем свою жизнь не Бо-гу, а суе-ве-ри-ям и при-ме-там.

Что тол-ку, ес-ли мы, бу-дучи рус-ски-ми по рож-де-нию и пра-во-слав-ны-ми по кре-ще-нию, не жи-вем цер-ков-ной жиз-нью, а в труд-ных мо-мен-тах сво-ей жиз-ни бе-жим к "баб-кам" и "це-ли-тель-ни-цам" и по-твор-ству-ем са-мо-му гру-бо-му суе-ве-рию?

Мы ча-сто за-ду-мы-ва-ем-ся, по-че-му за несколь-ко лет по-сле ре-во-лю-ции 1917 го-да Рос-сия из-ме-ни-лась в пря-мо про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну и с рев-но-стью ста-ла уни-что-жать то, че-му до это-го с рев-но-стью по-кло-ня-лась? Ищут тут и за-го-вор ма-со-нов и ра-бо-ту ев-ре-ев, на-хо-дят и мас-су дру-гих при-чин. Но ведь от-вет так оче-ви-ден. Боль-шин-ство рус-ских, как то-гда, до фев-раль-ско-ок-тябрь-ской сму-ты, так и сей-час, при-няв кре-ще-ние, так и не ста-ли пра-во-слав-ны-ми. И вме-сто то-го, чтобы из-влечь поль-зу из это-го страш-но-го ис-то-ри-че-ско-го уро-ка и все-мер-но стре-мить-ся укреп-лять осмыс-лен-ную ве-ру, мы толь-ко ищем ви-но-ва-тых.

Ну, ска-жи-те, как мо-жет че-ло-век на-звать се-бя пра-во-слав-ным, ко-гда вме-сто или да-же вме-сте с по-се-ще-ни-ем хра-ма в Ве-ли-кий Чет-верг, день свя-той и страш-ный, рус-ские кре-стьяне "ва-ри-ли ки-сель (обыч-но ов-ся-ный), вы-но-си-ли его в мис-ке на ули-цу и кри-ча-ли: "Мо-роз, мо-роз! Иди ки-сель есть! Не бей наш овес, на-шу рожь, а бей быль-ник да кра-пив-ник!" или: "Мо-роз, мо-роз, не мо-розь наш овес! Ки-се-ля по-ешь, нас по-тешь!"

В этот день хо-зя-ин пе-ред вос-хо-дом солн-ца вы-хо-дил на ули-цу и по-тря-хи-вал со-ху, чтобы хлеб луч-ше ро-дил-ся. В иных де-рев-нях вы-хо-ди-ли взрос-лые муж-чи-ны и жен-щи-ны и изо-бра-жа-ли па-хо-ту, мо-лоть-бу, кось-бу, да-же разыг-ры-ва-ли сце-ны поле-вых ра-бот в до-ме, по-ла-гая, что это ска-жет-ся луч-шим об-ра-зом на са-мих ра-бо-тах и на уро-жае. Твер-ские му-жи-ки в Ве-ли-кий Чет-верг са-ди-лись вер-хом на ко-чер-гу и три-жды объ-ез-жа-ли во-круг из-бы, ого-ро-да и по-ля, про-из-но-ся при этом: "Крот, крот, не хо-ди в мой ого-род, в день чи-сто-го чет-вер-га вот те-бе ко-чер-га".

По от-но-ше-нию к до-маш-не-му ско-ту то-же про-де-лы-ва-ет-ся це-лый ком-плекс дей-ствий. Маль-чи-ки с вос-хо-дом солн-ца бе-га-ли с ко-ло-коль-чи-ка-ми на шее во-круг де-рев-ни, "чтобы ско-ти-на пря-мо с паст-би-ща хо-ди-ла до-мой, а не плу-та-ла". На Пи-не-жье в Ве-ли-кий Чет-верг хо-зяй-ка от-кры-ва-ла тру-бу и кри-ча-ла: "Пар Бо-жья ско-тин-ка, ко-ро-вуш-ка Пест-ро-нюш-ка, в чи-стом по-ле - обед, до-ма - ноч-лег. Не но-чуй на бо-ру, хо-ди ко дво-ру!"

Еще в кон-це про-шло-го ве-ка в Вят-ской гу-бер-нии про-ис-хо-ди-ло сле-ду-ю-щее: в Ве-ли-кий Чет-верг до вос-хо-да солн-ца хо-зяй-ка до-ма, на-гая, бе-жит со ста-рым горш-ком в ру-ке на ого-род и опро-ки-ды-ва-ет гор-шок на кол; гор-шок оста-ет-ся опро-ки-ну-тым на ко-лу в те-че-ние все-го ле-та - он предо-хра-ня-ет кур от хищ-ной пти-цы.

Чрез-вы-чай-но ар-ха-и-че-ский об-ряд за-щи-ты до-ма и ско-ти-ны со-вер-ша-ли на ру-бе-же XIX-XX сто-ле-тий в глу-хих ко-стром-ских де-рев-нях. Здесь де-вуш-ка "до солн-ца са-ди-лась на по-ме-ло, рас-пус-ка-ла во-ло-сы и в од-ной ру-ба-хе, без по-я-са, объ-ез-жа-ла дом с по-строй-ка-ми. Подъ-е-хав к ок-ну, об-ра-ща-лась к ма-те-ри: "Тет-ка Ан-на, ско-ти-на до-ма?" - "До-ма!" Бла-го-слов-ля-ла. И так три ра-за".

