Как научить ребенка быть самостоятельным. Как научить детей быть самостоятельными? Простые примеры и советы

Почему важно учить детей самостоятельности? Начиная с какого возраста можно приучать ребенка одеваться и раздеваться без посторонней помощи, убирать за собой со стола и т.п.? Какую пользу принесет владение этими навыками? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Почему важно приучать детей к самостоятельности?

  • Такие, казалось бы, простые действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, являются сильнейшими стимулами для развития коры головного мозга за счет тренировки мелкой моторики рук.
  • Люди, которых с детства приучили к тому, что есть вещи, которые никто не станет делать за них, во взрослой жизни также склонны рассчитывать лишь на свои собственные силы. Кроме того, они более аккуратны и организованы.
  • Ребенок, который обращается к родителям за помощью по малейшему поводу, став взрослым, едва ли будет способен принимать решения самостоятельно . А вот необходимость справляться с определенным кругом задач без внешнего вмешательства развивает ответственность, уверенность в себе, а также инициативность.

С какого возраста следует к этому приучать?

В два года ребенок уже всерьез интересуется тем, что делают взрослые, и стремится повторить их действия. К трем годам он начинает осознавать себя как личность и желает показать свою независимость от мамы и папы. Ребенок пока что неловок, и родители не всегда обращают внимание на его порывы, рассудив, что толку от его попыток мало, да и маленький еще. Однако позже интерес ослабевает, и научить ребенка некоторым вещам становится уже сложнее. По этой причине следует начинать это делать как можно раньше.

Как научить ребенка самостоятельности?

К понятию самостоятельности относится владение двумя группами навыков: способность справляться с повседневными бытовыми делами и умение решать определенный ряд проблем без посторонней помощи.

Стоит прививать детям не только навыки самообслуживания, но и заботы о тех вещах, которые их окружают. К самообслуживанию относится умение одеваться, раздеваться, чистить зубы, причесываться, убирать за собой посуду и прочее. К уходу за окружающей средой относятся подметание пола, мытье посуды, поливка горшечных растений, в общем, все то, что не относится лично к ребенку, но также необходимо делать. Выполняя манипуляции с предметами общего пользования, малыш приобщается к социуму. Очень важно при этом, чтобы он имел дело с настоящими предметами быта, а не с игрушками.

Сначала лучше всего сделать нужное действие вместе с ребенком, а как только он начнет справляться сам, дать ему возможность погрузиться в самостоятельную работу. Так он сможет построить свою собственную модель поведения с предметами быта, а не копировать вас.

Для того чтобы развить в ребенке самостоятельность другого плана, советуйтесь с ним по поводу вопросов, напрямую связанных с ним. Например, утром можно спросить, что он хочет сегодня надеть, и предложить 2-3 варианта на выбор. Таким образом, вы будете поощрять малыша к формированию своего собственного мнения, а также дадите ему почувствовать, что с ним считаются и его уважают. Это в свою очередь будет способствовать воспитанию независимости и уверенности в себе.

Когда ребенок занят решением какой-либо задачи, не стремитесь подсказать ему ответ. Если он уже привык к вашей помощи, следует спокойно объяснить, почему вы хотите, чтобы он справился сам.

Чего не стоит делать

Не поправляйте ребенка без необходимости

Пожалуй, самая распространенная ошибка, которую совершают взрослые, — это постоянные исправления. Детям не дают возможности найти решение самим, рядом все время оказывается кто-то, кто комментирует и оценивает каждый шаг. «Нет, неправильно, делай так!» Что же удивляться, если после нескольких таких наставлений ребенок либо теряет интерес к начатому делу, либо начинает нуждаться в одобрении и проверке. Есть много разных способов добиться одного и того же, позвольте ребенку найти свой.

Самая распространенная ошибка, которую совершают взрослые, — это постоянные исправления.

Не отбирайте у малыша инициативу

Бывает и так, что ребенок, к примеру, пытается починить сломанную игрушку-конструктор и спрашивает, как это можно сделать. Сначала ему терпеливо объясняют, что нужно соединить впадинку и выступ. Когда же у малыша ничего не выходит, предмет вырывается у него из рук. «Я сам! Я сам!» — протестует ребенок. «Смотри, теперь игрушка целая, все в порядке!» — отвечает родитель, думая, что тот должен быть рад. На самом деле малыша только что лишили возможности сделать что-то самому.

