"как привлечь детей к чтению". Как заинтересовать детей чтением? Про девочку, которая не любила читать Заинтересовать 12 летнего сына чтением

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой. Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять. Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

Вместе с тем, чтение формирует кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, способствует развитию фантазии. Ребенок читает книгу и как бы смотрит на мир глазами другого человека, а значит, учится смотреть на ситуацию под разными углами, лучше понимать людей, ставить себя на их место. Без чтения, в конце концов, не получить 5-ку в школе. Это, впрочем, не должно обозначать, что читать нужно обязательно из-под палки, заставлять, настаивать и произносить заветное «никакого компьютера, пока не прочитаешь 2 главы».

Задача школы и родителя – не только научить ребенка чтению, но и заинтересовать книгами. К сожалению, школы зачастую не справляются с задачей. Научить учителя могут, а вот привить любовь к книгам намного сложнее. Зачастую, родителям приходится брать контроль над ситуацией в собственные руки. BrainApps расскажет, как заинтересовать ребенка чтением.

Когда ребенок должен начинать читать?

Чтобы не задаваться вопросом о том, как заинтересовать ребенка и научить читать с интересом, начните знакомство с книгами в раннем возрасте. Ребенок должен понимать, что книга – неотъемлемый атрибут жизни каждого человека, и его жизни в частности. Пока ребенок еще не умеет читать, он может играть с книгами вместо игрушек. Главное – вовремя привить уважение к книге, что нельзя мять страницы, рвать, рисовать, портить.

Пусть книги будут в свободном доступе, там, где малыш сможет до них дотянуться. Не забывайте читать ребенку перед сном, дети стремятся подражать взрослым, а значит, для полной заинтересованности, ребенок должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Выбирайте интересные книги, интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку. Взрослые люди, любящие читать, в детстве, как правило, хотели как можно скорее научиться чтению, чтобы читать можно было самостоятельно, в любом количестве, вне зависимости от родителей.

1. Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2. Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3. Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств. Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно. Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4. Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5. Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1. Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2. Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу. Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования. Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3. Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу. В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно. Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Мой сын Мишутка не очень любил читать. Знал прекрасно все буквы, умел читать, но не любил этого делать. Я придумала простую, но очень интересную игру — пиасла ему малеьнкие расксазы и менляа в слоавх бувкы метсами. Вы сейчас так же чиатете мой расксаз. Мои итсории были нелдинные, с короктими и понянтыми ребнеку словами и достунпыми прелдожениями. Нарпимер, про ленсых обиаттелей, про ратсения, про наш город. Итсории дожлны быть не толкьо заниамтельными, но и понзавательными для ребнека. Они хооршо отлкадываются в памяти, рашсиряют кругоозр и засталвяют малыша думать и анаилзировать.

Так вот, чтение таких рассказов вслух стало самым любимым занятием сыночка. Он читает слово, понимает, что в нем не так, но все равно читает правильно. Ведь самое главное в процессе обучения — заинтересовать ребенка, пусть даже таким вот необычным способом. Кроме того, этот способ позволяет малышу научиться читать бегло, понимая смысл слова и правильно произнося его вслух. Просто замечательный метод для всех родителей, которые хотят привить своему ребенку любовь к чтению!

Мой метод используют некоторые мои знакомые, и всегда с удовольствием рассказывают, что такое чтение дети просто обожают. Ведь решение всяких головоломок и задач — их любимое занятие. Теперь, конечно, Мишутка читает обычные книжки, но всегда с удовольствием вспоминает мамины «корявые» рассказы, которые так интересно было читать! Мишутка говорит, что будет писать такие же рассказики братишке Тимошке, чтобы тому было интересно читать и чтобы он тоже полюбил чтение.

Обсуждение

Замечательный метод. Дети любят разгадывать загадки, ууверена, это отличное совмещение игры и обучения чтению

Когда мой сын был младше, точно так же делала. А сейчас увлекаю его интересными книжками, он у меня любит о планетах читать, о разных странах и животных.

Интересно, надо попробовать.

