Ладан церковный: полезные свойства и применение. Ладан, что это такое и как его использовать дома

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья . В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье .

С молитвой на больные места

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...» ). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент - запахи . В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ла́дан (по-еврейски - lot ) - ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) - тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной - свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

2. Ми́ро - ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


3. Лампадное масло (елей) - растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

4. Восковые свечи - источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.


Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви - это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.


Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами - преходящими и плотскими - стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние - это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания» , - говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

"Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром..., - пишет американский одоролог Р.Райт, - более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить".

"Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, "безразличных" запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную" [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. - М., 1977. - С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

"Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)".

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: "Я всё и во всём" . Благоухание - это состояние небесного . Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», - говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», - т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: "...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное - на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех..." . Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом - Мария Магдалина, Саломия и другие - после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы - Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».


Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых - алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: "Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих "обыкновенных" запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, - прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых...".

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. "Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу" [Исх. 29,41]. "На нём Аарон будет курить благовонным курением" [Исх. 30,7]. "Возьми себе самых лучших благовонных веществ... Это будет миро для священного помазания" [Исх. 30,23-25], - читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жерт-воприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <...>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония - ладан и смирна - наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана - ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование - дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: "Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано "душа" (вместо обычного "человек"). Потому что: "Кем, - сказал Господь, - обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне" [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа. Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!"

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан "Запахи христианского богослужения"

Зная о его необычайных свойствах, многие задаются вопросом: как использовать ладан дома.

Древнейшее благовоние — ладан, традиционно используют при богослужениях в церквях. Раньше это благовоние ценилось даже выше золота.

Поговорим подробнее о свойства ладана и как его использовать дома.

Как применять церковный ладан дома

Ладан – благовонная смола, которую волхвы принесли в дар новорожденному Иисусу Христу. Древнейший рецепт получил от Бога Пророк Моисей (книга Исход, 30 глава, 30-38 стихи). Его используют в церквях на богослужениях.

Священнослужители возжигают ладан на горящих угольках в кадильнице. При сгорании образуется фимиам - благовонный дым.

Однако, зажигать ладан можно и в домашних условиях. К тому же, ладан обладает не только священными свойствами, помогающими нам обратиться к Богу, но и лечит многие болезни, в целом улучшает состояние здоровья человека.

Самый распространенный способ жечь ладан – с помощью кадильниц. Но для их использования необходим уголь, что немного затрудняет этот процесс в домашних условиях. Проще использовать лампаду с паучком, специальным металлическим приспособлением.

Дома ладан следует разжигать во время молитвы или же для укрепления общего состояния духа и поддержания здоровья. Если у вас тяжелое состояние духа, то, пройдя с кадильницей по дому, вы очистите жилище и наполните светлым и благоприятным запахом.

Как зажечь ладан в домашних условиях

В кадильницу кладется разогретый уголь, проще всего раскалить его на газовой конфорке. Сбоку или сверху на раскаленные угли кладутся кусочки смолы, который разогревается и начинает выпускать ароматный дым.

С углями следует быть очень осторожным, чтобы они не рассыпались, к тому же не стоит использовать бумагу или пластиковые покрытия.

Для использования лампады необходимо масло и фитиль, фитиль следует обмакнуть в масло, продеть сквозь специально предназначенное для этого отверстие и поджечь.

Огонь будет подогревать металлического паучка, на котором и будет расположен ладан. Ладан разогреется и начнет выпускать ароматный дым.

Для чего нужны дома кадильные свечи

Пользоваться кадильными свечами в домашних условиях гораздо проще, нежели кадильницей или лампадой.

Вам потребуется всего лишь взять кадильную свечу (ее можно разделить на части, если вы не хотите слишком сильного запаха), поджечь ее, через несколько секунд задуть огонь, чтобы свеча тлела.

С помощью дыма по помещению будет распространяться приятный аромат благовоний, свечу в поставке так же можно пронести по всей квартире.