Не торопите ребенка

Дети живут в более медленном ритме, чем взрослые. Постоянное поторапливание может привести к нервозности и нежеланию делать что-либо самому. Давление со стороны здесь не поможет, когда придет время, малыш перестроится сам. Кроме того, во многих случаях адаптироваться под потребности ребенка совсем не сложно. Например, если утром он долго одевается, просто разбудите его пораньше.

Не опекайте ребенка слишком сильно

Такие занятия, как зажигание плиты, глажка одежды , поход в магазин за хлебом, могут казаться довольно опасными. Иногда необходимо подождать, пока ребенок будет постарше. Однако сколько бы вашему чаду ни было лет, всегда будет соблазн не поручать ему таких дел. А между тем ваш страх может передаться ребенку и поколебать его уверенность в себе. Поэтому старайтесь понять, когда он действительное неспособен справиться с определенной задачей, не подвергая себя опасности, а в каких ситуациях вы всего лишь перестраховываетесь.

Как научить ребенка самостоятельности

Почему одни дети с удовольствием встают утром с кроватки, сами идут умываться в ванную, сами одеваются и собираются в детский сад, и все это с песнями, смехом и радостным настроением, а другие дети не хотят ни умываться, ни приводить себя в порядок, кричат и упираются, ничего не хотят делать без мамы, со слезами идут в детский сад - это вопрос детской самостоятельности.

Уже с момента рождения все дети отличаются по темпераменту, выносливости, способности переносить страх и тревогу, поэтому родители в каждом конкретном случае должны избрать свой метод приучения малыша быть самостоятельным . Идеального рецепта не существует, поэтому нужно всегда исходить из возможностей ребенка.

В возрасте 2-3 лет маленький человек уже понимает, что любовь и забота мамы и других близких присутствует с ним постоянно, даже когда его не водят за руку. В этот период ребенок декларирует: «Я сам!» Он проявляет активность, хочет создавать, помогать взрослым, поэтому такой инициативе нужно обязательно давать выход, умеряя свою чрезмерную опеку и ненужные опасения. Следует запомнить одну простую, но очень важную вещь - никогда нельзя делать за ребенка то, что он в силах сделать сам, иначе он никогда не научится самостоятельности, вплоть до зрелого возраста.

Хорошо, когда ребенок активен и сам выказывает инициативу, но что делать, если он не проявляет совершенно никакого желания быть самостоятельным? В этом случае потребуется более терпеливо и последовательно следовать правилам воспитания. Например, все нужно делать с удовольствием и в хорошем настроении. Утренние часы не очень подходят для приучения из-за спешки и суеты, но после обеда, когда малыш сыт и доволен, можно в спокойной обстановке приступить к игре во что-нибудь интересное: учиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мыть посуду и т.д. Нежелательные привычки следует пресекать сразу, доходчиво объясняя малышу, что, например, одеваться нужно побыстрее и более аккуратно, а посуду мыть чище. Естественно крики, ругань и угрозы исключены, так как это лишь тормозит весь процесс научения.

Ребенок становится самостоятельным, когда научается обслуживать себя и выполнять элементарную работу по дому: знание своих обязанностей и выполнение их быстрее формирует ответственное поведение. Нежелательно отстранять ребенка от какой-либо работы, лучше терпеливо объяснить ему, как правильно ее выполнить. Если же у него что-то не получается (помыть посуду, сделать самому уроки и др.), необходимо поддержать ребенка («У тебя обязательно все получится!» и т.д.), отметить его хорошие качества («Ты же у меня умница!» и т.д.), и помочь ребенку сделать это вместе с ним, но не за него. Ребенок ни в коем случае не должен отказываться от задуманного, если его постигла неудача. Повторные отказы формируют в ребенке неуверенность перед достижениями и при выполнении работы за него взрослым развивается инфантильность, или как принято называть в быту: лень. При успешном выполнении даже элементарной работы ребенок начинает чувствовать свою успешность и стимул продолжать работу самостоятельно. Так развивается настойчивость и упорство, мотивация к преодолению трудностей и стремление к победе.

Еще одно золотое правило: никогда не высмеивать и не унижать ребенка, если он проявил несамостоятельность в незнакомой ситуации перед посторонними людьми. Наоборот, следует поддерживать каждую попытку, каждое намерение ребенка быть самостоятельным и понемногу усложнять задачу, чтобы он обрел больше уверенности и действовал смелее. Взять хотя бы процесс выноса мусорного ведра: сначала сделайте это вместе с ребенком, потом немного проводите его, чтобы он вынес ведро сам, сам же пришел обратно и постучал в дверь квартиры. Подобный принцип состязательности можно использовать в каких угодно обстоятельствах. Главное - приучать бережно, иметь терпение и ждать, пока дети сами всему научатся. А они обязательно научатся!