Чтение слов с перепутанными буквами - это один из приемов, способствующих лучшему развитию навыков беглого чтения. Когда-то давно я тоже писала так дочке записки, а также со словами с пропущенными буквами.

Комментировать статью "Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?"

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия Старший много читает, но только летом, находит на него каждый год и любит именно книги, а не электронный носитель.

Как заинтересовать ребенка книгами? Со старшим читали много,ему очень нравилось. А вот Слава не любит, начинаем читать, 5 минут не проходит, он либо забирает книжку и начинает комментировать картинки(но это совсем не надолго) Или вообще уходит заниматься чем то...

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием.

Чтение по ролям иногда очень увлекает. С помощью сказки ребенок развивает образное мышление и воображение Как научить ЛЮБИТЬ слушать сказки и книги, заинтересовать ребенка СЛУШАТЬ,то что мама читает вслух?

Как заинтересовать ребенка чтением книг? Сегодня на наших детей с малых лет обрушивается огромный информационный поток. Как увлечь ребенка книгой - ответят известные писатели. Каждая мама знает, насколько важно чтение для развития ребенка.

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Не читать убогие малостраничные пересказы, а дать детям возможность перескакивать. Все выезжали за счет вступительных статей, материалов учебника (тогда еще не было книжек с...

Читать вот люблю. Ребенок тоже. Но только когда читаю ему я. Я же не могу делать это постоянно. Да, его можно отвлечь - но тогда обязательно нало что-то делать вместе с ним. Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?

Как заинтересовать ребенка? У нас проблема- ребенок не хочет сам рисовать. Сыну 4 года, когда садимся рисовать с ним начинается я не могу, помоги мне и Изучение английского языка: мультики для детей от 3 лет. Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Одна бабушка пожаловалась мне, что у нее не получается читать с внуком попеременно: внук вертится, отвлекается, слушает вполуха (внуку было уже 6...

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Как заинтересовать чтением? с очень раннего возраста - я и няня много ему читали всегда. а вот сам - не возьмет книгу в руки. так что про пример хорошо говорить Какие книги давать ребенку читать?

Как заинтересовать ребенка? У нас проблема- ребенок не хочет сам рисовать. Сыну 4года, когда садимся рисовать с ним начинается я не могу, помоги мне и все такое - обязательно чтобы я водила его рукой. Как заинтересовать ребенка чтением книг?

Как стимулировать чтение?. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Как стимулировать чтение? Старшему через год идти в школу, многие его ровестники читают уже свободно (по крайней мере большинство наших...

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Дети любят разгадывать загадки, ууверена, это отличное совмещение игры и обучения Английский в охотку: как увлечь своего ребенка. Компьютеры и мобильные устройства с бешеной скоростью проникают в мир детей...

Ребенок просто не видит пока смысла в этих пусть красивых, но бесполезных для него сейчас книгах. Что-то для него, действительно, еще рано, а чем-то можно заинтересовать, это уж дело взрослого. Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?

Как заинтересовать ребенка?.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Как заинтересовать чтением книг? На мой взгляд, лучшая книга для маленького ребенка - это та книга, которая сделана мамой.

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с Поставьте себя на место ребенка: читать он не умеет, еле-еле робко пытается соединить слоги, а взрослые начинают наседать, приставать и...

Обычно детки знакомятся с книгами в очень раннем возрасте. Сначала мама рассказывает сказку «О сороке-вороне», затем играет с малышом в «Ладушки», чуть позже показывает яркие картинки из специальных книжек для маленьких, сопровождая их стишками знаменитых детских поэтов. Такие экземпляры очень привлекательны внешне, они имеют твёрдые плотные страницы или очень мягкие, даже клеёнчатые.Малыши любят полистать такую книжку, пощупать объёмные или рельефные рисунки, поиграть шнуровкой.
Постоянный просмотр одной и той же книги развивает у ребёнка память, он запоминает картинки, образы и проговариваемый мамой текст, привязанный к каждой странице. Родители, общаясь таким образом с крохой, даже не замечают, что развивают у неё познавательный интерес.

Когда начинать знакомство с книгой?

Первая книга ребенка - мягкая книжка-раскладушка

Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д.