Целебные свойства церковного ладана

В первую очередь, ладан имеет специфические свойства, основанные на религиозном веровании. Но так же он имеет лечебные свойства, широко используемые в медицине, например, он укрепляет память, хорошо успокаивает.

Кроме того, аромат этой смолы омолаживает организм, заживляет старые шрамы, улучшает мозговую деятельность и деятельность желудочно-кишечного тракта, имеет противовоспалительный и антибактериальный эффекты. Поэтому на Руси, еще в древние времена, ладан являлся народным средством от всех болезней.

Благовония ладана оказывают лечебный эффект на больных, одержимых бесами. Как и молитва, ладан лекарство больше для души, нежели для тела.

Что делать с использованным ладаном

Ни в коем случае оставшиеся после сгорания кусочки ладана и углей нельзя просто выбрасывать, так как ни одна освящённая вещь не должна быть попираема ногами.

Остатки свечей, скорлупа от освященных яиц, бумага от куличей и пр. — священнослужители православных церквей рекомендуют закапывать эти остатки в чистое место, где люди не ходят ногами, или выливать, выбрасывать в реку. Так же можно сжигать.

С кусочками использованного ладана поступать аналогично. Наиболее правильно будет опустить остатки смолы и углей в проток или реку, и дать им уплыть. Так же можно их положить в специальное неприкосновенное, почитаемое место наподобие специального ларца.

Заключение

Если вы ломаете голову над тем, где взять ладан, то ответ очень прост. В любом православном храме есть церковная лавочка, в которой можно приобрести ладан и соответствующие аксессуары для его применения.

Впервые попадая в храм, человек погружается в торжественную атмосферу, которая создается отработанной веками архитектурой, обилием икон, приглушенным светом, витражными окнами. Немаловажную роль для создании атмосферы играет благоухание, немного сладковатое, экзотическое, успокаивающее. Сила аромата возрастает, когда во время церковных обрядов производится обряд каждения и возникает вопрос: а чем пахнет в церкви? Человечеству запах ладана знаком на протяжении нескольких тысячелетий.

Что такое ладан

Настоящий ладан - это смола редких видов деревьев, известных под названием ливанский кедр или Boswellia carterii, Boswellia sacrum, Boswellia pupurifera. Произрастают они в Сомали (Восточная Африка), Индии, Аравии. Дерево занесено в Красную книгу, может расти только при определенных природных условиях, все попытки вырастить его в других местах оказались безуспешны. Ограниченный ареал выращивания ливанских кедров, невозможность получения большого количества смолы увеличивают ее ценность, как следствие, приводят к возникновению множества заменителей.

Английское название frankincense имеет смысловое значение «благовоние франков», поскольку вещество в Европе впервые появилось во Франции. Для России более привычным названием стало олибанум, которое происходит от латинского названия Olibanum (ароматическая смола). Арабы называли его ul-luban (молоко) за сходство вытекающего сока с молоком. В Индии, Китае и Вьетнаме произрастает растение Protium serratum (индийская красная груша), смола которого напоминает ладановый аромат и применяется для производства благовоний.

Состав смолы

Состав ладана сложен, включает летучие ароматические вещества. Основу (56%) составляет смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Вторым элементом (около 30%) является камедь. Примерно 8% состава занимает смесь эфирных масел (терпены, цимен, фелландрен и других).

Вещество частично растворяется в воде, образуя непрозрачную эмульсию. При нагревании размягчается, но не плавится, дальнейшее нагревание приводит к возгоранию с выделением ароматизирующего дыма со сладковатым бальзамическим запахом. В составе дыма современные исследователи выделили компонент ацетат инценсола, отвечающий за психоактивное действие, способный ввести в состояние эйфории.

Из чего делают ладан

Изготовление благовония распространено в местах произрастания ливанских кедров. В год производится несколько тысяч тонн этого вещества, при том, что с одного дерева собирается около 400 грамм. Большая часть (82%) добывается на плантациях африканской страны Сомали, имеющей благоприятные климатические условия для произрастаний деревьев. Процесс приготовления начинается со сбора смолы Boswellia, по отработанной тысячелетиями технологии.

