Как строить отношение с человеком который любит только себя, Иллюзия любви в таких отношениях. Как называют человека, который любит боль? Истоки мазохизма Люди которые любят сами

Все девушки хотят, чтобы о них заботились и их любили. Но есть типы мужчин, которые просто не способны на это. Один из них – это мужчина, влюбленный в себя. Как его распознать и быстро спровадить, расскажет TOPBEAUTY.

Ты можешь, конечно, долго убеждать себя, что "Вася хороший, ну где же я такого найду? К тому же люблю его, а за чувства нужно бороться". Ерунда все это. Вася, может, и хороший, но, если он любит только себя, отношения с ним обречены на провал. Исключение, если ты мазохистка и тебе нравится мучиться в любви, а не получать удовольствие.

Пойми, мужчина, влюбленный в себя, в принципе не способен полюбить кого-то другого. Его мир строится на том, что он солнце, которое всем светит. Ты должна тихо греться в этих лучиках и благодарить, что тебе позволили делать хотя бы это.

Сколько ты даешь человеку в любви, столько и должна получать взамен. В таком случае все будут довольны и счастливы. Если кто-то недополучает, то постоянно чувствует неудовлетворенность, обиду и злость. В условиях, когда человек получает любви сверх меры, он начинает пренебрегать этими чувствами, они ему в тягость, появляется неловкое чувство вины. В случае же с мужчиной-эгоистом много любви никогда не будет: он готов брать и еще раз брать. То, что он не дает взамен, - ничего или очень мало, – он не понимает этого.

Как распознать, что перед тобой мужчина, влюбленный в себя? По очень простым признакам.

  • Он никогда не признает, что был не прав.
  • Такой человек все делает "чужими руками", свои проблемы предпочитает решать не сам, а с помощью других людей.
  • Есть только одно мнение – его и только его. Более того, мужчина-эгоист стремится навязать его окружающим.
  • Мужчина-эгоист капризный и придирчивый, он постоянно выдвигает какие-то требования, но сам не готов идти навстречу.

В ком проблема?

Посмотри на ситуацию со стороны: да, ты умудрилась связаться с мужчиной, влюбленным в себя, но кто же виноват, разве только он? Возможно, ты приложила руку к тому, чтобы создать этого "маленького монстра". Часто женщины опекают своих мужчин настолько сильно, что превращают их в капризных детей. Скорее всего, в детстве у него была мама, которая была готова отдать своему малышу буквально все. Поэтому мужчина-эгоист ведет себя несносно именно с той женщиной, которая его опекает и похожа в этом на его маму.

Многое в поведении взрослых людей тянется еще с детства, так что можно, узнав, какие отношения были у них с матерью. Тогда все встанет на свои места.

Жизнь с эгоистом

Подумай хорошо, готова ли ты положить всю свою жизнь на интересы и стремления другого человека, готова ли забыть про себя и постоянно восхвалять другого? Ведь, отвечая на вопрос, какие девушки нравятся мужчинам-эгоистам, можно сказать одно – покорные и восторгающиеся своим избранником.

Который любит одного себя, невозможно. Он просто не поймет суть твоих претензий, так как для него само собой разумеется, что все внимание направлено только в его сторону. Так что наш тебе совет: даже и не впутывайся во все это, зачем тебе? Обязательно найдется тот, кто будет любить именно тебя. А мужчина, влюбленный в себя, пусть ищет поклонницу и фанатку.

Интересен вопрос, как называется человек не любящий людей и всех ли он ненавидит? Почему такой индивидуум противопоставляет себя социуму? Как называется человек, который не хочет общаться с окружающими?

Подобная ненависть является психической болезнью, боязнью или индивидуальной особенностью вполне здорового человека? Чем вызвано такое отношение к людям? Подобное состояние имеет постоянный характер или временный?

Жизнь человека протекает в социуме, везде и повсюду нас окружают люди. Иначе и быть не может. Замечали, что есть такие личности, которые презирают людей, стараются избегать общества и любого общения. Почему такое поведение для них считается нормой? Как реагировать на таких индивидуумов и в чем глубина этого вопроса?

Как называют человека, который ненавидит людей

Чтобы ответить на вопрос: как называется человек, испытывающий антипатию к людям, необходимо узнать название такого состояния. Нелюдимость, отчуждение от народа, ненависть к другим - все эти понятия объединяет один термин - мизантропия.

Нелюдимого человека называют - мизантроп. Он может испытывать отвращение ко всем без исключения людям, либо иметь узкий круг единомышленников.

Некоторые личности являются мизантропами и это вызвано несколькими причинами:

  • недоверие к людям;
  • превосходство в интеллектуальном развитии;
  • унижения в прошлом;
  • предательство и разочарование в людях;
  • общая депрессия;
  • ненависть к самому себе.

Мизантроп: норма или отклонение

Такое состояние интерпретируется как индивидуальная черта человека, индивидуализм. Человеконенавистничество может обостряться в определенных ситуациях, но в основном мизантроп старается держать себя в рамках.

Можно сказать, антипатию вызывают действия, слабости, ошибки, суждения, которые мизантроп не принимает. Это может касаться как отдельного индивида, так и определенной группы людей. Например: рабочий коллектив, субкультура и т.д.

Если же поступки мизантропа по отношению к человечеству приобретают грубый, жестокий характер, то в этом случае необходимо говорить о мизантропии, как о психическом отклонении.

Подобные личности нуждаются в квалифицированной помощи. Важно вовремя принять меры и бороться с таким состоянием, чтобы не доходить до крайности.

Интересно, что мизантропы активно проявляют себя в творческой деятельности. Возможно, это напрямую связанно с умением проведения глубокого самоанализа, мироощущения себя.

Кстати, известные в истории личности, такие как: царь Соломон, Адольф Гитлер, Джонатан Свифт являлись мизантропами.

Взаимоотношения между людьми всегда строятся на взаимной отдаче. Если человек получает ровно столько, сколько отдает, то такие отношения можно назвать идеальными. Когда человек получает меньше, чем отдает – он испытывает злость, раздражение, обиду; когда человек получает больше, чем отдает - он испытывает вину, неловкость, беспокойство. Так чувствуют люди с нормальной потребностью в любви. Но есть категория людей, которые зависят от необходимости быть любимыми гораздо сильнее, чрезмерно.

Любите только меня

Чрезмерная необходимость в любви подразумевает чрезмерную потребность человека в том, чтобы его любили, признавали, ценили и поддерживали, а также в чрезмерной чувствительности к отказу окружающих, это все выполнять.