Кроме народных сказок можно почитать, например, «Тараканище» Корнея Чуковского. Не опасайтесь, что что-то из этих сказок напугает малыша. Чувства детей отличаются от взрослых. Они хоть и яркие, но более спонтанные. Ребёнок не боится того, что Колобок оказывается съеденным, а заяц выгнан из дому лисой. Придуманная мамой новая концовка сказки его всегда удовлетворяет и восхищает. Все подтексты, видимые для взрослого, остаются незамеченными. Малыши всегда уверены в победе доброты над злом.

Примерно в четырёхлетнем возрасте юные создания начинают активнее интересоваться буквами, надписями. Они уже физиологически готовы запоминать новое, складывать слоги и слова, воспроизводить написанное.

Но иногда у малыша, с неподдельным интересом слушающего сказки и стихи из книжек в мамином исполнении, абсолютно отсутствует интерес к самостоятельному чтению. Ему нравиться слушать, как читает кто-то и абсолютно не хочется учиться этой премудрости самому. Чаще всего это случается оттого, что медленно развивающиеся навыки быстрого чтения отбирают у ребёнка очень много энергии, и понять то, что им только что было прочитано, уже нет сил. Для того чтобы научить его самостоятельно читать, маме потребуется много времени, терпения и настойчивости.

Когда и как учить читать?

Мягкие кубики с алфавитом очень нравятся малышам

Родители часто спрашивают о том, в каком возрасте лучше начинать обучение чтению. Это очень правильный вопрос и к нему есть очень неожиданный для некоторых ответ: «С рождения».

Книга должна сопровождать малыша с первых осознанных им дней, сначала наравне с яркими игрушками, затем как предмет, из которого всегда можно почерпнуть новые знания. Книги должны стоять в доступном месте, чтобы их всегда можно было взять, но не вместе с игрушками, а на специально отведённой полке. К уже знакомым, прочитанным и просмотренным экземплярам время от времени нужно добавлять новые. Можно подкладывать и любимые сказки из маминого детства, и совершенно незнакомые родителям произведения.

Обучаем чтению, играя

Научиться чтению проще всего в игровой форме

Дети не любят обучение, проходящее из-под палки или в виде принудительных занятий. Учить читать можно играя, ребёнок даже не поймёт, что это задание или очередная проверка. Как это сделать:

  1. Играя с малышом в настольную игру, попросите, чтобы он прочитал вам инструкцию к ней. Пусть он поможет вам на кухне: в его обязанность будет входить оглашение пунктов рецепта, по которому вы готовите блюдо.
  2. Поиграйте с ним в поиск сокровищ. Вы прячете «клад», а ваш маленький кладоискатель ищет его по составленной вами заранее письменной инструкции.
  3. Сочините вместе сказку или какую-то историю. Запишите её в альбом печатными буквами. Пусть теперь другие члены семьи попросят его перечитать, что получилось. Обычно дети очень гордятся своим творчеством и с радостью выполняют подобные задания.
  4. Гуляя на улице, проходя по магазину, пребывая в гостях, читайте с малышом всё, что попадается на глаза – будь то большая вывеска, яркая реклама, небольшая открытка и другие подобные вещи. Составляйте из букв-магнитиков на холодильнике короткие фразы, если это войдёт в привычку, ребёнок будет с нетерпением ожидать нового сообщения.
  5. Используйте детскую привязанность к компьютеру – покажите, что с его помощью можно читать электронные книги.
  6. Предлагайте прочитать произведения, по которым созданы любимые детские мультики или киноленты.
  7. Заинтересуйте ребёнка теми книгами, которыми вы увлекались в таком же возрасте.
  8. Побольше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно. Если вы отдаёте предпочтение телевизору или компьютеру, то доказать малышу, что книга – это интересно, будет весьма сложно.
  9. Покажите свою книгу, расскажите вкратце, о чём в ней написано.
  10. Объясните, что такое библиотека, покажите, где она находиться, если возраст позволяет – запишите в неё ребёнка, дайте возможность самому выбрать книгу.
  11. В вашем доме должны быть разножанровые книги и журналы, пытайтесь заинтересовать ими малыша и объяснить различие между ними.
  12. Дарите к праздникам книги близким и ребёнку в том числе, говорите об их ценности и значении.