Сбор и заготовка смолы ладанного дерева

Сбор смолы начинают в феврале или марте. Время сбора выбирается перед сезоном дождей и началом активного подъема сока по стволу. На коре взрослых деревьев делают глубокие надрезы острым топориком. Из надрезов начинает выделяться сок молочного цвета. Процесс может растянуться на долгое время. Сока выделяется много, он покрывает ствол дерева и каплями стекает на землю. Затем соку дают затвердеть в смолистое вещество, похожее на канифоль, с цветом от светло-желтых, почти белых оттенков до янтарного.

Разновидности и сорта

Не все виды смолы одинаково ценятся, они подразделяются по месту своего происхождения. По-настоящему ценным считается аравийский, собранный на аравийском полуострове, этот вид востребован для отправления религиозных обрядов. Существуют индийский, оманский, сомалийский виды ладана, немного отличающиеся друг от друга составом и ароматом. Смолу собирают с дерева и с земли, на этом этапе она выглядит как небольшие кусочки 2-10 мм. Кусочки распределяют по внешнему виду, цвету, плотности, наличию посторонних включений на два сорта:

  1. Отборный (Olibanum electum) состоит из прозрачных кусочков каплевидной или овальной формы светлых оттенков желтого или розоватого цвета с восковым блеском. Кусочки могут быть покрытыми светлой пылью, возникающей при их трении. При растирании превращаются в порошок с терпким приятным запахом.
  2. В обыкновенный (Olibanum in sortis) отправляются кусочки более темного цвета, с возможными включениями, образовавшимися при высыхании смолы на коре дерева или земле.

История появления и использования

Задолго до возникновения христианства древние финикийцы занимались торговлей ладаном. По указам фараонов за ценной смолой снаряжались целые караваны. Уже тогда эта смола стала основой всех ароматических смесей для храмовых воскурений, без которой не обходились служения, подношение даров и жертв богам, отпевание умерших. Этому способствовали возможности оказывать на людей успокаивающее воздействие с неглубоким погружением в состояние транса.

Древние египтяне находили и другое применение бесценной смоле. Ее добавляли в состав многих лечебных снадобий. Ими лечили боли в суставах при артритах, кожные заболевания. В Египте зародилось ее использование в косметических целях, женщины делали омолаживающие маски на основе целебной смолы. Ее запах был призван отпугивать зло и охранять энергию дома.

Языческие обряды и обычаи

Обряды древних египтян, иудеев перенимались племенами, исповедующими язычество. В языческих храмах ладан применялся при обращениях к божествам, такие окуривания помогали медитациям жрецов, вхождению в состояние транса, а высокая доза могла стать галлюциногеном. Не обходились без ароматизированных курений погребения (их использовали, чтобы душа умершего уносилась вместе с дымом). Вера в очищающие свойства дыма была настолько сильной, что с его помощью проводили изгнание злых духов из жилищ и людей.

Мистические свойства

Жители Древней Руси были знакомы с удивительными свойствами экзотической смолы. Славяне во времена язычества верили в способность ладана очищать, оберегать от темных сил и злых духов. Новые дома окуривали ладаном, чтобы обеспечить спокойную благополучную жизнь, принести здоровье хозяевам. Окуриванием защищали домашних животных от болезней, недугов, наговоров, колдовства. По традиции путникам перед дальней дорогой на шею вешали мешочек с кусочком смолы, так называемую ладанку, чтобы дорога была безопасной и удачной, а странник вернулся домой живым и здоровым.

Церковный ладан в христианстве

Об истинной ценности ладана может свидетельствовать библейское предание о дарах Волхвов. Оно рассказывает о трех мудрецах с востока, которые увидели на небе звезду (Вифлеемская звезда) и отправились в Иерусалим, чтобы выразить свое почтение новорожденному Иисусу. Они везли ему дары – золото, ладан и смирну. Выбор даров был не случайным. Золото символизировало рождение Иисуса, как человека, которому предназначено быть Царем. Значимость ладана указывала на путь Первосвященника, Учителя. Смирна применялась при бальзамировании и напоминала о неизбежности смерти.