Я - сам!
В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных.
Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать.

Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года).

Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года. Период 2-3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он – отдельная от родителей личность, что он – не продолжение, не часть мамы или папы, – а самостоятельный человек. Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет?

Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями – он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так – что будет? А если – так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу – интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!»
Да, уже в год ребенок знакомится с первыми «нельзя» – но тогда ему еще не приходит в голову активно против них протестовать. А в 2-3 года это становится настоятельной потребностью. Что же делать родителям в этой ситуации?

Всё запретить в целях безопасности?
Но ведь ребенок – не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером).
Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему – можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит – себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов – несчастливые люди…

Может, наоборот – всё разрешить?
Такой подход нередко практикуется теми либерально настроенными родителями, которые считают, что жизнь сама все сделает. Прыгал по лужам вопреки родительским наставлениям – ходи с мокрыми ногами и болей потом. Бил друзей лопаткой по голове – смирись с тем, что никто во дворе не хочет с тобой водиться. Не учился, несмотря на родительские аргументы о пользе образования – грузи апельсины бочками.
Плюсы данного способа состоят в том, что такой подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки. Качество, безусловно, чрезвычайно ценное. И вот что интересно: несмотря на кажущуюся жестокость и холодность такого подхода, он чрезвычайно действенен, и дети таких родителей сызмальства самостоятельны и разумны не по годам.

Но и здесь без чувства меры не обойтись никак, иначе начинаются уже не плюсы, а минусы: когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным, ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. Малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения.
Поэтому философски наблюдать за тем, как ребёнок суёт пальцы в розетку, лезет на высоченное дерево, выбегает на проезжую часть или таскает деньги у одноклассников, не рекомендуется, ибо всё это заканчивается практически всегда одинаково – плохо.

Как же соблюсти золотую середину?
Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно». Ведь мир, в котором нельзя ничего – это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест – ну а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» – но ребенок-то этого не знает. Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу – можно? Ложкой нельзя, а кубиком – можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так – это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности.

Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше – постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются!
Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) – конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда.
Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, – они молодцы, и дальше им будет значительно проще.

Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев. Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы – ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?). Либо получится ребенок с двойной моралью: дома – «забитый тихоня», вне дома – маленький агрессор; или, наоборот – домашний тиран, который со всеми остальными – душка и лапочка.
Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности – поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение – я дала лишь общие ориентиры. Не пытайтесь быть неидеальными – будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей.

Начнем с понятия самостоятельности. Что это такое?

Самостоятельность – это проявление инициативы, умение решать свои проблемы без помощи других, ответственность за свое поведение и свои действия, способность принимать решения самому, проявление решительности.

Если сказать коротко, самостоятельность – это ответственность за самого себя. Без этого человек будет все время зависеть от других.

Когда развивается ответственность за себя? Уже в раннем детстве. Ее необходимо развивать и воспитывать. Как это делать? Давайте разберемся.

Ребенок начинает проявлять самостоятельность уже к 2-2,5 годам. Появляется слово «Я сам». Начинается кризис 3-х лет. И вот здесь многие родители не замечают, не придают значению этим проявлениям самостоятельности. Ведь быстрее и легче сделать все самим, чем ждать, когда справиться ребенок. Намного проще застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, разбудить в школу и т.д. У большинства родителей есть вредная привычка – делать за ребенка то, что он может уже делать сам. Из-за сильного чувства привязанности к своему ребенку мы воспринимаем его неудачи как свои собственные, мы оберегаем от ошибок. Да, это тяжело преодолеть, я знаю по себе. Но надо стараться.

Ребенок взрослеет, и так не хочется его отпускать от себя, так хочется, чтобы он побыл еще «маленьким». И здесь нужно переключать себя на другие мысли. Мы не всегда будем рядом со своим ребенком, наступит время, когда он вступит во взрослую жизнь. Поэтому он должен уметь заботиться о себе сам. Сложно? Я согласна, сложно.