И всё это, и мно-гое дру-гое, под-час со-всем непри-стой-ное, на-до, со-глас-но "на-род-ной муд-ро-сти", де-лать в са-мые страш-ные и ве-ли-че-ствен-ные дни цер-ков-но-го го-да.

Пе-ре-чис-лять все эти суе-ве-рия мож-но дол-го и непри-ят-но. В ин-тер-не-те они пред-став-ле-ны ши-ро-ко. Та-кое ощу-ще-ние, что боль-шин-ство рос-си-ян и вправ-ду ду-ма-ют, что мож-но быть пра-во-слав-ным, со-блю-дая лишь на-род-ные при-ме-ты.

Но что же на са-мом де-ле на-до де-лать в Страст-ную сед-ми-цу? От-вет прост - ид-ти в храм.

Страст-ною сед-ми-цей на-зы-ва-ет-ся по-след-няя пе-ред Пас-хою неде-ля Ве-ли-ко-го по-ста. Эта неде-ля (точ-нее 6 дней) по-свя-ще-на вос-по-ми-на-ни-ям стра-да-ний, смер-ти на Кре-сте и по-гре-бе-нию Иису-са Хри-ста. Всю эту неде-лю хри-сти-ане долж-ны про-во-дить в по-сте и мо-лит-ве. Со-глас-но рас-хо-же-му пред-став-ле-нию, этот пе-ри-од тра-ур-ный, и по-это-му оде-я-ния в церк-ви бы-ва-ют чер-ные. Но чер-ные об-ла-че-ния офи-ци-аль-но по-яви-лись в Рос-сии толь-ко в 1730 го-ду, и то для по-гре-баль-ных служб (ин-те-рес-но, что впо-след-ствии на па-ни-хи-дах "по-бе-ди-ли" бе-лые об-ла-че-ния, а чёр-ные с кон-ца XIX в. "ушли" в Ве-ли-кий пост). Бо-го-слу-жеб-ный устав не зна-ет чёр-но-го цве-та, а в пост и в Страст-ную сед-ми-цу по-ло-же-но слу-жить не в тра-ур-ных, а тём-ных ри-зах баг-ря-но-го, фио-ле-то-во-го цве-та.

По ве-ли-чию вос-по-ми-на-е-мых со-бы-тий все дни Страст-ной Неде-ли на-зы-ва-ют-ся Ве-ли-ки-ми. Осо-бен-но уми-ли-тель-ны вос-по-ми-на-ни-я-ми, мо-лит-ва-ми и на-пе-ва-ми по-след-ние три дня.

В пер-вые три дня на утре-ни по-сле ше-сто-псал-мия по-ет-ся тро-парь: "Се Же-них гря-дет в по-лу-но-ши"..., а по-сле ка-но-на по-ет-ся песнь: "Чер-тог Твой ви-жду, Спа-се мой"... Все эти три дня со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров с чте-ни-ем Еван-ге-лия. Еван-ге-лие чи-та-ет-ся и на утре-нях.

В Ве-ли-кий Чет-верг со-вер-ша-ет-ся тор-же-ствен-ная ли-тур-гия, за ко-то-рой умест-но при-ча-стить-ся всем хри-сти-а-нам в па-мять об уста-нов-ле-нии Та-ин-ства Ев-ха-ри-стии.

В Ве-ли-кую Пят-ни-цу во вре-мя ве-чер-ни (ко-то-рая слу-жит-ся днем) вы-но-сит-ся из ал-та-ря и по-ла-га-ет-ся на се-ре-ди-ну хра-ма пла-ща-ни-ца, т.е. свя-щен-ное изо-бра-же-ние Спа-си-те-ля, ле-жа-ще-го во гро-бе; это со-вер-ша-ет-ся в вос-по-ми-на-ние сня-тия с Кре-ста те-ла Хри-сто-ва и по-гре-бе-ния Его.

В Ве-ли-кую Суб-бо-ту на утре-ни, при по-гре-баль-ном звоне ко-ло-ко-лов и при пе-нии "Свя-тый Бо-же, Свя-тый Креп-кий, Свя-тый Бес-смерт-ный, по-ми-луй нас" пла-ща-ни-ца об-но-сит-ся во-круг хра-ма в вос-по-ми-на-ние со-ше-ствия Иису-са Хри-ста в ад, ко-гда те-лом Он пре-бы-вал во гро-бе, и по-бе-ды Его над адом и смер-тью.

"Неис-пол-не-ние доб-рых дел упо-доб-ля-ет нас смо-ков-ни-це: укло-ним-ся же от то-го, чтобы не ис-сох-нуть, как неко-гда она, си-на-го-гу, од-ни-ми ли-стья-ми по-кры-тую пред-на-чер-тав-шая. Об-раз Вла-ды-ки изо-бра-жая, Иосиф в ров ввер-га-ет-ся, род-ны-ми про-да-ет-ся, все тер-пит, слав-ный, как по-ис-ти-не про-об-раз Хри-стов" (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий По-не-дель-ник).