Другие игровые способы приучения детей к чтению

Способ Кассиля

При чтении книги малышу, умеющему читать самостоятельно, сделать остановку на очень интересном эпизоде и уйти, сославшись на занятость. Отрывок, оставшийся недочитанным, не должен быть большим, иначе ребёнок устанет и в следующий раз не захочет дочитывать самостоятельно.

Совместное чтение - прекрасный способ научить ребенка читать

Ролевой метод

Распределите между собой роли и читайте по очереди. Один из вас будет автором, а второй - озвучивать слова действующих лиц.

Метод главных героев

Переписывайтесь с ребёнком от имени его любимого персонажа. Начните с маленькой записки и в каждой следующей добавляйте текста. Постарайтесь, чтобы написанное послание было интересным, иначе малышу быстро надоест такая игра.

Метод помощи

Ссылаясь на занятость, просите сына или дочь о помощи. Пусть он почитает вам, пока вы готовите, убираете или гладите, нужное место из поваренной книги или даже просто газету, заметку из журнала, которая вам якобы нужна.

Внимательно прислушивайтесь к настроению ребенка

«Азбука» С. Маршака поможет научить ребенка чтению

Обучение пройдёт гораздо быстрее и легче, если ребёнок с детства знаком с магнитной азбукой или плакатом с изображением букв, играет кубиками, на которых они нарисованы.

Буквы можно лепить из пластилина, рисовать мелками и на магнитной доске, прочерчивать палочкой на песке и так далее.

Можно не только учиться читать по слогам и проговаривать определённые звуки, деткам очень нравятся декламировать четверостишия о буквах. Вы можете заинтересовать их «Азбукой для малышей» Маршака или любой другой из имеющихся в книжных магазинах в большом количестве. Желательно не покупать подобную книгу вслепую, а прочесть пару страниц. Иногда их содержание напоминает зарифмованную свалку слов. Если смысл прочитанного вам понятен – берите, вашему малышу понравится.

Часто пятилетние дети знакомы со всеми буквами, но испытывают затруднения при складывании их в слоги. Не нужно форсировать процесс. Воспользуйтесь приведёнными выше советами. Поищите в компьютере обучающие игры, задачей которых является поиск пропавших букв или слов, купите подобную настольную игру и играйте в неё всей семьёй.

Какие книги любят читать дети?

«Волшебное слово» - одна из любимых книг многих поколений юных читателей

Детям младшего школьного возраста нравятся книги о приключениях, о жизни сверстников, их дружбе и переживаниях. Может, вашему ребёнку пора познакомиться с «Денискиными рассказами» Драгунского, «Волшебным словом» Осеева или «Ванькой» Чехова? Список может быть длинным, если сами не помните, что читали в детстве и не знаете современных авторов, посоветуйтесь с детским библиотекарем.

Иногда даже при наличии приличной библиотеки в доме дети не хотят читать. Начинается скандальный процесс усаживания сорванца за книгу. Если это ваш случай, предлагаем вспомнить, когда лично вы последний раз читали. Говорите ли вы с малышом о книгах, советуете ли ему что-то по этому поводу? Делитесь ли вы с ним своими детскими воспоминаниями о полюбившихся литературных героях? Выводы делайте сами.

Инструкция

Недостаточно просто читать ребенку книги вслух – он должен выработать навыки быстрого чтения, чтобы читать книги самостоятельно. Для выработки этого навыка используйте летнее время года, когда и у вас, и у ребенка будет больше свободного времени для осваивания новых горизонтов. На природе, на даче, на курорте или оставшись дома, читайте с ребенком книжки, доступные для его возраста и понимания.

Ребенку должна быть интересна книга, которую вы читаете – подбирайте книжки так, чтобы они соответствовали интересам ребенка. Начните читать и заинтересуйте ребенка сюжетом. Как только сюжет подойдет к самому интересному месту, скажите, что вы устали, и предложите ребенку почитать вам вслух.