Появление ладана у истоков Христианства определило его важную роль во всех церковных обрядах. Считается, что аромат благовоний уносит слова молитв, благодарности, просьб, жалоб прямо Богу. По-прежнему велика вера в очистительные свойства окуривания, поэтому перед большими праздниками православные и католические храмы чистят дымом благовонных смол.

Использование в лечебных целях

О лекарственных качествах ладана знали в Древнем Египте, Греции, Китае, Иудее. Кроме окуривания больных с целью очищения, изгнания нечисти, вдыхание аромата признавалось эффективным способом излечения от беспокойства, психических расстройств. Для лечения кожных заболеваний знахари добавляли целебную смолу в мази и растирки, которыми лечили заболевания суставов, проблемы опорно-двигательного аппарата. Некоторые лекари рекомендовали внутренний прием препаратов для оздоровления организма.

Полезные свойства

Опыт нескольких тысячелетий исцеления, находит подтверждение в современных научных исследованиях и используется врачами. Дело не только в религиозных обрядах, возможности благовония помогать обращаться к Господу. Экспериментально доказана способность вещества лечить:

  1. Как антисептик применяется для лечения воспалений, заживления ран, заболеваний дыхательных путей, желудка.
  2. Действие эфирных масел помогает при депрессии, головной боли, аллергии, состоянии беспокойства, освежает память, стимулирует работу мозга.
  3. Может выступать как мощный иммуномодулятор, помогающий организму активизировать внутренние ресурсы.
  4. Ранозаживляющие находят применение для косметологии при лечении акне, регенерации кожи после воспалений, омоложения.

Применение и механизм действия

Полезные свойства ладана обусловлены его химическим составом. На основе этой смолы готовятся различные снадобья для лечения, омоложения, укрепления здоровья:

  1. Эфирные масла борются с заболеваниями дыхательных путей, астмы, облегчают дыхание, благоприятно воздействуют на нервную систему, поэтому хорошо применять их для ингаляции, окуривать помещение, добавлять в воду для ванн.
  2. Смолистые вещества помогают заживлению ран, регенерации кожи.
  3. Противовоспалительные препараты, включающие целебное вещество применяются при лечении болезней желудка, некоторых видов опухолей.

Эфирное масло ладана в парфюмерии и косметологии

Способность аромата олибанум сочетаться с другими ароматами, не перебивая, а лишь добавляя собственные нотки, нашла применение в парфюмерии при составлении ароматов для любителей сладковатых восточных запахов. Особенно ценится такая субстанция как эфирное масло, в которой сконцентрированы все полезные свойства. Масло применяется для традиционной, народной медицины, косметологии и способно:

  • оказывать седативное (успокаивающее) действие;
  • заживлять раны, восстанавливать кожу, рассасывать шрамы и рубцы;
  • поддерживать нормальный гормональный фон женщины, сохранять репродуктивную функцию;
  • улучшать пищеварение, ускорять метаболизм;
  • тонизировать организм.

В гомеопатии и аюрверде

Адепты Аюрведы использовали ценные свойства произрастающего в горных районах Индии дерева Босвелия. Смола дерева признавалась болеутоляющим, противовоспалительным, ранозаживляющим средством. Помогала при лечении болезней сосудов, женских болезней, восстановлении хрящевой ткани. Индийские врачи используют ладановый экстракт для лечения позвоночника, конечностей, суставов. Гомеопатией практиковалось изготовление эликсиров, пластырей с добавлением ладана, помогавших вылечивать гнойные заболевания, останавливать кровотечения, сохранять зубы и волосы.

Применение в народной медицине

Рецепты, сохранившиеся еще со времен египетских фараонов и Авиценны по методам лечения ладаном, помогают и сейчас. Народные целители изготавливают мази, растирания для борьбы с ревматизмом, артритами, другими воспалениями суставов. Вдыхание ароматов помогает укреплять нервную систему, улучшать память, снижать тревожность, укреплять иммунитет. Спиртовые настойки способны бороться с простудными заболеваниями, бронхитом, кашлем, повышенной температурой не хуже антибиотиков, при этом не имеют никаких побочных эффектов, а потому их можно применять для лечения детей.