Ве-ли-кий По-не-дель-ник по-свя-щен вос-по-ми-на-нию еван-гель-ской ис-то-рии об ис-су-ше-нии в этот день Иису-сом бес-плод-ной смо-ков-ни-цы, ко-то-рая сим-во-ли-зи-ру-ет не при-но-ся-щие ду-хов-ных пло-дов ду-ши. Эпи-зод об ис-сох-шей смо-ков-ни-це зна-ме-ну-ет и си-лу ве-ры, и мо-лит-вы.

В бо-го-слу-же-ни-ях вспо-ми-на-ет-ся так-же сын Иа-ко-ва - Иосиф Пре-крас-ный, ко-то-рый из за-ви-сти был про-дан сво-и-ми бра-тья-ми в еги-пет-ское раб-ство, так-же как Иисус был пре-дан и осуж-ден на смерть из-за нена-ви-сти и за-ви-сти иуде-ев. Осво-бож-ден-ный из за-то-че-ния Иосиф цар-ству-ет над Егип-том, так-же как вос-став-ший из гро-ба Иисус цар-ству-ет над ми-ром. В по-не-дель-ник и сре-ду Страст-ной неде-ли мож-но есть толь-ко хлеб, ово-щи и фрук-ты (это на-зы-ва-ет-ся су-хо-яде-ние).

"Все ты услы-ша-ла, ду-ша, как Хри-стос Бо-же-ствен-ным уче-ни-кам Сво-им про-воз-гла-шал, о кон-чине ми-ра го-во-ря; ты же, по-знав (свой) ко-нец, го-товь-ся впредь: вре-мя ис-хо-да при-шло. Ура-зу-ме-ла ты, бес-плод-ная ду-ша, при-мер лу-ка-во-го ра-ба; бой-ся и не пре-не-бре-гай да-ро-ва-ни-ем, ко-то-рое при-ня-ла не с тем, чтобы спря-тать в зем-лю, но чтобы тор-гов-лю ве-сти. Да свет-лым бу-дет све-тиль-ник, да пре-из-ли-ва-ет-ся из него как неко-гда у дев ра-зум-ных и елей - со-стра-да-ние, чтобы об-ре-сти те-бе, ду-ша моя, то-гда брач-ный чер-тог Хри-стов от-вер-стым" (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий Втор-ник).

В Ве-ли-кий Втор-ник ду-ма-ют о Страш-ном Су-де и вос-кре-се-нии мерт-вых, вспо-ми-на-ет-ся об-ли-че-ние Хри-стом фа-ри-се-ев, ко-то-рые за на-руж-ной на-бож-но-стью скры-ва-ли хо-лод-ность и без-душ-ность.

Рас-ска-зы-ва-ет-ся так-же прит-ча о 10 де-вах, ко-то-рая при-зы-ва-ет к ду-хов-но-му бодр-ство-ва-нию. В ос-но-ве прит-чи ле-жит во-сточ-ная тра-ди-ция встре-чать с за-жжен-ны-ми све-тиль-ни-ка-ми же-ни-ха и про-во-жать в дом от-ца неве-сты. Она сим-во-ли-зи-ру-ет Вто-рое При-ше-ствие Хри-сто-во в об-ра-зе при-хо-да же-ни-ха в дом. Пять муд-рых дев за-ра-нее за-пас-лись мас-лом для све-тиль-ни-ков, дру-гие же, нера-зум-ные, по-ле-ни-лись это сде-лать. Ко-гда Сын Бо-жий (Же-них Небес-ный) при-шел но-чью, муд-рые де-вы смог-ли его встре-тить и он за-брал их с со-бой в Цар-ство Небес-ное. Нера-зум-ные де-вы по-бе-жа-ли по-ку-пать мас-ло для ламп и в Цар-ство не по-па-ли. Они на-по-ми-на-ют нам о необ-хо-ди-мо-сти все-гда быть го-то-вы-ми к встре-че с Гос-по-дом, про-яв-лять сме-лость и изоб-ре-та-тель-ность на пу-тях добра, не уны-вать.

Во втор-ник и чет-верг Страст-ной Неде-ли раз-ре-ша-ет-ся есть го-ря-чую пи-щу без рас-ти-тель-но-го мас-ла.

"Аро-ма-та-ми я бо-га-та, доб-ро-де-те-ля-ми же скуд-на; что имею, Те-бе при-но-шу: дай мне Сам то, что име-ешь, и от-пу-сти мне и про-сти", - взы-ва-ет блуд-ни-ца Хри-сту. "О бла-жен-ные ру-ки! О во-ло-сы и уста блуд-ни-цы це-ло-муд-рен-ной (т.е. бла-го-ра-зум-ной)! Ими она воз-ли-ла, Спа-си-тель, ми-ро на но-ги Твои, оти-рая их и непре-стан-но лоб-зая" (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кую Сре-ду).

Ве-ли-кая Сре-да - день пре-да-ния на стра-да-ния Иису-са Хри-ста. В Ве-ли-кую Сре-ду срав-ни-ва-ют-ся два жиз-нен-ных пу-ти: рас-ка-яв-шей-ся блуд-ни-цы Ма-рии Маг-да-ли-ны и пре-да-те-ля Иуды, вы-брав-ше-го ду-хов-ную ги-бель.