Оставляйте ребенка наедине с книгой как можно чаще, остановив чтение на самом интересном месте. Любопытство возьмет свое, и малыш начнет читать самостоятельно.

Читайте интересные детские книги по ролям – выберите книгу, в которой есть два главных героя, и в которой подробно описаны их диалоги. Распределите роли между собой и ребенком. Он воспримет такое чтение как увлекательную игру. Обязательно похвалите ребенка за чтение – это мотивирует его на дальнейшие действия.

Также стимулировать ребенка на чтение можно, предложив ему читать книгу по очереди. Читайте две главы, а затем дайте ребенку прочитать третью.

Если ребенок не проявил интереса к книге, попробуйте взять другую, которая заинтересует его больше. Спросите у ребенка, на какую тему ему хотелось бы услышать и прочитать историю. Не делайте чтение слишком длительным – делайте перерывы.

Ребенку нужно привыкнуть к новой мыслительной активности. Всегда хвалите и поощряйте ребенка. Вы можете придумать для него самодельные медали и ленточки с баллами за успехи в чтении. И конечно, подавайте ребенку собственный пример – он должен видеть, что родители с удовольствием и с интересом читают книги.

Видео по теме

Связанная статья

Многих родителей волнует вопрос, заключающийся в том, как же приучать детей к книге. Ведь книга - это важный предмет, необходимый для развития интеллекта и духовности у ребенка. Книги остаются верными друзьями, которые будут помогать на протяжении всей жизни. Мудрые люди раньше говорили о том, что с книгой человек может преодолеть практически все. Научить ребенка читать и привить у него интерес к чтению - это важная задача, стоящая перед старшим поколением.

Инструкция

Самое важное - не упустить момент, когда нужно прививать ребенку чтение. Этот период начинается примерно с 4–5 лет, но можно начинать и с того момента, когда ребенок начал говорить.

Очень полезно, когда рядом с один из родителей начинает читать книжку. Лучше чтобы эта книжка была с интересными и красочными картинками читателей, а постарше не столь важны. Для них должна быть интересной в плане именно чтения. Читать с ребенком нужно каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Малыш будет считать, что чтение - это неотъемлемая часть жизни, тем более что так оно и есть.

Для каждого возрастного периода есть свои книги. Если ребенку будет предложена неинтересная и не понятная книга, то это может оттолкнуть и погасить интерес к чтению.

Также желательно вносить разнообразие и предлагать ребенку разные жанры: стихи, приключения, сказки, детективы, исторические книги. Это позволит не развивать пристрастие к одному жанру, а читать разную литературу.

Важно следить за новинками детской литературы и приобретать не только отечественные, но и зарубежные экспонаты, естественно, переведенные на русский.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к чтению, так как реакция может вызвать обратный процесс и ребенок просто возненавидит чтение. К этому занятию нужно подходить со спокойными и радостными мыслями. Главное - правильно при этом выбрать время: перед сном или вечером.

Важно заинтересовать ребенка книгой. Можно, например, рассказать о начале книги, чтобы у малыша возник вопрос о том, что будет дальше.

Есть такой вариант, когда сначала читается книга, а затем просматривается сказка или фильм. Это позволит сопоставить книжные и "киношные" образы.

Можно придумать праздник и предложить ребенку выбрать книгу, которую он сам выберет. Можно отправиться с ребенком в книжное путешествие и свезти его на какую–нибудь постановку, которая связана с книгой.

На сегодняшний день все меньше детей любят читать книги. Это в большей степени зависит от взрослых. Именно взрослые могут повлиять на мировоззрение ребенка и привить это замечательное качество. Вышеуказанные способы помогут родителям придумать свою стратегию. Самое главное в этом деле - не перестараться.

Видео по теме

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать и целыми часами не отходят от компьютера. Они и не задумываются, что детей нужно с самого детства научить любить книги. Для привлечения детей к чтению учитывается возраст ребенка, так как для каждой возрастной группы нужно выбирать соответствующие книжки.