Борьба с курением

Наряду с борьбой за чистоту помыслов, остроту памяти, здоровое тело ладан способен помогать борьбе с такими пагубными привычками, как курение. Статистически доказано, что среди верующих, посещающих богослужения людей курящих меньше, это объясняется регулярным вдыханием благовоний. Такая ароматерапия снижает тяну к никотину, защищает от привыкания к табаку.

Для тех, кто не посещает храмы, есть другой способ победить дурную привычку. Это делается при помощи настойки. Рецепт ее приготовления не сложен: смешиваются 230 мл спирта и 10 чайных ложек толченой натуральной смолы. Смесь выдерживается в темном месте несколько дней, после чего настойка готова к употреблению. Принимают настойку утром, растворив 20-30 капель в 100 мл чистой воды. Усилить лечение поможет полоскание полости рта и горла раствором 1-2 чайных ложек настойки в 50 мл воды.

Ладан церковный – применение

Курение благовоний присутствовало во многих верованиях, большое значение оно имеет и для христианской веры. Каждение имело религиозные задачи, когда вместе с дымом и ароматом к небу уносились молитвы, благодарность, надежды, просьбы мирян. Кроме этого использовались антисептические, бактерицидные способности ароматических курительных смол предотвращать возникновения инфекций, очищать, освежать воздух, при скоплении большого количества людей.

Что такое каждение

Каждение, или курение фимиама во время богослужений, направлено на очищение помыслов верующих, настрой их на обращение к богу. Существует молитва, благославляющая кадило, молитвой священник просит ниспослать на молящихся божественную благодать. Дым благовоний помогает унести благодарность молящихся, их просьбы к богу. Тепло и свет огня символизирует самого бога, согревающего и освещающего.

Виды

Благовония для храмов производятся в монастырях. Все сорта благовоний, включая «Кипарис», изготовленный монастырями Афона, иерусалимские благовония в гранулах можно купить в православных магазинах Москвы. Церковные благовония по своему составу, чистоте используемого сырья, количеству и качеству добавок подразделяется на три сорта:

  • Архиерейский (Царский) – используется при торжественных праздничных и архиерейских богослужениях, дорогой по цене и богатый по содержанию;
  • Алтарный – для регулярного каждения в храмах;
  • Келейный – используется в кельях монахов, за что и получил свое название, может применяться для каждения во время постов.

Можно ли использовать дома

Способность олибанума при окуривании очищать пространство от болезнетворных бактерий и плохой энергии можно применять и дома, что успешно делали славяне еще с Древней Руси. Религия не запрещает сжигание ароматических благовоний дома, не ограничивает частоту таких процедур. Желательно при таких домашних каждениях выполнять правила, определенные религиозными канонами.

Как зажечь ладан в домашних условиях

Пользоваться ладаном в домашних условиях проще со специальными кадильницами, их еще называют кацеи или кации. Кацеи по размерам меньше церковных кадил, ручка у них расположена сбоку. Для разжигания ладана проще применять древесный уголь, поджечь небольшой кусочек и поместить в кацею. Стоит использовать сорт угля, способного гореть без дыма, чтобы не перебивать аромат.

Как окурить квартиру

Очищение домов окуриванием признано церковью и практикуется на протяжении веков. Для проведения такого обряда приглашается священник, который со специальными молитвами окуривает помещения благовониями. Когда нет возможности пригласить священника, допускается окурить квартиру ладаном самостоятельно, соблюдая следующие правила:

  1. Перед окуриванием надо позаботиться, чтобы в помещении обеспечивалось хорошее проветривание, форточки или окна были открыты на протяжении всего каждения.
  2. Каждение начинается с обвода кадильницей периметра входной двери по часовой стрелке, затем входную дверь осеняют тройным крестом.
  3. Помещения дома окуривают по часовой стрелке, уделяя особое внимание углам.
  4. Во время окуривания читается молитва «Отче наш».

Видео

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4902) раз