По пре-да-нию, в этот день Иисус от-ды-хал в до-ме Си-мо-на про-ка-жен-но-го, здесь к нему при-шла все-ми пре-зи-ра-е-мая же-на-блуд-ни-ца, чтобы из-лить свою ду-шу и рас-ка-ять-ся. Она омы-ла но-ги Иису-са сле-за-ми и по-ма-за-ла его го-ло-ву бла-го-ухан-ной мир-рой, тем са-мым при-го-то-вив его к по-гре-бе-нию. В этот же день иудей-ские пер-во-свя-щен-ни-ки со-бра-лись на со-вет и ре-ши-ли взять хит-ро-стью и убить Хри-ста, а Иуда ре-ша-ет-ся пре-дать за 30 се-реб-ря-ни-ков сво-е-го Учи-те-ля. Цер-ковь срав-ни-ва-ет два по-це-луя: рас-ка-яв-шей-ся греш-ни-цы Ма-рии и пре-да-те-ля Иуды.

"Гор-ни-ца устла-ная при-ня-ла Те-бя, Твор-ца, и в Твои тай-ны по-свя-ща-е-мых, и там Ты Пас-ху со-вер-шил, и там уста-но-вил Свои Та-ин-ства; ибо там дву-мя по-слан-ны-ми ныне Тво-и-ми уче-ни-ка-ми бы-ла Пас-ха при-го-тов-ле-на Те-бе.

За-мы-сел бо-го-убийц с по-ве-де-ни-ем среб-ро-люб-ца со-че-тал-ся: те к убий-ству во-ору-жа-лись, этот же к среб-рен-ни-кам устрем-лял-ся; и вот, удав-ле-ние то-гда по-ка-я-нию пред-по-чтя, он бед-ствен-но жиз-ни ли-шил-ся. По-це-луй твой об-ма-на по-лон; как меч - твое "Ра-дуй-ся", льсти-вый Иуда; твой язык про-из-но-сит сло-ва о един-стве, ум же на-прав-ля-ет-ся к раз-де-ле-нию: ибо пре-дать без-за-кон-ни-кам Бла-го-де-те-ля ты за-мыс-лил ко-вар-но. Хри-стос есть Пас-ха, ве-ли-кая и свя-щен-ная, съе-ден-ный как хлеб и за-ко-ло-тый как ов-ца; Ибо Он Сам был воз-не-сен за нас как Жерт-ва. Его Те-ла бла-го-го-вей-но и Его Кро-ви мы все та-ин-ствен-но при-ча-ща-ем-ся.

Хри-стос устро-ил для ми-ра пир-ше-ство, Он, Хлеб небес-ный и Бо-же-ствен-ный. При-ди-те же, хри-сто-люб-цы, брен-ны-ми уста-ми, но серд-ца-ми чи-сты-ми при-мем с ве-рою; жерт-ву Пас-хи, в нас свя-щен-но-дей-ству-е-мую" (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий Чет-верг).

Ве-ли-кий Чет-верг осо-бен-но вы-де-ля-ет-ся в Страст-ной Неде-ле, в этот день вспо-ми-на-ют-ся сле-ду-ю-щие со-бы-тия из жиз-ни Хри-ста: омо-ве-ния Иису-сом ног уче-ни-ков - знак сми-ре-ния, Тай-ная ве-че-ря - на ней бы-ло уста-нов-ле-но Та-ин-ство При-ча-ще-ния (Ев-ха-ри-стия), мо-лит-ва в Геф-си-ман-ском са-ду и пре-да-тель-ство Иуды. По иудей-ской тра-ди-ции в чет-верг от-ме-чал-ся пер-вый день Пас-хи - празд-ник из-бав-ле-ния от еги-пет-ско-го раб-ства. Под ви-дом хле-ба и ви-на уче-ни-кам пре-по-да-ет-ся Те-ло и Кровь Иису-са, ко-то-рые сим-во-ли-зи-ру-ют бес-кров-ную жерт-ву, при-об-ще-ние к Бо-гу.

Ночь с чет-вер-га на пят-ни-цу счи-та-ет-ся са-мым страш-ным мо-мен-том цер-ков-ной ис-то-рии, так как Иисус Хри-стос был осуж-ден на смерть.

"Сно-ва вы спи-те", - Хри-стос уче-ни-кам воз-гла-сил, - "бодр-ствуй-те, уже при-бли-зил-ся час, встань-те, идем дру-зья Мои: вот, пре-да-тель-уче-ник, имея с со-бою це-лый от-ряд, идет пре-дать Ме-ня че-ло-ве-ко-убий-цам!". Без-за-кон-ни-ки, кри-ча еще гром-че Пи-ла-ту: "Возь-ми, возь-ми, рас-пни Хри-ста!" - про-си-ли убить Его, как осуж-ден-но-го. Но не Он ли вос-кре-сил мерт-вых, про-ка-жен-ных очи-стил, кро-во-то-чи-вую ис-це-лил, рас-слаб-лен-ных укре-пил? Би-че-ва-ние пре-тер-пев, Со-зда-тель мой, Ты и пре-дан был ра-ди ме-ня на рас-пя-тие, чтобы спа-се-ние мое по-сре-ди зем-ли со-вер-шив, ис-то-чить ми-ру жизнь и дра-го-цен-ною Тво-ею кро-вию бес-смер-тие да-ро-вать по-кло-ня-ю-щим-ся Те-бе (Три-пес-нец на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий Пя-ток).

Страст-ная Пят-ни-ца - са-мый скорб-ный день. Пят-ни-ца - день вос-по-ми-на-ния Спа-си-тель-ных Стра-стей (т.е. стра-да-ний) Гос-по-да.