Инструкция

Для 1-3 года выбирать нужно небольшие книжки, которые имеют плотные картонные страницы, ведь дети такого могут и немножко погрызть их. Разумеется, книжки должны быть красочными, с картинками животных и . Важное значение имеет качество картинок, так как сегодня встречаются и такие детские книжки, в которых не возможно различать бегемота от зайца. Для этого возраста подойдут книжки со стишками, песенками и самыми сказками. Книжки нужно разместить для ребёнка в доступных местах. А просьбам малыша почитать книжку, никогда не надо отказывать, даже если вы заняты. При чтении нужно использовать мимику, интонацию, жесты. Так легко можно превратить встречу с книгой праздником для малыша.

Для малыша с трех до семи лет подойдут тоненькие красочные книжки со стихами, сказками и рассказами. На каждой странице должен быть небольшой текст, с крупными картинками и буквами. Наиболее подходят такие книги, которые ребенок с начала до самого конца за один присест почитает сам.

Для детей с семи до одиннадцати лет можно смело выбирать книги со сказками, рассказами объемом от трех до пяти страниц. После прочтения ребенком нужно торжественно в особой тетради в присутствии записать название книги. С увеличением списка у ребенка повысится самооценка. Не лишним будет каждый раз похвалить ребенка. Для этого возраста подойдут рассказы о животных, волшебные сказки, приключения сверстников.

Для детей с одиннадцати до шестнадцати лет при выборе книжек нужно учесть увлечения ребенка. Для такого возраста нужно учесть следующие советы: - не надо выкладывать целую стопку книг перед ребенком, так как такой объём предстоящей работы испугает его.- заведите читательский дневник. В нем можно записывать названия прочтенных книг, рисовать героев, написать свое мнение. - разложите книжки на видном и доступном месте в комнате ребёнка. - не заставляйте ребенка читать много, пусть это занятие займет немного времени, но станет регулярным.

Видео по теме

Родители, стремясь обучить малыша чтению как можно раньше, частенько забывают о том, что мотивация гораздо важнее технического навыка. Нужно, чтобы ребенок любил читать, а умеет ли он это делать – не столь значимо, поправимо. Сначала постарайтесь увлечь чтением, привить любовь к нему.

Инструкция

Чтобы ваш ребенок полюбил , попробуйте увлечь его словесным творчеством, языком до того, как он научится читать. Поиграйте с ним в игру «Отгадай-ка!» К примеру, так: «Это напоминает кусок сыра - что это?» (Месяц); «Они похожи на сверкающие искорки» (Снежинки); «Кто такая рыжка?» (Белка: она же не белая, а рыжая!). Придумывание слов, которых нет в , сравнения - это художественные средства, используемые писателями. Ребенок, освоивший их, еще до начала самостоятельного чтения будет чувствовать себя в мире книг как дома.

Не упустите время, когда ребенок увлеченно и настойчиво стремиться знакомиться со всем новым: , . Для приобретайте книжки с крупным шрифтом, красивыми и реалистичными иллюстрациями. Восприятие сюжета и словесного мастерства тесно связаны с впечатлением, которое производят любимые всеми детьми картинки. Если вы не можете с ходу определить, кто изображен на картинке – собачка или мышь, отложите это экземпляр.

Сделайте так, чтобы книги в доме были всегда доступны ребенку. Оборудуйте специальное место, небольшой стеллаж или шкаф, который малыш мог бы самостоятельно использовать (доставать и складывать в него книжки) в любое время.

Даже когда ваш ребенок научился читать сам, продолжайте читать ему вслух. Совместное с малышом чтение – процесс творческий и увлекательный, пусть на мгновение, возвращение в мир собственного детства. Читая, вспомните о важном позабытом деле, остановитесь на «самом интересном» месте и предложите ребенку продолжить самостоятельно. Освободившись, расспросите о том, что же произошло дальше (вам ведь тоже очень интересно узнать).