Зачем вам солнце если я есть

Люди с чрезмерной потребностью в любви, как правило, не способны понять, что получают больше, чем отдают. Им всегда мало, поэтому, чаще других они испытывают недовольство от отношений, чаще раздражены. Как бы вы не старались, они всегда найдут доказательство недостаточности вашей любви.

Во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, чрезмерная необходимость в любви одного из партнеров будет проявляться в следующих ощущениях: «Это моя жизнь и я сам (сама) решаю, что в ней и как; я хочу получить от нее как можно больше, и ты, если действительно любишь меня, должна (должен) посвятить свою жизнь мне».

Важной особенностью чрезмерной потребности в любви является ее ненасытность, выражающаяся в крайней форме: " Ты должен (должна) любить только меня! ". Мы можем наблюдать это явление во многих браках и любовных отношениях, когда один смотрит на другого, как на свою собственность, пренебрегая атрибутами его независимости.

В таких отношениях всегда присутствует объективно беспочвенная ревность, и представляет собой негативную реакцию одного партнера на желание другого развиваться как личность в полноценном общении с другими людьми: «Я должен быть единственным! Твоя жизнь должна быть посвящена только мне! В моей жизни Я на первом месте! В твоей жизни Я тоже на первом месте! »

Другим выражением навязчивости чрезмерной потребности в любви, является потребность в безусловной любви: " Если ты любишь меня, то должен принимать меня таким (такой) как я есть. Тебя раздражают мои недостатки? Значит, ты меня не любишь! ". Акцент устанавливается на недостаточном проявлении любви, хотя речь могла идти только о том, чтобы выработать новые позитивные привычки, помогающие улучшить взаимоотношения. Такие люди злятся и обижаются даже на малейшие изменения в интонации голоса, если им кажется, что в нем нет теплоты.

Потребность в безусловной любви выражается также в их требовании быть любимыми, ничего не давая взамен: " Любить того, кто отвечает взаимностью просто, но поглядим, сможешь ли ты меня любить, если ничего не получишь взамен ". Даже в собственной сексуальной жизни им может казаться: " Ты любишь меня только потому, что получаешь от меня сексуальное удовлетворение ". Партнер должен доказывать свою настоящую любовь жертвуя своими моральными ценностями, интересами, общением с дорогими ему людьми, репутацией, деньгами, временем и т. д. Любое невыполнение этих требований свидетельствует о недостаточности любви и воспринимается с агрессией.
Другим признаком чрезмерной потребности в любви является крайняя чувствительность к отвержению. Они воспринимают буквально все, любую мелочь, как отвержение и реагируют сильной злостью, раздражением, иногда даже кратковременной ненавистью.

Реакция на реальное и воображаемое отвержение не всегда очевидна. Гораздо чаще она является скрытой. Человек может воспринимать советы как отвержение. Вы уверены, что дали ему реалистичный взгляд на вещи, а он не видит ничего кроме критики и осуждения.

Маловероятно, что с таким человеком удастся построить длительные крепкие отношения, основанные на желании отдавать друг другу тепло. Причина тому - неспособность такой личности любить.
Дать определение любви очень трудно. Самым простым и понятным будет: Любовь – это способность отдавать, ничего не требуя взамен.
В целом, такой человек к этому неспособен из-за тревоги и скрытой или явной враждебности, которая возникает у него с самого детства, вследствие плохого обращения с ним членов семьи или окружающих. В результате, у него вырабатывается привычка относиться к людям с подозрительностью, каждый раз ожидая агрессии в свою сторону. Ему сложно увидеть объективную реальность, понять истинные намерения других, потому что он привыкает думать, что ему хотят причинить зло. А на агрессию, как правило, отвечают агрессией. Виной всему сильно искаженный субъективный взгляд объективной реальности. Такой человек привыкает не отдавать теплоту, а защищаться, усматривая в любых действиях других угрозу. Ему сложно понять истинную мотивацию поступков других и тем более рассмотреть в них дружелюбное отношение к себе.

В результате у него формируется недоверие к людям. Зачастую он становится замкнутым, скрытным.

Конечно же, такой человек не знает, что не умеет любить. Однако, степень осознания этого может быть разной. Один открыто говорит: " Я не верю в любовь, я никогда не любил ". Другой живет иллюзией, что способен на большую любовь, оправдываясь, что не построил крепких отношений, потому что не встретил подходящего человека. Каждый раз, когда его очередные отношения будут подходить к концу, он будет перекладывать вину на партнера за то, что тот так и не смог разбудить в нем истинных чувства. Он будет уверять: "Я отдаю, ничего не требуя взамен ".
На самом деле, у каждого поступка есть два мотива. Один явный, но не правдивый, зато выглядит красиво. Только что о нем шла речь. Другой – истинный, он не так хорош, поэтому его скрывают.
Истинным в данном контексте будет желание получать любовь, а не отдавать.

В жизни таких людей, как правило, бывает много партнеров и отношений, которые не длятся долго.

Когда накал страстей спадает, отношения строятся только на способности каждый день отдавать друг другу теплоту в виде внимания и заботы. Если пара трудится в этом направлении, то отношения развиваются, если нет, то - распадаются. Стараний одного – недостаточно, а второй, как уже было описано, не отдает, а требует постоянных чрезмерных проявлений любви.
Такой человек часто считает себя одиноким. Он чувствует себя таким не потому, что в его жизни нет людей которым он нужен, которые относятся к нему с теплотой, а потому, что он привык так видеть, ведь он никого к себе не «подпускает» и никому не доверяет. Это его искаженный взгляд. Он не может благодарить людей за их дружелюбное отношение, ведь благодарить – это тоже значит отдавать. Вместо этого он концентрируется на тех моментах, которые, как ему кажется, говорят о неприязни к нему, и сразу реагирует подозрительностью или агрессией.

Говорят, что мудрость – это когда человек способен понимать другого; способность понимать самого себя – это просветление.

Если человек нуждающийся в чрезмерном проявлении любви к себе пойдет по пути просветления, то на каком-то этапе он познает мудрость: научившись понимать себя, он научится понимать других. Он сможет изменить себя и увидеть как вокруг него изменится мир. Он сможет стать счастливым и дать это счастье другому. Ведь счастье – это когда тебя понимают.

К сожалению, далеко не все представители сильного пола являются такими, какими их воспитывают родители , или хотят видеть любимые девушки и жены. Тут многое зависит от индивидуальных качеств и целей, которые преследует конкретный мужчина.

Каждый человек хочет, чтоб его любили, но у каждого степень этой любви абсолютно разная. Так, например, существуют эгоисты, которые нуждаются в постоянном проявлении любви и восхищении ими. Если вы не будете соответствовать их желаниям, они будут в депрессии и начнут поиски другого "фаната". Встречаются такие самовлюбленные не только женщины, но и мужчины. Но что делать, если вы всего уже влюбились? Как воспитать в нем уважение не только к нему самому, но и к вам? Имеют ли смысл такие ? Об этом вы узнаете в данной статье.