В этот день Иисус был пре-дан иудей-ским вла-стям, со-вер-шил крест-ный ход на Гол-го-фу, был рас-пят и умер. В честь празд-но-ва-ния иудей-ской Пас-хи Пон-тий Пи-лат хо-тел от-пу-стить од-но-го уз-ни-ка в на-деж-де, что на-род вы-бе-рет Иису-са, но тол-па оста-но-ви-ла свой вы-бор на раз-бой-ни-ке.

В иудей-ской тра-ди-ции в этот день при-но-си-ли в жерт-ву непо-роч-но-го яг-нен-ка. Рас-пя-тие Иису-са Хри-ста сим-во-ли-зи-ру-ет за-кла-ние Хри-ста как Агн-ца Бо-жье-го за гре-хи ми-ра. Так-же как и ко-сти жерт-вен-но-го яг-нен-ка не долж-ны быть пе-ре-ло-ма-ны, Иису-су не пе-ре-би-ли ко-ле-ни, что в те вре-ме-на де-ла-ли со все-ми дру-ги-ми уз-ни-ка-ми.

В церк-вях в Страст-ную Пят-ни-цу пре-кра-ща-ет-ся ко-ло-коль-ный звон, в этот день ни-че-го не едят до вто-рой по-ло-ви-ны дня - вы-но-са пла-ща-ни-цы, что сим-во-ли-зи-ру-ет сня-тие Иису-са с Кре-ста.

Цер-ковь в этот день при-зы-ва-ет за-ду-мать-ся, не по-хо-жи ли мы на тех, кто пре-дал Иису-са, не ищем ли в окру-жа-ю-щих "вра-гов" и "ере-ти-ков", не по-сту-па-ем ли про-тив со-ве-сти, пы-та-ясь до-бить-ся ма-те-ри-аль-ных благ.

Где, Сын Мой и Бо-же, бла-го-ве-стие дав-нее, ко-то-рое воз-ве-щал Мне Гав-ри-ил? Ца-рем и Сы-ном Бо-га Все-выш-не-го он на-ре-кал Те-бя; ныне же ви-жу Те-бя, Свет Мой слад-кий, на-гим и по-кры-тым ра-на-ми мерт-ве-цом. Из-бав-ляя от му-ки, ныне возь-ми Ме-ня с Со-бою, Сын Мой и Бо-же, да сой-ду и Я, Вла-ды-ка, с То-бой во ад: не оставь Ме-ня од-ну, ибо уже жить не мо-гу, не ви-дя Те-бя, слад-ко-го Мо-е-го Све-та. "Ду-шев-ную Мою язву ныне ис-це-ли, Ча-до Мое", - со сле-за-ми Пре-чи-стая взы-ва-ла, - "вос-крес-ни и уто-ли Мою му-ку и пе-чаль, ибо Ты мо-жешь все, Вла-ды-ка, и тво-ришь, что хо-чешь, хо-тя и был по-гре-бен доб-ро-воль-но!". "Вос-пе-ваю ми-ло-сер-дие Твое, Че-ло-ве-ко-лю-бец, и по-кло-ня-юсь бо-гат-ству ми-ло-сти Тво-ей, Вла-ды-ка: ибо же-лая спа-сти Твое со-зда-ние, Ты при-нял смерть", - воз-гла-си-ла Пре-чи-стая, - "но Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, Спа-си-тель, по-ми-луй всех нас!" (Ка-нон на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий Пя-ток).

В Ве-ли-кую Суб-бо-ту вспо-ми-на-ют по-гре-бе-ние Хри-ста, со-ше-ствие Его в ад для воз-ве-ще-ния по-бе-ды над злом и осво-бож-де-ния душ ве-ру-ю-щих. Суб-бо-та - день по-коя и ожи-да-ния. Свя-щен-ни-ки пе-ре-оде-ва-ют-ся из тем-ных, чер-ных одежд, ко-то-рые но-сят в те-че-ние всей Страст-ной неде-ли, в бе-лые, что сим-во-ли-зи-ру-ет по-бе-ду добра над смер-тью, гре-хом и дья-во-лом.

Вот та-кое по-ни-ма-ние и празд-но-ва-ние Страст-ной Сед-ми-цы идет нам на поль-зу. Мо-лит-ва в хра-ме и до-стой-ное при-ча-ще-ние и бу-дет са-мым луч-шим вос-по-ми-на-ни-ем ве-ли-ких дней стра-да-ний Хри-сто-вых.

Не бу-дем же пы-тать-ся быть "сво-им" это-му ми-ру и вы-ма-ли-вать у него здо-ро-вье се-бе и сво-им де-тям. На-звав-шись хри-сти-а-на-ми, по-ста-ра-ем-ся быть ими и иметь до-ве-рие Бо-гу.

"При-со-еди-нив-шись к Гос-по-ду, все пре-тер-петь стре-мя-ще-му-ся, го-то-вы бу-дем к глум-ле-нию над со-бой, к опле-ва-нию, к осме-я-нию (и к уни-же-нию), чтобы с Его пре-чи-стым стра-да-ни-ем вме-сте про-сла-вить-ся, вер-ные" (ка-нон на по-ве-че-рии в Ве-ли-кий По-не-дель-ник).