Каждый родитель любит своего ребенка, отдает ему заботу и внимание, в которых он так нуждается. Но надо приучать ребенка оставаться одному, наедине с самим собой. Излишнее внимание к ребенку ни к чему хорошему не приводит – он только становится все более и более требовательным.

И вот здесь уже проявляется наша ответственность перед ребенком – помочь ему стать самостоятельным.

Ребенок упал? Не бегите его поднимать, пусть встает сам. Ребенок ссорится со сверстниками на площадке? Не спешите вмешиваться, пусть сам попробует постоять за себя. И т.д.

У меня есть пример. Однажды гуляли мы с моим сыном на площадке. Ему было еще 4 года. Он любит играть с детьми, поэтому сразу бежит знакомиться. На площадке гуляли только малыши и школьники, лет 7-8-ми. Миша сразу побежал к старшим. Я на всякий случай предупредила: «Миша, там большие мальчики играют». Но это его не остановило. Он постоял 2 минуты, посмотрел, во что они играют и стал подстраиваться под их игру. Но один мальчик очень не хотел принимать моего сыну в игру, говорил, что он еще маленький, что это их игра и т.д. Я ждала и смотрела, что будет дальше. А дальше этот мальчик (причем, самый высокий из всех), стал Мишу толкать, пытался повалить на землю, кричал: «Не играй с нами!». Миша не растерялся, он стал нападения мальчика «гасить»: выставлял руки и руками его валил на землю. Большому мальчику никак не удавалось сдвинуть Мишу с места и свалить. Потом ему надоело приставать к моему сыну, и он убежал на горку.

Хотела ли я вмешаться, когда взрослый мальчик начал обижать моего сына? Конечно, очень хотела. Но с другой стороны, я хотела посмотреть, что будет дальше делать мой сын – продолжит играть или уйдет с поникшей головой и будет жаловаться, что его не берут в игру. Если бы моему сыну грозила реальная опасность, например, тот мальчик стал бы замахиваться на него палками или камнями, то конечно, я бы вступилась. Как же горд был мой сын собой после этого инцидента! Он «повалял» (его слово) школьника! Он рассказал об этом папе, бабушке, дедушке, друзьям на занятиях.

Самостоятельность реализуется в стремлении действовать без руководства других людей, преодолевать самому возникшие сложности.

Что надо делать, чтобы ребенок вырос самостоятельным?

1. Главное – не мешать. Все дети проявляют самостоятельность, поэтому надо способствовать этой самостоятельности. Если результаты неудачные, поддерживать ребенка: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, как ты сегодня сам протер пыль».

2. Приобщать ребенка к различным делам. Например, помочь вам помыть посуду, накрыть на стол, помыть пол, помочь папе в гараже, помочь разобрать вещи и т.д.

3. Позволять ребенку делать выбор: «Что ты сегодня наденешь: туфли или сандалии?», «Какую футболку тебе купить: оранжевую или красную?».

4. Не критиковать. Проявление ребенком самостоятельности всегда ориентировано на похвалу, малыш хочет угодить своим родителям. Поэтому внимание должно быть направлено не на результат, а на процесс участия ребенка в том или ином деле. Да, порой это осложняет нам, родителям, жизнь: приходится ночью перемывать посуду, заново вытирать пыль, убирать осколки от разбитой посуды и т.д. Но по-другому привить ребенку самостоятельность не получиться.

Давайте ребенку задания по силам. Обязательно хвалите, что он отлично вам помог. Поблагодарите ребенка за его старания. Этим вы окрыляете его, и ему хочется и дальше совершенствовать свои навыки.

5. Объяснять смысл действий, которые ребенок должен выполнять сам. Не надо читать нравоучения: «все дети сами одеваются, чистят зубы, кушают…» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебя одевает, кормит…». Я так пробовала для эксперимента, ребенок на это не обращает никакого внимания. Лучше проявите у ребенка интерес – ведь столько можно успеть сделать интересных дел, если время не потрачено на ожидание помощи. И расписать эти интересные дела во всей красе.

6. Определить те области жизни ребенка, где он принимает сам решения и несет ответственность за последствия этих решений. Например, мой сын сам решает, когда он будет убирать свои игрушки, когда мы с ним будем заниматься, когда и куда он пойдет гулять, какую одежду надеть дома. Конечно, не всегда его выбор хороший. Но мы обсуждаем, почему получился плохой результат и как нужно ему поступать в следующий раз.