Почему мужчина любит только себя?

Наверняка вам интересно узнать, почему ваш мужчина любит только себя, а вы для него являетесь вторым планом. Тут все достаточно просто: либо ему мало внимания уделяли в детстве родители, либо чрезмерно много, поэтому он привык к такому отношению. Тут уже от вас зависит: готовы ли вы посвятить ему свою жизнь или нет. Он постоянно будет нуждаться в вашем одобрении, любви и внимании, а если вы устанете и захотите сделать перерыв, разочаруется в вас и может даже разорвать отношения.

Обычно люди испытывают некое неудобство , если кто-то слишком много помогает им, любит их или услуживает, но с человеком, который любит только себя, такое не случается. Такой мужчина будет принимать всё так, как так оно и должно быть. Иногда представители сильного пола таким образом маскируют свои комплексы, ведь мало у кого возникнут сомнения в его самооценке, если он постоянно будет говорить о своих достоинствах.

Имеют ли смысл отношения с мужчиной который любит только себя?

Имеют, в том случае, если вы хотите завести легкую интрижку и испытать новые эмоции. Не более того. , который любит только себя, с одной женщиной надолго отношения не завязывает. Иногда он может думать о том, почему отношения разрушились, но понять и принять свои ошибки он не может.

Проблема в том, что он привык жить только для себя , а если вы хотите создать крепкую пару, необходимо будет потрудиться обоим ее участникам. Если стараться будете только вы, то ничего хорошего из этого не выйдет, рано или поздно вам уже будет всё равно. Если же вы изначально нацелены на долгие серьезные отношения, такой мужчина вам не подходит, поэтому лучше вообще не делать не него ставки. Он может быть галантным джентльменом, обходительным романтиком или влюбленным мальчиком, но все эти качества он развил в себе только для того, чтоб получить то, чтоб нужно ему.


Как сделать так, чтоб мужчина любил не только себя, но и вас?

1. Вызовите в мужчине уважение к вам . Уважать человека можно только в том случае, если у него есть собственное мнение, точка зрения и он независимый. Никто не говорит вам, что вы должны становиться такой же как и он, но научить его уважать вас стоит. Например, если вы хотите пойти на премьеру определенного фильма, то сообщите ему об этом и предложите пойти с вами, если же он не согласиться, скажите, что идете с подругой. Так он поймет, что он не самый главный на всей планете, и что у вас могут быть свои желания.

2. Перестаньте тратить на мужчину все свое свободное время . Мужчина этого не оценит, даже если у него не завышенная самооценка. Сначала может он и будет довольным, но вскоре это станет обыденностью, а ваши старания будут напрасны. Просто найдите себе хобби по душе, познакомьтесь с новыми людьми и научитесь строить свои планы в соответствии не только с его желаниями, но и с вашими. Например, запишитесь в клуб флористов или визажистов и посещайте занятия и семинары. Если он постарается составить вам график дня, упомяните, что сегодня у вас дела, а уже после вы сможете посвятить ему свое время. Встречайтесь с подругами, пообщайтесь с близкими и родными, и тогда он поймет, что вы тоже личность.

3. Открыто выражайте свое мнение своему мужчине . Многие девушки и женщины настолько сильно переживают о том, чтоб угодить любимому, что забывают о себе. Поэтому чаще говорите вслух то, что хотите. Это может быть информация о подарке, который вы хотите получить или упрек, который вы давно боитесь ему преподнести. Самое главное в данной ситуации - ваше умение грамотно и четко донести ему свое мнение и свою позицию. Настаивайте на своих желаниях, спорьте и приводите аргументы. Он должен убедиться, что вы умная самодостаточная женщина, которая может составить ему сильно конкуренцию, а не вечно быть прислугой или помощником.

4. Отвечайте мужчине взаимностью . На время перестаньте делать ему комплименты и угождать во всем, чтоб он почувствовал разницу. Как только он сделает первые успехи посчитаться с вашим мнением, ответьте ему взаимностью. Например, если он принял то, что сегодня вы идете развлекаться с подругами, то завтра вы проведете время вместе, а план сможет составить он.

И ставит себя на первое место

Перед остальными людьми

А под ним - еще один постер с провокационным вопросом:

И что с того?

Я и тебе задам этот вопрос: и что? Разве плохо предпочитать себя остальным, отдавать первостепен­ное значение своим желаниям, ставить свои потреб­ности выше чужих? Хотя бы иногда?

Я удивляюсь, когда замечаю, что людей злит эта тема. Все знают, мои слова верны, но все равно начи­нают со мной яростно спорить, так как полученное воспитание твердит им, что это неприемлемо. Ну и как же поступать тогда? Разве я должен отдавать предпоч­тение их точке зрения? Неужели кто-то верит, будто в первую очередь я должен позаботиться о нуждах дру­гих и лишь потом - о своих? Это совершенно нелепо. Надо признать, существуют по крайней мере две раз­новидности эгоизма. Здравый эгоизм, такой, который встречается у здравомыслящих людей, и патологиче­ский эгоизм, случающийся у крохоборов, манипулято­ров, авторитаристов и обиженных.

Возьмем мои взаимоотношения с женой, важней­шим человеком в моей жизни. Должен ли я любить ее больше, чем себя? Подумай. Во-первых, спросим: а по­чему я с ней? Почему мы живем вместе? Я знаю, как наши отношения важны для меня, насколько поддержи­вает меня ее любовь. Но я не готов сказать, будто то же самое происходит и с ней. Я с женой не для того, чтобы сделать ей одолжение. Я с ней ради себя - и в любом случае я надеюсь, что ее мотивы аналогичны.

Быть с другим человеком ради него самого - зна­чит жертвовать в хорошем смысле слова, отказываться от себя. Меня раздражает и возмущает, когда люди ме­лют что-то типа: «Я делаю это только ради тебя».

Знаешь, что на самом деле совершает человек, ко­торый так говорит? Он как бы записывает в блокнотик подробности этого события, дабы потом выставить тебе счет: «10 октября 1998 года мне пришлось сделать для тебя вот это, а значит... за тобой должок». А «дол­жок» означает: «В следующий раз, когда я пойду куда- то, ты должна будешь сопровождать меня, даже если не захочешь, так как я ходил с тобой 10 октября».

И это не шутка. Играя в такие игры, надо быть наче­ку. Я считаю, человек должен научиться жить, исполь­зуя самооценку и эгоизм, под которым подразумевает­ся предпочтение собственных интересов.