Заведите традицию вместе читать на ночь, в дороге, путешествии, в очереди в детской поликлинике. Делитесь с ребенком мыслями о прочитанном, обсуждайте поступки героев (почему тот или другой поступил так, а не иначе; чем бы все закончилось, если бы…).
Посоветуйте ребёнку прочесть любимую книгу вашего детства, сравните ваши впечатления.

Сходите вместе в книжный магазин. Купите книгу, которую ребенок выберет сам, даже если это будут комиксы. Не заставляйте его читать книги только по вашему выбору или школьной программе.

Будьте главным заразительным примером для ребенка – читайте сами.

Жила была девочка Ирочка. В обычной советской семье. Мама, папа, старший братик, бабушки и дедушки. И все в этой семье любили читать.

Папа мог оставить все зарплату в книжном магазине. Дедушка собирал и сдавал макулатуру, чтобы потом получить книги. Мама с бабушкой обожали детективы, а братик увлекался историей. Все читали взахлеб. Кроме Ирочки.

Первое время все расстраивались. Потом бабушки с дедушками решили: «ну девочка, что с нее взять, главное – замуж выйти удачно». И только мама не оставляла попыток увлечь дочь чтением.

И читали по очереди, и книги мама подбирала те, что ее захватывали и увлекали. Ничего не помогало… Ирочка читала, конечно, школьную программу. Иногда читала и книги вне школы, но очень медленно и совсем без азарта.

Младшие классы, средняя школа, старшие классы. Ничего не менялось. Некоторые книги Ирочка любила. Например, Беляева “Человек-амфибия”, “Ариэль”, “Голова профессора Доуэля”, но читала она так медленно, что на один роман уходило несколько месяцев.

Но вот старший брат поступил в институт. И в лучших семейных традициях, стал всю стипендию оставлять в книжном магазине. И дома появились стопки книг. Совсем незнакомых авторов. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Айзек Азимов, Эндрю Нортон, Пол Андерсон, Гарри Гаррисон и другие. Ирочка смотрела на них. Потом взяла одну – прочитала, вторую – прочитала, третью. И понеслось…

Вместо подготовки к геометрии в 10 классе она дочитывала “Поселок” Кира Булычева. Не могла оторваться. А “Властелина колец” осилила в рекордные сроки. Книга была одна, ее читал весь институтский курс брата, и после нескольких месяцев ожидания прочитать надо было очень быстро. Книгу ждала очередь желающих.

И сейчас, много лет спустя, Ирочка по-прежнему много читает. В очередях, в транспорте, везде, когда есть минутка времени.

В чем оказался секрет?

Просто те книги, что читали бабушка, дедушка, папа и мама, были не интересны тогда еще маленькой девочке. А других ни родители, ни брат не знали. А вот ВУЗ старшего брата в корне изменил ситуацию. И все новые авторы были очень даже интересны и увлекательны.

Так что надо сделать родителям, чтобы увлечь детей чтением?

1. Не торопиться с обучением чтению.
Это сложный процесс, цель которого – понять текст . Мозг маленьких детей в 1,5-3 года просто не готов к этому. Ребенок запоминает буквы, даже произносит их, читает, но смысла текста не понимает. Логопеды рекомендуют начать изучать азбуку, буквы и учиться читать обычным деткам в районе 5-ти лет. Но еще важнее следить за ребенком, заметить у него интерес и начать ему помогать в освоении этого нового навыка.

2. А вот что полезно делать с пеленок, так это читать ребенку короткие стихи и потешки .
А заучивание стихов – отличная тренировка памяти для родителей.

3. Чтение пред сном – это и время общения с ребенком, и отличный ритуал для засыпания.
Можно воспользоваться моим рейтингом сонных книжек:

4. Играть в игры на внимание, запоминание, пространственное мышление, развивающие мелкую и крупную моторику.

6. Фантазировать с ребенком, придумывать продолжения, пересказывать знакомые истории на новый лад, менять сюжет, соединять героев разных книг и придумывать свои истории.

7. Рисовать героев и сюжеты , лепить, шить, ставить домашние спектакли, придумывать игры с любимыми персонажами.

10. Обустроить уютный уголок для чтения.