7. Планировать дела с ребенком. Например, моему сыну нужно сделать домашнее задание по английскому языку. Я не требую от него делать именно сейчас, в эту минуту, потому что мне вдруг стукнуло в голову. Я спрашиваю: «Миша, когда мы с тобой будем делать задание по английскому?». Сын принимает решение, например, вечером. И точно, наступает вечер – он садится делать задание.

Дорогие мамы, дорогие родители! Не мешайте ребенку постепенно отделяться от вас. Да, я знаю, это волшебное чувство, когда маленький ребенок нуждается в тебе. И возникают противоречивые чувства, когда вдруг ребенок уже сам может есть ложкой, сам надевать ботинки, сам налить себе воды… В голове каждый раз проносится: «Ну вот, в этом я ему больше не нужна, и в этом уже не нужна…». С одной стороны мы испытываем гордость и радость за то, что ребенок растет и учится всему постепенно, но, с другой стороны, временами возникает боль и пустота, мы чувствуем себя ненужными.

Но это наш родительский долг. Если мы хотим, чтобы ребенок вырос самостоятельным и самодостаточным, а не держался за мамину юбку всю свою жизнь, нам нужно научиться отпускать его.

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому. Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать. Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий. Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

Почему уже у полуторалетнего малыша надо поддерживать естественную мотивацию и стремление к самостоятельности, не ожидая, когда столкнетесь с трудностями в школе? Потому что самостоятельность в решении проблемы «как научить ребёнка учиться » – краеугольный камень. Полезно знать следующее.

1. В первые 3-4 года ребёнок закладывает представление о себе как о человеке, который многое может или не может.

Другими словами, уверенность в себе, о которой так много говорится. В это время эффективней всего влиять на процесс. У школьника – уже трудно, но до 10 лет реально. Помним, с каждым годом представление о себе закрепляется. Изменить его трудно.

2. Только через самостоятельное действие и опыт формируется мозг человека.

Это не просто какое-то абстрактное развитие, а созревание мозга – процесс биологический. Сравнимо с внутриутробным развитием. Мы знали, к примеру, сейчас формируется сердце. Надо сделать всё, чтобы оно было здоровым, потому что обратной дороги нет. С мозгом немного проще потому, что своим взаимодействием с малышом мы можем влиять на пластичность мозга. Но не безгранично.

3. Есть отрезки времени, когда ребёнок легче всего учится какой-то деятельности, – сензитивные (особо чувствительные к обучению чему-либо) периоды.

Сензитивные периоды, в том числе и воспитания самостоятельности, проходят безвозвратно. Они определены природой, исправлять очень трудно.

4. Все фазы развития должны быть пройдены своевременно.

Потом любая коррекция происходит с гораздо большими усилиями, хотя до 10 лет процесс активен, открыт. Мы с высокой долей вероятности можем на него повлиять.

Проблемы мам несамостоятельных детей

Несамостоятельность – это не только проблема в жизни ребёнка, но и мамы. Основные проблемы мам несамостоятельных детей со сниженной мотивацией.

  1. много сил и времени уходит на поиск занятий ребенку и их организацию. Тратится огромное количество денег на покупку игрушек, которые вызывают лишь кратковременный интерес. Игрушка бросается, а вы идете покупать следующую. Процесс повторяется. Никакое занятие не занимает ребёнка надолго.
  2. ребёнок имеет очень слабый уровень внимания и большую интенсивность в поведении: раз, и ребёнок сорвался, куда-то побежал, что-то схватил, кого-то дёрнул. Пока вы с ним дома, пока он маленький – такое как-то «проходит». Конечно, маме тяжело, мама устает, но в семейной обстановке выходки как-то сглаживаются. Когда малыш попадает в группу, возникает больше вопросов, потому что еще не подумал, а уже что-то сделал. В школе импульсивность тоже будет влиять на успешность обучения.
  3. постоянное нытье очень раздражает и не оставляет маме ни времени, ни пространства для себя. Мама – «выжатый лимон».
  4. ребёнок с каждым годом кажется всё более зависимым от мамы. Трудно адаптируется в коллективе, с трудом осваивает новое, капризов становится всё больше. Растут проблемы с обучением – много сил прилагается, чтобы ребёнок учился.

Как научить ребёнка учиться: основные задачи по возрастам

Когда решается задача «как научить ребёнка учиться», надо учитывать, что в разном возрасте формируются свои базовые навыки для этого умения. Разный возраст – разные задачи обучения.