А какое место тут отводится взаимовыруч­ке? Ты же не будешь отрицать, что взаимовыручка тоже валена.

Да, я этого не отрицаю. В первую очередь пото­му, что понятие взаимовыручки не так далеко от эго­изма, как кажется. В жизни человека есть два этапа, которые мы условно назовем взаимовыручка-туда и взаимовыручка-обратно . Чтобы дойти до обратно­го этапа, нужно много пережить, приобрести опреде­ленный опыт, раскрыть какие-то секреты. На самом деле человек точно не знает, находится ли он уже на обратном пути, но он получает подсказки, позволяю­щие ему следовать дальше.

Как говорит священник Мамерто Менапасе, жи­вущий в аргентинском городе Кордоба, если восем­надцатилетний утверждает, что он уже «на обратном пути», это значит, он «недалеко еще ушел...». Я всегда улыбаюсь, когда вспоминаю эти слова, и я рад, что ты тоже улыбаешься. На самом деле лишь спустя некото­рое время после разворота ты осознаешь, что это произошло. Но надо также, чтобы это открытие сделали и твои близкие.

Если я нахожусь на первой половине пути, при этом я хорошо воспитанный и более-менее умственно здо­ровый человек, то я должен помогать людям. Почему я так считаю? Вот несколько доводов моей правоты.

Потому что я сам могу оказаться в беде.

Потому что, когда мне будет плохо, другой человек подумает обо мне и поможет мне.

Потому что я чувствую вину, если не помогаю дру­гому человеку.

Потому что этому меня научили родители.

Потому что опасаюсь, что Бог или жизнь меня на­кажут, если я этого не сделаю.

Потому что мне все вернется вдвойне...

Это некоторые из причин, которыми руководствует­ся идущий туда. И из нашего определения ясно, что это эгоистические причины. Ведь очевидно, этот человек в первую очередь заботится о себе. Здесь не заметно при­знаков альтруизма. Ты ведь говорила, что эгоизм и аль­труизм - антонимы, да? На самом деле альтруизм, как мы теперь знаем, - это предпочтение интересов друго­го человека собственным. В целом это чудесно, но, если бы человек проявлял альтруизм постоянно, я бы счел его нездоровым. Ведь, чтобы сопереживать окружающим, альтруистом быть не обязательно, по крайней мере, это верно для взрослых людей со здоровой психикой.

В какой-то момент человек начинает осознавать свое место в мире и разворачивается. Он вступает на обратный путь, как и все мифические герои. После этого с ним происходит одна из самых удивительных трансформаций, какая только может произойти с че­ловеком. Он открывает для себя радость, которую получаешь, когда делаешь что-то для кого-то, кого любишь или кого даже не знаешь.

Это случилось со мной не так уж и давно, и лишь после я начал понимать истинную ценность помощи и важность эгоизма. И с тех пор я говорю: «Я эгоист, я большой эгоист, и, поскольку мне доставляет удоволь­ствие помогать другим, я буду это делать, так как я хочу это делать, потому что меня это радует. Я это делаю для себя, а не для тебя, поэтому ты мне ничего не должен».

Однажды мне сказали, что в языке гавайцев куда меньше слов, чем в нашем. Слово, которым выражают благодарность, «махал» («majal» или «mahalo»), означа­ет «я тебе очень признателен». Больше всего меня уди­вило, что в ответ на такую благодарность они вместо «не за что» тоже говорят «махал».

Если мы согласимся, будто язык, на котором мы говорим, многое рассказывает о своих носителях, мы оценим мудрость гавайцев, которые благодарят чело­века за то, что он разрешил себе помочь. Они наслаж­даются самой возможностью помочь другим. Таким образом, обмен фразами «Махал!» - «Махал!» означа­ет: «Спасибо за помощь!» - «Спасибо за возможность тебе помочь!»

Когда один человек помогает другому, в конечном итоге выигрывают оба.

Идея, что человек, помогая кому-то, должен заранее подсчитать свои потери, и порождает модную ныне концепцию, по которой добиться чего-то или оказать помощь можно, лишь принеся себя в жертву.

Любовь, альтруистическая или эгоистическая, - это другое дело. Любовь в моем понимании заключа­ется не в постоянных жертвах, как раз наоборот. Сле­дует научиться отмечать, что мы в течение дня делаем с любовью, что мы делаем для другого из эгоистических побуждений.

Зрелая любовь, по-моему, основывается на том, что человек, заботящийся о своих интересах, наслаждает­ся, поддерживая во всем любимого человека, при этом не обязывая его ничем.

Итак, в твоей жизни нет никого важнее тебя. Кто- то может возразить: «Но, доктор... а как же доброде­тель? Как же все социальные доктрины, христианская церковь, иудаизм, ислам, которые кричат нам со всех сторон: “Возлюби ближнего своего”? Как же этот по­сыл, объединяющий большинство мировых религий?» Все это замечательно - такая гипотетическая идеаль­ная любовь. Но обрати внимание. Говорят: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», но не «больше, чем самого себя». Правильно? И знаешь, почему говорят именно так? Потому что в повседневной жизни, в ре­альности, полюбить ближнего так же, как себя, - это максимум, чего можно ждать от человека. Таким обра­зом, коэффициент меры идеальной любви - это спо­собность любить себя. И лишь потом - умение лю­бить окружающих, как самого себя.

И снова мы возвращаемся к твоим словам - о том, что эгоист думает, будто весь мир вращается вокруг него. Эгоист, как ты недавно уверяла, - это эгоцен­трик... И, хоть это мне и не нравится, я вынужден со­гласиться с тобой! Едва ли не больше всего на свете я не люблю, когда в каком-то глобальном споре я вдруг с чем-то согласен... Я предпочитаю дискутировать, в лучшем смысле этого слова, ты меня понимаешь...

- Какой ты нехороший человек.

Важно отличать эгоцентризм и нарциссизм. Эго­центрик чувствует себя центром вселенной. И, честно говоря, я не считаю это недостатком. Ведь человек дей­ствительно ЯВЛЯЕТСЯ центром вселенной. Какой все­ленной? Той, какую он населяет, ЕГО вселенной. Давай так центром вселенной всех вещей, которые я люблю и знаю, являюсь я, центром вселенной ТВОИХ вещей являешься ТЫ.

Каждый из нас является центром своей вселенной, и все, что делается вокруг, происходит обязательно благодаря ему.

Нарциссизм - это другое. Это уверенность, будто ты являешься центром вселенной всех остальных людей. В этом-то и сложность. Ненормально быть нарциссом, а не эгоцентриком. Одно дело - считать себя центром вселенной и осознавать, что моя консьержка - центр собственной вселенной, что мой друг Пепе - центр вселенной, где живет Пепе, и совсем другое дело - считать себя центром миров, где живут все эти люди.