11. Постепенно вводить более сложные книги.
«Вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг». (3)
Еще: «Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях – в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода. И вам стоит это учитывать». (3)

12. Не надеяться на школу. Там другие задачи.
Еще Корней Чуковский говорил: «Но похоже, что Наркомпрос (1) вообще не желает внушать детям любовь к литературе. Пусть зубрят по программе – без всяких эмоций!.. Вообще, если составители программы нарочно стремились представить ребятам художественную нашу словесность в самом невкусном, неудобоваримом и непривлекательном виде, они достигли своей цели блистательно». (2) С годами ничего не поменялось.

13. Не заставлять и не насиловать ребенка чтением.
Юлия Гиппенрейтер в книге «Счастливый ребенок», отвечая на многочисленные вопросы родителей, пишет: «С детства не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример – «рекомендованная литература». Родители заставляют детей читать по этому списку, а он для детей – как рвотный порошок! Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!

Чтение – это святое. Нельзя, чтоб родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.

14. Быть примером.
Сложно привить ребенку любовь к чтению, если ребенок не видит, что кто-то из родителей читает.

15. Иметь дома книги по возрасту ребенка в свободном доступе.
С «иметь дома» все понятно. Нет книг – нет чтения. Есть «где-то в библиотеке» – не сработает. Но даже когда дома есть книги, важно, чтобы ребенок мог сам спокойно подойти и взять, полистать. Посмотреть картинки. Если книги убраны в шкафы, на антресоли, в книжных полках под потолком, то считайте, что книг нет.

16. Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать себе книги в магазине.
Превратить это в своеобразную игру, поиск книжных сокровищ.

17. Не последнюю роль играет общее культурное развитие , принятое в семье.
Посещайте театры, выставки, музеи. Слушайте классическую музыку.

18. Внимательно следить за увлечением ребенка и давать книги по заинтересовавшей теме .

19. Комиксы – это совсем не плохо, это просто другая подача информации. Не надо их запрещать.

20. Используйте современные технологии во благо .
Пусть ребенок слушает аудиокниги или читает электронные книги на планшете.

21. Сократите время просмотра телевизора .
Желательно для всех членов семьи. Вы удивитесь, сколько времени у вас освободится.

22. Ребенку понравился какой-то фильм по книге ? Предложите прочитать первоисточник.

23. Компьютерные игры?
Популярная игра «Ведьмак» разработана на основе книг польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Чем не повод почитать книги этой серии или этого автора? Кстати, по книгам уже есть и фильмы.

24. Кто является для вашего ребенка героем и примером?
Что читают эти люди? Что они говорят о чтении?

Что читают любимые актеры, актрисы, певцы?

Или кумиры-фотомодели?

25. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!

Чем раньше вы организуете вокруг ребенка пространство с книгами, тем лучше. Что еще может помочь родителям?

Для подростков можно придумать какой-то нестандартный ход. Например, подарить небанальную футболку с крылатым выражением известного поэта или писателя . А девушке предложить повторить интересный образ.

Друзья будут задавать вопросы: «А кто это?», «А ты хоть читал?». Придется прочитать Чехова, Толстого, Булгакова, Гоголя или Некрасова. Футболками можно не ограничиваться.

Бонусом: а что взрослым людям дает чтение художественной литературы в целом?

1. Отдых.
2. Чтение – это антистресс.
3. Удовольствие. Но при условии: чем больше читаешь, тем больше удовольствия.
4. Знания и эрудиция.
5. Бегство от одиночества.

Для тех, кто хочет быть успешным, чтение развивает помимо эрудиции, о которой уже говорилось:

1. Эмпатию.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Стратегическое мышление. Но это при условии чтения больших форм (саги, поэмы, романы).
Исключительно полезные навыки как в работе, бизнесе, так и в личной жизни.
Читайте хорошие книги!

(1) Википедиа: Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) - орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
(2) Цитата из книги Лидии К. Чуковской «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский». Там ссылка на: К. Чуковский «Литература и школа. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. – С. 592-593.
(3) Гиппенрейтер Ю. Б. Счастливый ребенок. Изд-во АСТ, 216. – С. 233-234.