Управление своим телом – до 1,5 лет самая важная природная задача

Взрослым кажется, это так просто. Начал садиться, начал ползти – мама радуется.

Но ещё нам бы хотелось, чтобы он знал цвета, чтобы мы повесили ему буквы, чтобы мы ещё его чем-то важным, умным, интересным заняли. И родители начинают занимать именно в ущерб телесному развитию.

Возникают нарушения. Потому что всё, что природой было предусмотрено как определенные фазы, этапы и в освоении окружающего мира, и в освоении взаимодействия с мамой незаменимо и очень важно.

Родители порой не уделяют достаточного внимания телесному развитию: мало он там не ползает. Это же не какой-то навык важный для школы. И крупно ошибаются, потому что движение тела напрямую связано с созреванием базовых отделов головного мозга, запускающих потом все те прекрасные сложные функции, обеспечивающие возможность читать, писать, управлять, своими реакциями, поведением и всё прочее.

Освоение себя как отдельного от мамы – главная задача 1,5-3 лет

Смысл такой: у меня свои чувства и желания, у мамы свои; я хочу, я не хочу, я буду, я не буду… Это важнейший период, чтобы была собственная мотивация и формировалась самостоятельность. Это ключевой период выхода из симбиотического кризиса.

Освоение представлений об окружающем мире и его качествах через собственную деятельность – основная задача 3-6 лет

Ребёнок – деятель. Здесь не может быть: послушай, я расскажу тебе, почему птицы улетают на юг. Если ребёнок

  1. не махал тем птицам руками,
  2. не задался вопросом, а куда они там летят,
  3. не рисовал и не лепил их, то есть не был включен телом,
  4. то в голове все рассказы останутся ненадолго.

Наши «мониторные» дети часто пропускают огромную фазу – фазу формирования правильного представления об окружающем мире. Оно складывается неверно, если ребёнок всё видит с экрана телевизора или компьютера просто как обучающие программы.

Здесь важна именно своя деятельность. Ребёнок должен быть включен в своё исследование, свою активность (принцип: тело в дело). Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. Подготовка к задаванию вопросов происходит на предыдущем этапе автономизации: я спрашиваю, мне интересно. А не маме интересно мне рассказывать, потому что она точно знает, как меня развивать. То есть кругом нужна самостоятельность.

Освоение произвольных целенаправленных действий для достижения результата – 6-10 лет

Если ребёнок 3-6 лет нечто делает, то для того, чтобы практиковаться в каком-то действии. у него не стоит задача достижения результата. Вы наверно замечали, что дети выполняют 157 раз одно и то же действие. Непонятно какой смысл, к примеру, закрывать и открывать дверь так много раз. Ну закрыл, успокойся уже, сядь, займись делом. Но для дошкольника важен процесс самого исследования действия.

В 6-10 лет всё меняется. У ребёнка появляется какая-то цель, и он хочет получить определённый результат.

Развитие самостоятельности и мотивации у дошкольника

Чтобы решалась проблема «как научить ребёнка учиться» в дошкольном возрасте, учтём следующее.

  1. В основе мотивации ребёнка раннего возраста лежит природная программа развития и созревания.

Это внутренняя программа. Она движется. Если мы ей не мешаем, если создаем для её реализации подходящие условия, то она успешно проистекает.

Повлиять на ребёнка, отрабатывающего природную программу, практически невозможно. Попробуйте малыша, обучающегося встать на ноги, уговорить лежать в кровати. Всё равно не удержите, если только привяжете.

Или ребёнку интересно, что там за красный мячик лежит на полочке, и он тащит стул в 2 раза больше себя. Вы запрещаете, оттаскиваете, а он всё равно туда лезет. Это действие его внутренней программы любопытства. Программа развития и созревания движет ребёнком очень активно.

И тут по большому счету то, что вы говорите не так важно. Важно, насколько малыш может программу реализовать, есть ли условия. Если мы посадим ребёнка в манеж, ходунки или другим образом ограничим его передвижение, то нарушим развитие этой природной программы, не создаём условий для созревания.

  1. Далее, после того как ребёнок осваивает первоначальное управление своим телом, к природной программе присоединяется социальный компонент – желание найти себя и свое место в системе отношений.