Я не приемлю нарциссизм и тщеславие, впрочем, как и стремление уничижать себя, позволяя окружаю­щим думать, будто они являются центром моей жизни.

Если бы я, например, сделал центром своей вселен­ной моего друга Хосе, то независимо от того, как дале­ко я от него находился, я все равно вращался бы вокруг него. Если бы основой моего существования являлись деньги, вся моя жизнь крутилась бы вокруг денег. То же самое с властью, сексом и славой. Единственный спо­соб избежать подобной зависимости - это стать цен­тром своей собственной жизни, собственной вселен­ной.

Позволь рассказать тебе одну из самых восхити­тельных и волнующих историй о любви, которую я слышал. Ее написал североамериканский писатель О. Генри, это его переложение старинной швейцар­ской новогодней сказки.

В этой истории рассказывается о прекрасной молодой паре. Они жили в небольшом городке, расположенном у подножия крутой горы. Он был высоким, статным и мус­кулистым, что не удивительно, ведь с ранней юности он занимался рубкой леса. Она могла похвастаться длинны­ми белокурыми волосами, а ее восхитительные голубые глаза лучились добротой и искренностью.

Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Родные и соседи помогли им с небольшой хижиной, в которой мо­лодые зажили вместе, наслаждаясь любовью и счастьем.

Подходил день первой годовщины их свадьбы, и моло­дая жена решила сделать мужу подарок, который показал бы ему всю глубину ее любви. Она задумалась... Новый топор напомнил бы ему о работе; искусно связанный сви­тер понравился бы мужу, но она часто вязала ему и без всякого повода; вкусная еда тоже не казалась значимым подарком...

Женщина решила купить что-нибудь, но тех скромных средств, которые она сэкономила за последние несколько недель, не хватало ни на что достойное.

Проходя мимо ювелирной лавки, она заметила в вит­рине красивую золотую цепь.

Ее муж обладал единственной по-настоящему ценной вещью - золотыми часами, которые подарила ему пе­ред смертью бабушка. Он очень дорожил этими часами: хранил их в замшевом чехле, каждый вечер доставал их, нежно протирал, заводил немножко, слушал их тиканье, пока завод не кончался, снова протирал и убирал обратно в чехол.

Женщина подумала: «Эта цепочка так хорошо подо­шла бы к его часам». Она зашла в лавку и спросила цену, но, услышав ответ, опечалилась. Цепь стоила куда боль­ше, чем она могла предложить, ей не удалось бы скопить таких денег и за три года. Но она не могла столько ждать.

Грустная, задумавшись, где бы взять денег на подарок, брела молодая женщина по улице и вдруг на стене единственной в городке парикмахерской увидела объявление: «Покупаем волосы». Она немедленно направилась туда.

Денег, которые она могла получить, хватило бы не только на цепочку для часов, но и на футляр для них. Она пообещала парикмахеру вернуться через три дня, чтобы отрезать волосы.

В утро годовщины супруги обнялись чуть крепче обыч­ного. Потом он пошел на работу, а она - в город.

Коротко отрезав волосы и получив за них деньги, мо­лодая женщина отправилась в ювелирную лавку, где ку­пила цепочку и деревянный футляр. Вернувшись домой, она приготовила ужин и стала ждать мужа. Голову она прикрыла косынкой, так как не хотела, чтобы он сразу за­метил перемены в ее облике, ведь он так любил ее косы.

Когда муж пришел домой, они крепко обнялись и сказа­ли, как сильно любят друг друга. Потом она достала из-под стопа деревянную шкатулку с золотой цепочкой для его ча­сов. А он вытащил коробку, в которой принес свой подарок.

В этой коробке лежали два великолепных гребня для во­лос, которые он купил... продав бабушкины золотые часы.

Любовь измеряется не только готовностью пожерт­вовать собой ради другого, но и просто умением на­слаждаться его существованием.

Лучшее, что я могу сделать для любимого челове­ка, - это помочь испытать одну из самых больших ра­достей жизни: радость встречи.

- Мы встретимся еще?

Встретимся.

- Может, завтра?

Давай завтра.

- Тогда целую, до завтра . Я возьму с собой твои схемы?

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

- Я принесла блокнот и карандаш. И для тебя тоже взяла. Начнем?

- Я хочу поговорить о страхе.

Только о страхе?

Это очень интересная тема. Сложность заключает­ся в том, что тема обширная. Мне придется постараться быть не слишком поверхностным, чтобы в итоге не по­лучилось, будто я ничего не сказал, но и не углубляться настолько, что ты не сможешь ничего понять. Со мной так часто бывает - я пытаюсь что-то объяснить, ис­пользуя специальные термины, а потом и сам зачастую не могу понять, что хотел сказать. Да-да, не смейся.

Я попробую быть кратким. Во-первых, потому, что, повторяю, тема довольно обширная. Во-вторых, бе­седа заинтересует тебя, если я стану отвечать на твои вопросы. И третья и последняя причина заключает­ся в одной фразе, которая произвела на меня силь­ное впечатление и заставила заново обдумать мою писательскую работу. Вот эта фраза: «Когда говоришь мало, некоторые могут подумать, что ты идиот. Но это лучше, чем говорить много - и ни у кого не оставить в этом никаких сомнений». Да, звучит интересно, но я не знаю, стоит ли тебе ее записывать.

В моей первой книге «Письма Клаудии» я отважился объяснить, кто такой невротик, повседневными слова­ми. Следуя положениям гештальттерапии, я писал, что невротик - это незрелый человек, который не может полностью наслаждаться жизнью, не живет настоя­щим, а только мешает сам себе жить.

- Я хочу задать вопрос, он немного отвлечет нас от темы, но мне будет полезно это узнать. Как ведет себя невротик в повседневной жизни? Каков он?

Как его распознать?

- Ну ладно… Как распознать невротика?

Я бы выделил три стандартных признака: плохое настроение, жалобы и обиды, а также страх.

Все мы знаем, что человек не может быть счастлив, если не является самим собой. Мы понимаем: на под­держание заданного образа уходит много сил. Но мы все равно продолжаем играть эти роли. Мы страдаем от недостатка эмоциональных контактов, но ограни­чиваемся тем, что смотрим на своих любимых издале­ка. Мы раскаиваемся и досадуем, когда понимаем: что- то внутри нас не дает нам наслаждаться жизнью...

- Ты хочешь сказать, будто человек, часто бываю­щий в плохом настроении, жалующийся на неудачи и испытывающий страх, - невротик?