"Мир - Церк-ви, на-ро-ду Тво-е-му - спа-се-ние да-руй Тво-им вос-кре-се-ни-ем" (Ста-тии Ве-ли-кой Суб-бо-ты).

игу-мен Си-лу-ан (Ту-ма-нов)

Так и называлось «Про деньги» . Ребзя, это было мощно. Когда шла после занятия, понимала, что это было не про деньги, а про жизнь ! Хотя, начали вообще с секса. Секс и отношения, секс или отношения. Запутались немного. Так и в жизни. Есть такой анекдот про жену, мужа и пол-литра масла. Кто-то думает, что «пол-литра» и «масло» - это разные вещи, а кто-то - что это просто бутылка масла.

В марте решили провести занятие про секс. Очень актуально оказалось. Продолжу о деньгах. Когда тренер попросила сформулировать, зачем мы пришли и что думаем о деньгах, многие из нас, в том числе я, "бЭкали" и "мЭкали". "Ну, так сказать, знаешь ли, то, сё", детство тяжелое, игрушки деревянные, мебель вязаная… Говорили все и ничего. Лена попросила того, кто не смог сформулировать свою потребность в деньгах, обратить на это внимание.

Я в конце занятия всё же придумала, что деньги мне нужны, чтобы не думать о них. Тренер сказала, что это не то, решили позже про это поговорить. Может, на следующем занятии. Потому что даже то, что я начинаю понимать – это уже ответ и уже хорошо. Сейчас хожу и думаю, зачем мне нужны деньги? Нет, серьёзно. Пока не придумала.

Вообще, деньги напрямую связаны со сценарием . У кого-то действительно всегда нет денег, кто-то зарабатывает, зарабатывает, потом потратит и в тревоге опять. Кто-то, всегда имея семь миллионов на банковском счету, волнуется, что у него мало денег. Это как сегодня, захожу за творогом, его стоит семь видов на витрине, я покупаю свой любимый вкусный, собралась уходить, слышу, продавщица говорит следующей покупательнице: "А сегодня творога нет, завтра привезут, я вам оставлю!" Покупательница ушла, мы переглянулись с продавщицей, она тихо шепчет: "Ей другой надо, она этот не ест!" А там цены разные за кг - от 100 до 400 рублей.

А еще однажды я слышала от знакомой такую фразу: "Я за тыщу долларов и глаз не открою. Это было в Тюмени, в 2004 году где-то. И выглядела она, как и покупательница творога, очень просто. Такие вот ценности у разных людей. Наличие денег связано с самооценкой, с отношением. С семейным конфликтом, например, часто тайным, который не бросается сразу в глаза. Поэтому, часто бывает загвоздка в получении денег. Мы четко разобрали несколько ситуаций. Тренер и участница просчитали разные варианты решения одной денежной проблемы. Оказалось, что вместо того, чтобы тратить сразу два миллиона, можно просто платить человеку, который рядом, небольшие деньги, определенное время и он сможет помочь в ситуации, из-за которой семья каждое лето находится в напряженных отношениях друг с другом.

«Ввязаться, а потом разберешься , - говорит тренер Лена Борисова, - здесь вопрос вашей мотивации. Для мозга недостаточно этой мотивации . Заметьте, если вы что-то сильно хотите, деньги приходят. На что-то определённое». А можно годами мечтать, да ещё переживать о том, что никак не можем приблизится к мечте. Знаете почему? Потому что за этой историей нашего желания стоит другая история . Увидеть ее самому, порой, бывает трудно. И она эта вторая история бывает важнее первой.

Это как общая беда, в которой все живут и всем это неосознанно выгодно. Зато они вместе и есть оправдание своей несмелости, нерешительности, истинного желания. Так же выясняли, почему человеку нужна квартира, он имеет для этого деньги, но не может отложить. Всегда находиться то одно, то другое. Мозг говорит: «Лучше сейчас пожить, чем потом. Неизвестно, что там будет».

И снова тренер говорит о том, что есть какая-то другая мысль, более важная, чем квартира. Значит, что нужно сделать? Перевести свое желание в разряд необходимого! Прямо очень-очень важного. Чтобы, например, съём жилья стал невыносим, искусственно сделать не комфортным своё проживание. Мозг же не хочет кумекать, он понимает, что вроде всё устраивает человека, всё хорошо, значит не нужно напрягаться, следовательно, продолжаем жить, как прежде. Мозг в этом деле не понимает абстракцию , ему надо точно сказать, что хотим, сколько и когда. «Скока вешать граммов?!»

Тут нужно подумать, повспоминать, прислушаться к себе - от чего кайфуете . По честному. Что больше всего хочется – хорошую машину или квартиру, или одеваться с шиком. И - нужно сжать сроки. А то получается как у компьютера, когда открыто много ненужных программ. Они висят фоном и компьютер притормаживает. Так и человек. Нет сил, нет энергии. Притормаживаем. Целый год или больше думаем это сделать, а не делаем. Выгораем, устаем.

Поэтому, нужно закрывать ненужные программы, снимать задачу. Или делать на следующей же неделе или снимать . Особенно, если у нас внутри стоит ощущение «надо» - делать это, как раз не надо. По крайней мере, это не мечта твоей жизни. Обычное дело дня, рутина – да, но не сильное желание. Если "надо" – это не твоё. Это всё внутренний Родитель мучает нас своими «надо».