Ближе к двум годам это происходит, прежде всего, в отношениях с мамой. Начинается выход из симбиотической связи. Ребёнок приобретает некоторую автономию от мамы по двум позициям:

  • а) социальный компонент: кто такой я, я хочу, я могу, я не хочу, я буду, я не буду, нет, да;
  • б) место в системе отношений: я и ты, я и мы (семья), в детском коллективе в дошкольном учреждении, потом в школе.

Это становится ещё одним мотиватором. Не только природная программа (она продолжает свою работу), но и социальный компонент становится очень-очень значимым. Иногда он может значительно влиять и на природную динамику развития.

Свобода движений в теме «как научить ребёнка учиться»

Значение свободы движений в теме «как научить ребёнка учиться» невозможно переоценить, потому что управление своим телом – залог самостоятельности.

Когда ребёнок учится держать голову переворачиваться вставать, это запускает созревание его нервной системы, активизирует работу и центральной, и периферической нервной системы. Никак иначе.

Если малыш обездвижен или ограничен в свободе движений, то созревание нервной системы происходит неадекватно природной возможности ребёнка. Остаются минимальные (больше-меньше) слабости, несформированности.

Не так, чтобы видно: невропатолог вряд ли вам скажет «о-ё-ёй» и напишет что-то в карточке. Там у ребёнка внимания не хватает, тут он не может проконтролировать себя, там у него зашкаливают эмоции… То есть такие минимальные звоночки. Они появляются, и их становится всё больше со временем.

Что делать? Учесть следующее.

Чем лучше ребёнок своим телом управляет, тем лучше он управляет своими эмоциями, поведением. Потому что

  1. всё то, чего мы от ребёнка как раз хотим: внимания, памяти, контроля, планирования своих дел;
  2. всё это становится возможным, когда он тренирует это, начиная со своего тела.

Вот давайте посмотрим такой пример. Многие родители за ручки водили малышей на этапе, когда они начинали ходить. У нас это считается правильным: ребёнку помогаем. Что в этот момент происходит?

Для понимания психолог Катерина Сорокина предлагает выполнить упражнение. Сядьте и поднимите руки вверх. Большой интересный вопрос: где у вас внимание сейчас? В руках или в стопах. Безусловно, в руках. Что вы лучше ощущаете в данный момент? А теперь ещё представьте, что вас за руку держат. Где внимание?

Взрослый начинает выполнять функции вестибулярного аппарата малыша, который тоже не дополучает информации и соответственно формируется менее активно. А он балансирует, интегрирует распределение всех импульсов, которые мы получаем от органов чувств.

Поэтому надо позволить детям вставать, держаться, падать, подниматься самостоятельно. Главное – расчистить пространство, где это можно делать безопасно, чтобы были опоры, за которые можно держаться, чтобы ребёнок не получил вреда от углов на мебели и прочее.

Следующий вопрос: зачем мама ребёнка водит? Она исходит из не пройденной фазы симбиоза: жалко, он же хочет, плачет, а я не могу выносить этот плач.

Такая позиция – признак очень сильной симбиотической связи, не вступившей в естественную фазу убывания. Малыш смеется, маме от этого хорошо. Она получает мощный заряд энергии, не беспокоится, что он упадет. Потом начинается перегрузка. Мама уже падает от усталости, а ребёнок не отпускает её от себя, требует, чтобы его водили.

Сейчас есть тенденция поскорее научить малыша ходить с теми же «заручками». Между тем гораздо полезнее для опорно-двигательной системы, когда он долго ползает, пока не созреет для ходьбы. Для каждого ребёнка своё время начала ходьбы. И только он сам знает, когда готов пойти.

Из-за родительского «поскорее» ребёнок пропускает важные фазы, которые связаны не столько с ходьбой. Они связаны с головой, с тем, как развивается мозг, как интегрируются связи между его разными отделами. Бывает, малыш долго плохо ходит именно потому, что не встал на ноги самостоятельно.

Ходьба – это природная программа. Когда начинаем малыша водить, мы её нарушаем. Если мама вовремя осознаёт ошибку и отпускает ребёнка, он быстро пропущенное набирает.

Последствия родительских ошибок при освоении ходьбы часто видны в более позднем возрасте. Недаром многие программы нейропсихологической коррекции начинают работу с восстановления пропущенных фаз на этом этапе. К примеру, в 10-12 лет подросток учится ползать, если не ползал в младенчестве.

Кстати, на этапе ходьбы выявляются скрытые дефекты в развитии костей. За этим надо следить, чтобы вовремя обратиться к остеопату.

Как научить ребёнка учиться в дошкольном возрасте?