У меня сразу возникают два ответа: и да, и нет. Нет - так как все дело в степени: если плохое настрое­ние, жалобы и страх - это норма, если они заполня­ют всю твою жизнь, то тогда это болезнь, патология. А да - потому что все это в конечном итоге является выражением степени невроза конкретного человека, а невроз в какой-то мере есть у всех.

- Это значит, у совершенно здорового человека никогда не бывает плохого настроения?

У совершенно здорового? Никогда.

- И он никогда не жалуется?

Никогда.

- И не боится…

Мы сейчас дадим определение страху, и в таком смысле здоровый человек его действительно не испы­тывает. Не злись, выслушай лучше мои доводы до кон­ца, и тогда, возможно, ты со мной согласишься.

Один очевидный вопрос преследует людей с само­го начала зарождения цивилизации; и философов, и психологов, и социологов - с самого момента по­явления наук, изучающих человеческое существо. По­чему мы не перестаем быть невротиками? Или, други­ми словами, что мешает нам быть теми, кто мы есть на самом деле?

Ответ: в основном - страх. Вторая причина - определенные привычки, вызванные скованностью перед страхами, собственными или чужими.

- Не понимаю. Какая скованность? Это причи­на или следствие?

И то и другое. Страх - это и причина, и след­ствие невротического поведения и до какой-то степе­ни - его определение, поскольку страх ограничивает и сдерживает, уменьшает и искажает.

- Я не собиралась говорить о каких-то кон­кретных страхах. Я просто хочу понять: что зна­чит бояться чего-то и как я могу, то есть как мы можем справиться со страхом?

Хорошо. Для начала скажем, что все мы когда- либо испытывали, испытываем и будем испытывать страх. Любой страх. И тот, который называем просто страхом, и тот, который мы без разбору величаем боязнью, испугом, кошмаром, фобией или паникой, все эти слова, в сущности, означают разные вещи.

Также стоит добавить сюда страхи, которые мы испытываем, но не можем называть их ни одним из пе­речисленных слов. Обычно мы скрываем эти страхи за эвфемическими выражениями, пытаясь хоть как-то обуздать их.

Вот список эмоций, за которыми в реальности за­частую таится страх.

Антипатия

Благоговение

Брезгливость

Мнительность

Недоверчивость

Ненависть

Неприязнь

Неприятные воспоминания

Неудобство

Неудовольствие

Омерзение

Осмотрительность

Осторожность

Отвращение

Отторжение

Покорность

Противодействие

Раздражение

Поразмысли над следующими фразами:

«Я боюсь моря? Нет. Я просто осторожна».

«Тараканы? Нет, я их не боюсь. Я испытываю к ним омерзение».

«..Я немного робею».

«Я не летаю на самолетах. Это так неудобно, к тому же с ними у меня связаны неприятные воспоминания».

«Я не хочу встречаться с этим типом. Он неприя­тен».

Все эти фразы и слова выражают страх той или иной степени. Прочитав их, я думаю, ты согласишься, что в целом мы куда более боязливы, чем готовы при­знать.

- По твоим словам, все это - выражение на­ших неврозов…

Здоровый человек, абсолютно здоровый (то есть несуществующая теоретическая модель), пугается пе­ред лицом опасности, запоминает ее, но его последую­щее поведение не обуславливается страхом.

- Мне кажется, это всего лишь игра слов. Разве испугаться и бояться - не одно и то же?

Ты уже второй раз обвиняешь меня в мани­пулировании словами. Я и сам иногда спрашиваю себя, не являются ли все мои рассуждения, в неко­торой мере провокационные, об эгоизме, чувстве вины и любви в конечном счете всего лишь игрой слов? Кто знает. Мне нравится слово «играть». Когда играют дети, они интенсивно переживают проис­ходящее. Вообрази ситуацию: ребенок, играющий в компьютерную игру, почти не замечает ничего во­круг. К нему подходит другой ребенок и спрашивает: «Ты кто?» Первый отвечает, продолжая играть: «Я блондин со шпагой, я должен дойти до замка...» Он играет, он полностью погружен в ситуацию, разво­рачивающуюся на экране. Мне нравится! Давай по­грузимся в эту игру слов и посмотрим, чему мы мо­жем научиться в процессе.

Во-первых, то, что мы называем страхом, включает в себя многочисленные понятия, в том числе и непо­средственно страх. Вот список.

Боязнь
Испуг
Опасение
Кошмар
Страхи Паника
Страх (непосредственно)
Ужас
Фобия

Я начну отвечать на твой вопрос с попытки отде­лить испуг от всего остального.

В отличие от страха, испуг относится к конкретно­му событию, он появляется одновременно с этим со­бытием; то есть по определению это реакция на ситуа­цию в настоящем.

Если человек просто сидит и спокойно читает газе­ту, и вдруг вместо того, чтобы позвонить в звонок, кто- то вышибает дверь и врывается к нему в дом, то любой подскочит от испуга - и ты, и я.

Испуг - естественная и абсолютно здоровая реак­ция, возникающая в момент конкретной и объектив­ной опасности. Опасность эта вполне может оказаться безвреднее, чем показалось сначала, но мы реагируем так, как будто она серьезна.

Испуг можно определить как физическую, так и психическую реакцию, возникающую в ситуации опасности.

Но вот тебе другой пример. Если бы в ситуации, аналогичной предыдущей, в комнату ворвался лев, я бы испугался. Ведь сама фигура льва ассоциируется с опасностью, даже если это дрессированный лев, ко­торый не собирается меня съесть.

Это испуг, а не страх.

Если я расскажу об испугавшем меня случае друго­му человеку, он меня поймет, хотя сам не испугается, так как причина угрозы в целом ясна.

А страх? Продолжу развивать предыдущий пример. Приходит дрессировщик и забирает льва. Я вижу, как льва ведут в зоологический центр, и понимаю, что он покинул здание, но через пять минут или на следую­щий день, без всякого стимула, за исключением соб­ственных воспоминаний, я вдруг начинаю думать, что лев может появиться снова. Я начинаю испытывать страх от собственных мыслей, у меня появляется тре­вожная реакция, но льва-то нет, поэтому речь здесь идет не об испуге, а о страхе.

- Моя мать постоянно повторяла одну фразу, и я тоже часто ее произношу: «Страх не глуп». Ра­зумеется, послушав тебя, я начинаю думать, что не глуп испуг. Страх бывает все же глуповат, осо­бенно когда появляется ни с того ни с сего. Я имею в виду твой пример со львом.