Потом мы подняли такую тему клёвую. Она тоже была моя. Неразумное распоряжение деньгами . Мог человек потратить три, а потратил десять тысяч, мог поесть скромно, а поел шикарно. И мечта, которую точно хочет, опять отодвинулась на задний план. Начинает «бить себя дубиной» - ну, как же так опять?! Деньги ушли куда-то не туда. Отодвигаешь мечту, а что останавливает – не осознаёшь.

И тут … па бАм, у меня инсайт, после слов тренера, да ещё инсайт после занятия и сейчас, когда пишу – накорми своего внутреннего ребёнка осознанно . Балуй его! Сколько надо для это времени? Три года, вот три года "не ешь себя", а его корми. И ни на что пока не откладывай, потому что это оттягивает более важные вещи. А вот потом, когда придёт расслабление и ощущение, что не надо себя изводить, наступит некое переключение в мозгу, и быстрее придёшь к тому, что хотел.

У многих было такое "недокормленное" детство. Вроде ели, одеты были в новое, чистое, красивое, «всё, как у людей», но состояние голода осталось. И его нужно утолить! Мне и сейчас хочется купить что-то вкусное и много книг. Пока не поняла, хочу ли вещи, но думаю, что да. Вот и нужно идти и покупать себе то, что хочешь . И это тоже целая история – понять, что хочешь и позволить себе это сделать. Даже если ты большой дядя, а захотелось купить себе мягкую игрушку.

И не нужно оправдываться ни перед кем, не думать откуда это пришло (мол, в семье вечно так) просто дайте себе чувство полета сколько захотите, пока не насытитесь . Сейчас пишу и понимаю, что хочу впечатлений. Много-много. Хочу купить платья, идти по улице, где хочу, чувствовать людей. Гулять хочу. Ненагулялась я что ли? Вот тебе и про деньги тренинг. Конечно, а как позволить себе иметь всё, когда даже в мелочах отказываешь, ставишь ограничения. Когда появятся маленькие "хотелки", то и большие начнут приходить.

Будет радость, потом понимание, что ты состоятельный человек, который может себе позволить многое. Привыкнешь к себе, как к богатому человеку, расслабишь себя, насытишься, насладишься этим, дашь себе волю и быстрее перейдёшь на новый уровень. Придет ощущение, что можешь покупать, а можешь и не покупать . Уф, меня захватило это. Видела, как заблестели глаза того, с кем говорила тренер, он аж расслабился и будто полетел. До этого, месяца три за ним наблюдаю – весь сжатый и осторожный был.

Когда Лена спросила другого участника, считает ли он себя богатым человеком , то он ответил про всё, но не про деньги. Рассуждал о том, что духовно богат, что знает всю бухгалтерию, сравнил себя с другом, который может по дороге куда-то увидеть объявление о продаже дома, а по дороге обратно – купить дом. Мы снова говорили о внутреннем ощущении обеспеченного человека , о том, что нужно сменить позицию, и что после этого появляется особая энергетика.

Дальше говорили про то, что если, не нравится работа, то нужно хотя бы себе бонусы давать за неё . Тратить на себя, понять, от какой суммы будет комфортно и не будет чувства вины. Себя надо радовать, а то условий полно, а бонусов нет. И отсюда мысль о том, денег нет, все куда-то уплывают и как бы не тратить то, что зарабатываешь. Нонсенс. Как говорит наш тренер: «Ничего, и это лечится!».

Потом была вторая часть тренинга , очень показательная для меня. Наглядно. Тренер дала нам мощнейщее упражнение . Спросила, что мы думаем и ощущаем по поводу прихода к нам денег. Я сказала, что сразу думаю, что мне нужно будет много работать, даже если мне 100 рублей дадут. И к тому же, я должна буду это сделать на сумму, в десять раз большую чем та, что дают. Потом тренер спросила, а если нам дарят эти деньги, что мы чувствуем. Я тут же подумала: «О! Ну, всё, ваще кабала!»

И смех и грех. Обсудили реакцию всех. Я поняла, что верно - радоваться и думать, что это приятно, и не надо переживать об этом . Нужно доверять тому, кто дает мне деньги и почаще говорить себе, что деньги есть вокруг и у меня тоже. Нужно насладиться тратой денег , почувствовать, что они для меня радость, независимо от суммы. Понять это, осознать и успокоиться.

А то я же еще я переживаю за того за кто даёт мне деньги, останется ли у него что-то. Хочу вернуть их, мне не комфортно и сильно бьется сердце. Неужели мне можно подарить деньги просто так и я не должна тяжело отрабатывать этот подарок? Почему я подумала, что и человек-то остаётся без денег? Вот так у меня часто с работодателем. Поняла ошибку. Мне можно иметь деньги легко и спокойно, я уже оплатила всё! - как говорит Лена. Прочувствовала я это. Еще не в полной мере, но прочувствовала.

Спасибо тренеру за эту наглядность. Реально это ощутила. Мне до сих пор трудно принимать подарки, которые начали сыпаться сейчас ко мне "в разных кулечках". В виде людей, услуг, реальных вещей, хороших отношений. Оказывается, я всё спутала. Всё гораздо легче, а я люблю поусложнять. Вчера распускаю нитки в вязании и понимаю, что делаю всё очень сложно, терплю, жду, мучает это меня, уже злюсь. Вдруг решила, что не хочу больше тратить так своё время. Взяла, перерезала нить и выдохнула.