Иногда ты очень хорошо говоришь. Человек может предугадывать надвигающуюся опасность бла­годаря своему предыдущему опыту. В таких случаях страх защищает и является проявлением мудрости. Хочу выделить общее правило, как отличить испуг от страха: первое является реакцией на воспринимаемое событие, а второе - на воображаемое. Смотри, я пишу:

Воспринимаемая ситуация ----- испуг

Воображаемая ситуация ----- страх

Воображение вызывает страх, как восприятие вы­зывает испуг. Хотя, разумеется, существуют страхи, обоснованные реальностью, как и испуг иногда бы­вает порожден воображением. Например, я что-то вижу, воображаю себе развитие ситуации и пугаюсь выдуманного. Позже мы узнаем, как называется этот тип страха, это особенный страх, и у него особое на­звание.

- А если я воображу, что испугалась, у меня поя­вится страх?

Страх и испуг не воображают, их чувствуют, человек пугается или боится. Обе эти эмоции - на­стоящие, они вызваны реальным или воображаемым событием.

Во время испуга органы восприятия могут подавать адекватные или неадекватные сигналы. То есть ситуа­ция может быть реальной и по-настоящему опасной (адекватная информация), но одновременно то, в чем человек увидел угрозу, может быть абсолютно безо­пасным либо не существовать вообще (неадекватная информация). Такое происходит, когда сознание че­ловека изменилось, например, под воздействием нар­котиков или при высокой температуре.

- А что случается с человеком, находящимся в бреду или страдающим тяжелой душевной болез­нью, например паранойей (если я правильно употребляю названия) или шизофренией?

Человек довольно долго может жить, пугаясь событий, не существующих ни для кого другого, но абсолютно реальных для него. Такие явления называются галлюцинациями. Например, параноидаль­ный шизофреник, считающий, будто его пресле­дуют, на самом деле видит преследователей. Когда наблюдаешь за мучениями человека в такой ситуа­ции, не думаешь, страх это или испуг. Хотя для пси­хиатрии это фундаментальный вопрос. Казалось бы, это страх, так как чувства пациента вызваны его воображением. Но в то же время это испуг, потому что восприятие у него нарушено, и он боится происходящего по-настоящему, хотя кроме него никто этого не видит. Бедняга пугается того, что считает реальным. Если я вдруг стану слышать голос, твердящий не переставая: «Рис с молоком», я, разуме­ется, тоже испугаюсь. Голос больше никто не будет слышать, но я-то стану считать его реальным и нач­ну соответственно реагировать. То же самое проис­ходит с теми, кто слышит голоса, угрожающие им и оскорбляющие их.

- Я начинаю думать, что испытывать испуг - это хорошо.

Я сказал бы, что тревожная реакция - это здо­ровое явление. Почему? Такая реакция позволяет нам предотвратить опасность, будь она реальной или вы­мышленной.

Если бы я не испытывал испуга, то в некоторых опасных ситуациях не смог бы защититься. Потреб­ность убежать из дома, когда начнется пожар, - это нормальная защитная реакция, хоть и основана она на испуге.

- Но пугаться все время плохо. Где находится грань?

Я поставлю вопрос по-другому. Когда умение пу­гаться превращается в проблему? Когда она становит­ся симптомом болезни? Я отвечу: ситуация может стать фатальной, когда наше восприятие информирует нас об опасности, которой нет. Могу повторить прекрас­ную и ужасную фразу своего учителя Карлоса Маркеса о том, что пациент начинает воспринимать все безо­пасное как опасное, все обычное как нечто странное, все безвредное как вредоносное...

- Мне кажется, мы залезли слишком глубоко… Насколько опасны искажения восприятия?

Одна из проблем, связанных с патологическим страхом, заключается в том, что организм непроиз­вольно вырабатывает адреналин, химические соединения начинают циркулировать в крови, и в результа­те это приводит к интоксикации. Я говорю не только о психологическом вреде, но и о физическом воздей­ствии этих веществ на организм. Подобная интокси­кация не возникает, когда человек, например, подска­кивает от внезапного шума или пугается пробегающей мимо собаки. Это бывает только у людей, постоянно ощущающих угрозу со всех сторон, у которых реаль­ный испуг приправлен постоянным страхом.

- Это фобия?

Не совсем, фобия - это нечто другое. Одно дело, если я увижу трещину в стене и отойду, подумав: «А вдруг упадет?» - хотя нет никаких признаков, что она собирается падать. И другое дело, когда, увидев стену, я начинаю думать, будто она может треснуть, или вообще стараюсь не заходить в помещения из-за страха, что стены могут рухнуть.

- А если опасность, реальная внешняя опас­ность, продолжается в течение какого-то време­ни?

Возможны два варианта. Первый - тревожная реакция человека будет длиться довольно долго, тог­да его организм ждет интоксикация, о которой я уже говорил. Второй вариант - эта реакция прекратится, поскольку органы, вырабатывающие адреналин и тому подобные вещества, устанут. Почти все мы способны научиться жить в условиях постоянной опасности, хотя со временем все равно непременно ощущаем по­следствия этого.

Рассмотрим один неприятный пример, но он очень хорошо подходит к нашей теме. Теракт 11 сен­тября. Это событие сильно запугало весь западный мир. Сложилась реальная и конкретная ситуация: тер­рористическая атака, произошедшая в Нью-Йорке, стала причиной страданий и гибели людей. Послед­ствия катастрофы люди переживали в течение меся­цев... Произносились траурные речи, публиковались статьи в газетах, кадры горящих зданий постоянно показывали по телевизору... Что случилось потом? Опасность исчезла? Террористы прекратили суще­ствовать? Разумеется, нет, но тем не менее напряжен­ность ситуации пошла на спад. Огромная опасность заключается в том, что террористы, которым о стра­хах людей известно так же хорошо, как и нам, или даже лучше, опять могут попытаться возродить пережитый ужас с помощью новых угроз и атак, когда по­чувствуют, что общество расслабилось. Или еще один пример, не менее драматичный. Когда мы впервые видим изображения голодающих детей в Африке или Латинской Америке, когда нам показывают ужасы, творившиеся в ходе войны в Ираке, страдания людей, переживших цунами или ураган, все мы испытываем шок. Что происходит дальше? Мы каким-то образом свыкаемся с тем, что такое происходило или происходит сейчас. Я бы сказал, как это ни печально, но мы учимся с этим жить.

Но оставим мировые проблемы. Возьмем, напри­мер, женщину, муж которой - алкоголик, избиваю­щий ее. Когда этот тип в первый раз приходит пьяным и бьет ее, она пугается, у нее начинается паника и т. д. На второй и третий раз происходит то же самое. Но потом, если женщина не уйдет из дома, она начнет привыкать к такой жизни.

- Я знаю один пример. Моя тетя Лоли однажды вечерам зашла к соседке и застала ее мужа пьяным в стельку. Он был весьма агрессивен и явно не контролировал себя. Соседка затолкнула его в ком­нату и закрыла за ним дверь. Моя тетя жеста­ми показала, что собирается уходить, но соседка сказала: «Не волнуйся… Ничего не случится! Много шума из ничего! Я уже этого подонка не боюсь!»

Именно так. Вот еще один пример. Представь себе очень нервного человека. Когда он не может до­биться того, чего хочет, он грозится убить себя. Тех, кто его любит или воспринимает его угрозы всерьез, охватывает настоящий ужас. Они испугаются в пер­вый раз, во второй, третий, четвертый. А что будет на пятый раз?

- В пятый раз они перестанут опасаться за его жизнь. Ведь человек, который постоянно угрожает покончить с собой, никогда этого не сделает.

Не стоит быть настолько уверенной в этом. По­добная ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Когда манипулятор замечает, что его угрозы ни на кого не действуют, он удваивает ставки и начинает совер­шать попытки самоубийства, с каждым разом все бо­лее и более серьезные, стараясь держать окружающих в постоянном страхе. Кто-то может думать, будто это всего лишь способ привлечь внимание, и возможно, так оно и есть, но иногда человек переходит границу и по- настоящему умирает. Без шуток.

Возвращаясь к теме. Страх с течением времени иссякает, как и любые другие эмоции. Когда уходит страх, появляются вызванные им защитные механиз­мы. Наше счастье, что существуют эти механизмы, которые позволяют нам продолжать жить в таких си­туациях и переживать их. Ни один человек не может жить в ситуации опасности вечно, сохраняя острую эмоциональную реакцию на нее. Так же как никто не может долго испытывать безумную любовь (хотя такая агония, разумеется, куда приятнее).

- А если и опасность не исчезает, и человек не привыкает к ней?

Если напряжение не спадает, возможны два ва­рианта развития событий. Человек надрывается, что ставит его в опасное для него самого положение, воз­никает, например, безумие или тяжелая депрессия. Либо, что случается чаще, развиваются специальные механизмы, позволяющие поддерживать напряжение в течение длительного времени. То есть, если возраст человека не располагает к умопомешательству, посто­янная жизнь в условиях опасности неизбежно приводит к состоянию, называемому стрессом. В книгах по психиатрии понятие стресса возникло после описа­ния «военного невроза», так как он впервые наблюдал­ся у солдат, пребывающих в постоянном напряжении, испытываемом в ходе сражений.

- А что такое стресс , который популярен сей­час?

Этот популярный стресс, как ты его называешь (хотя на самом деле это дистресс, который следует отличать от здоровой реакции организма, называе­мой эвстрессом), - это состояние полной истощен­ности механизмов адаптации и контроля над опас­ностью, в котором организм уже не может подавать сигналы тревоги, и человек «ломается». Он испыты­вает крах, чувствует, что ничего не способен сделать, у него ни на что не осталось сил, и погружается в пси­хическую и физическую прострацию, выход из кото­рой довольно труден и занимает много времени. Если угрожающая или вызывающая напряжение ситуация длится долго, у человека могут появляться определен­ные психические отклонения, а также измениться его поведение.

Расскажу анекдот, чтобы тебя повеселить немного...

Около семи утра женщина заходит в спальню к своему сыну и начинает будить его.

Он сонно протестует:

- Мама, не хочу иди в школу, не хочу...

- Сынок, но ты не можешь остаться дома, - уговари­вает она.

- Но я не хочу, - повторяет он, - не хочу. Пожалуй­ста, разреши мне остаться. Мама, я боюсь. Я очень боюсь туда идти.

- В чем дело, сынок? Почему ты так упрямишься?

- В школе дети кидаются в меня мелом, таскают у ме­ня вещи со стола, - хнычет он. - И учителя ко мне плохо относятся... Они насмехаются надо мной... Мамочка, я не хочу туда идти... Позволь мне остаться дома... Пожалуй­ста...

- Сынок, послушай, - говорит она твердо. - Ты должен пойти, этому есть целых четыре причины. Во- первых, ты должен побороть свой страх. Во-вторых, надо проявлять ответственность. В-третьих, тебе уже 42 года. А в-четвертых, ты - директор школы...

- А если человек боится летать на самолете, это страх или испуг?

Страх - это испуг, возникающий от какой-то мысли. Причина, вызывающая страх, находится внут­ри, а не снаружи. Меня пугают собственные мысли. Я себе представляю, как что-то происходит или может произойти, и боюсь этого. Вот, например, человек, еще дома думающий, что самолет, в котором он полетит, может упасть, определенно испытывает страх.

А когда самолет уже в воздухе, неожиданный рывок в зоне турбулентности может напугать далеко не одно­го пассажира. И уж подавно перепугаются люди, кото­рые патологически боятся летать.

Как я всегда говорю, для того чтобы избавиться от страха, надо встретиться с ним лицом к лицу.

Человек должен совершить то, чего он боится, дабы превратить страх в испуг, то есть сделать реакцию бо­лее здоровой. Как только страх преобразится в испуг, человек способен победить его. Это очень важно, и пер­вый шаг на пути избавления от страха - его серьезное изучение. Для начала нужно усвоить одно дело - бо­яться тигра, а другое - бояться тигра на фотографии.

- Вот об этом я как раз и собиралась тебя се­годня спросить: как перестать бояться? Как вы­браться из лап страха, если это вообще возможно?

Разумеется, это возможно, хотя и не всегда про­сто. Чтобы избавиться от страха, в первую очередь желательно иметь возможность (а таковая не всегда представляется) попасть в пугающую нас ситуацию в удобный нам момент. Увидеть реальную угрозу, по­щупать, понюхать, послушать, чтобы потом предстать перед ней лицом к лицу.

Испуг - это реакция на текущую реальную ситуа­цию. Если один человек может показать другому пу­гающий его самого объект или ситуацию, испуг мо­жет распространиться и на второго. Дополнительная сложность заключается в том, что в определенных си­туациях объект присутствует в реальном времени, но угроза существует лишь в воображении. Соответствен­но, испуг преобразуется в страх.

Вернемся к предыдущему примеру. Если вместо ти­фа или льва в комнате окажется пудель, а человек ис­пытает тревожную реакцию, мы назовем ее страхом, а не испугом, так как стимул существует только в вооб­ражении, а объективной угрозы нет.

- Можешь объяснить, что такое ситуация, при которой возникает объективная угроза?

Это такая ситуация, когда ощутить угрозу может любой.

- Давай проверим, поняла ли я. Например, я ку­паю ребенка, поворачиваюсь, чтобы взять по­лотенце, и слышу шум. Я пугаюсь, так как мне кажется, будто ребенок упал. Но когда я поворачи­ваю голову обратно и вижу, что ребенок в порядке, испуг проходит.