И жизнь, и деньги, и любовь. Вот так тренинг. Так и в отношениях. Захотел, понял что хочешь и появился твой человек. Он только твой. Он появился и хочет быть с тобой. И тебя можно любить, тебе можно дарить и ты можешь то же самое. Нужно просто доверять и знать, что у короля и королевы всё в порядке . И даже если ты никогда не был богатым: любовью, деньгами, радостью, изобилием - пора начинать. Держать свою марку, давать себе чувство полета, менять мышление на лучшее, контролировать мысли.

Недавно, поздно вечером, лежу в постели, но понимаю, что встать придётся. А поскольку сейчас более тщательно слежу, чтобы не сказать негативное, учусь на ходу переделывать слова в позитивные. Встаю, всё же ворчу сначала: «Как!... - хочу выругаться и сказать слово «задолбалась я вставать, когда нормально легла уже!» Но быстро нахожусь и весело говорю себе: «Прекрасно, что я опять на ногах! Это же чудо какое-то!» Начинаю ржать от своей новой интонации. Так и будет заменятся моя старая нейросеть мыслей на новую.

Здесь же, Елена заметила, как важно общаться с интересными успешными людьми. Ещё говорили о важности благодарности, когда появляются деньги и о том, что нужно жить с ощущением, будто сейчас и происходит то, что ты хочешь. Помочь себе немного в этом, навоображать. Например, я сейчас еду в метро, потому что так хочу и так быстрее, а не ною и сожалею о том, что у меня нет машины.


Вообще, други, деньги – это энергия, обмен. Лучше говорить вкладываю, а не трачу; откладывать на радость и развитие, а не на чёрный день; присматриваться к тому, что хочешь, ходить в гости, к тому, у кого есть квартира, например; и если сейчас денег не так много, как хотелось бы – это ничего не значит. Деньги – есть ! Почувствуйте это, проникнитесь этим. И это не чудо, не формулы специальные, это просто состояние. А некоторым, нужно просто попросить или принять возможности, которые даёт жизнь.

Желаю вам богатой жизни, изобилия и радости!
Спасибо, что вы со мной.

P.S. История эта имеет продолжение . После того, как написала этот пост, пошла в магазин ("Пятерочку") за семечками, сливками и фруктами. А денег у меня было немного на карте и 200 рэ налички. Её менять не хотелось. Рядом нет Сбербанка, а я направлялась потом за сыром и творогом, там только за наличку. Стою у кассы, мне пробивают чек на 96 рэ, у меня не хватает. Я немного заволновалась, народ за мной стоит. Мужчина какой-то купил ящик шампанского, спешит. Думаю, что же не посмотрела онлайн, сколько у меня осталось.

Усилием воли убираю лишнее беспокойство, потом фрукты с ленты кассы и говорю: "А так хватит?". Нервы вокруг ощущаю или свои на всех транслирую))), кассир точно нервно дышит, смотрит на меня, спрашивает с укором, "что, мол, у вас совсем нет налички?". Я упорно, как Доронина в такси, в кино про "Три тополя на Плющихе", сжала кошелёк, и думаю "не отдам" и отвечаю, что мне очень нужна наличка, и что в округе нет Сбербанка. Стараюсь держаться на Взрослой позиции! Не реагирую на "уколы" и строгие взгляды очереди.

Она снова пробивает чек, всё сходится, денег хватает, я волнуюсь и стыдно становится. Мол, денег у меня нет, всех задерживаю, как я так могу?! Тут замечаю того мужчину сзади, он оказывается всё время, пока я не могла расплатиться, протягивал 100 рублей, чтобы "заплатить за девушку", как он говорил. Но кассир не взяла, жопа. Я ошалела малёха, такого у меня давно не было. Чтобы мне снова дали деньги просто так, да ещё мужчина?

Дальше что происходит. Домой пришла, довольная, хоть и денег в кошельке мало. 100 рублей и немного мелочи. Тут мне босс пишет, приезжай завтра за денежкой. Уф! Движуха! А потом вечером, редактирую эту статью, пишу, что деньги - это не работа (как раньше писала), а состояние. Через некоторое время мне приходит смс, что мне поступило на счет 100 рублей. И сообщение ниже "Деньги есть!"))).


Знаете, я заплакала! От радости, от тепла, которое я не просила, но оно пришло. И дело не в сумме, а в ощущении. И в том, что мне верят и я доверяю тоже. Потом этот же человек написал мне, на следующий день: "Анжела, после того, как я тебе перевела эти сто рэ, утром мне пришла тысяча!" Я так рада, что всё это произошло. И то, что я не дергалась, когда не было денег, и то, что меня услышали, и то что я теперь точно знаю - у меня есть и будут сто рублей и сто друзей! И даже больше.




Очень ценная

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться ими

 00:00 05 января 2017

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям - движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского - отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии - тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, - рассказывает искусствовед Барсамов. - Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так - Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», - стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём - это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово - можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского - это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину - «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника - и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить - каторжный труд и радостное любование жизнью - не могли долго держаться рядом.

Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», - из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) - радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение», - это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар - то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии - а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст - вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование - хоть чьих-то картин, хоть природы - представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом - очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

День пасмурный сегодня, - сказал Айвазовский, - и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»

Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света - иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова - он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач - передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте - свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним - он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва - того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900

Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.