Эмоциональный интеллект основы. Эмоциональный интеллект

Психология и педагогика

5 составляющих эмоционального интеллекта

Чтобы активно и эффективно развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя это понятие. В этом материале мы разберем пять категорий эмоционального интеллекта, обозначим конкретные навыки, которые можно и нужно тренировать, а также сопроводим все это понятными примерами.

Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.

Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.

Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)

№ 1. Самосознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.

Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
- Крис, тебе грустно? - сочувственно вздыхает Женя.
- Не зна-а-а-ю, - всхлипывает девочка.
- Может быть, у тебя что-то болит? - интересуется реалистка Маша.
- Нет, ничего у меня не болит! - огрызается сквозь слезы Кристина.
- Ну а что тогда?..

Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят - она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так - залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.

Основные элементы самосознания:

  • Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно - начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете - постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то - хмурите лоб и напрягаете скулы.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.

№ 2. Саморегулирование

Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство - составлением плана, грусть - тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.

Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из ) и предложить составить план. Вы наверняка сами замечали за собой, что имея перед глазами лист с четко прописанными пунктами действий, страх перед задачей постепенно отступает. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» - начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.

Основные элементы саморегулирования:

  • Самоконтроль . Управлять разрушительными импульсами.
  • Достоверность . Поддерживать стандарты честности с самим собой
  • Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
  • Адаптивность . Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
  • Инновации. Быть открытым для новых идей.

№ 3. Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности - более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.

- Мам, я не хочу учить весь этот бред! - Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
- Какой бред, сын? - поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
- Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты...
- Тогда не учи, - спокойно отвечает Елена Леонидовна, - если они тебе не нужны.
- Но они нужны... - протяжно выдыхает Николай.
- А для чего они нужны? - якобы непонимающе спрашивает мама.
- Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
- А зачем в вуз? - раскрывает идею мама.
- Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
- Получается, определения - начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, - улыбается Елена Леонидовна, - я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
- Да, хочу.

Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.

Основные элементы мотивации:

  • Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
  • Приверженность . Согласование с целями группы или организации.
  • Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
  • Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.

№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)

Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, - крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.

Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:

Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»

Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?

Основные элементы

  • Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
  • Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
  • Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
  • Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
  • Понимание других. Самый понятный пункт - умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.

№ 5. Социальные навыки

Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.

Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем - высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен - отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.

Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор - понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».

Наиболее важные социальные навыки

  • Влияние . Использование эффективной тактики убеждения (

Когда мир впервые узнал об эмоциональном интеллекте (EQ), это открытие сыграло роль недостающего звена в целом ряде исследований: люди со средними показателями IQ в разы превосходили людей с высокими показателями в 70 процентах случаев. Эта аномалия вызвала серьезные вопросы к концепциям, которые ставили IQ основным источником успеха.

Десятки исследований показали, что именно эмоциональный интеллект является критически важным фактором, который выделяет лучших сотрудников на фоне остальных. Эта взаимосвязь настолько высока, что 90 процентов лучших работников имеют высокие показатели эмоционального интеллекта.

«Нет никаких сомнений в том, что эмоциональный интеллект – более редкий навык, чем книжный интеллект, но мой личный опыт говорит о том, что этот навык гораздо важнее на пути к становлению лидером. Вы просто не можете пройти мимо него», - Джек Велч

Эмоциональный интеллект – это нечто неосязаемое, что есть в каждом из нас. Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, как ориентируемся в сложных социальных взаимоотношениях и как принимает личные решения для достижения позитивных результатов.

Несмотря на всю важность эмоционального интеллекта, его неуловимая природа существенно усложняет понимание вашего личного уровня EQ и способов, которыми вы могли бы его повысить. Вы всегда можете пройти научно подтвержденный тест, вроде того, который идёт вместе с книгой «Эмоциональный интеллект 2.0».

К сожалению, качественные (научно подтвержденные) тесты EQ не бесплатны. Поэтому я проанализировал данные, полученные TalentSmart во время исследования более миллиона людей, чтобы определить, какое поведение является показателем низкого уровня эмоционального интеллекта. И эти типы поведения вам следует немедленно устранить из своего репертуара.

1. Вы легко впадаете в стресс

Когда вы накапливаете ваши чувства, они быстро выстраиваются в плотное ощущение напряжения, стресса и отчаяния. Нереализованные эмоции нагружают разум и тело. Ваши навыки эмоционального интеллекта помогают вам избегать стрессовых ситуаций, вовремя замечая их и стараясь не доводить конфликты до предела.

Люди, которые не умеют пользоваться своим эмоциональным интеллектом, склонны к неумению управлять своим собственным настроением. Они вдвое чаще испытывают отчаяние, депрессию, употребляют наркотики и алкоголь и даже задумываются о суициде.

2. Вы испытываете проблемы с самоутверждением

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют находить баланс между хорошими манерами, сочувствием, добротой и способностью к самоутверждению и установлению границ. Эта тактическая комбинация является идеальным способом справляться с конфликтами. При столкновении большинство людей занимают пассивную или агрессивную позицию. Люди с развитым эмоциональным интеллектом сохраняют баланс и сохраняют контроль, фильтруя свои эмоциональные реакции. Это позволяет им нейтрализовать сложных и токсичных людей, не делая из них собственных врагов.

3. У вас ограниченный эмоциональный словарный запас

Все люди испытывают эмоции, но лишь немногие могут чётко описать, что именно они чувствуют. Наше исследование показало, что только 35 процентов людей могут сделать это, что крайне критично, потому как неозвученные эмоции зачастую приводят к недопониманию, что, в свою очередь, ведёт к иррациональным выборам и контрпродуктивным действиям. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта управляют своими эмоциями, потому что они понимают их, и они используют широкий словарный запас, чтобы описывать свои чувства. В то время как многие люди описывают своё состояние простым «плохо», люди с развитым эмоциональным интеллектом могут указать, что они ощущают себя «раздраженными», «разочарованными», «подавленными» или «обеспокоенными». Чем более специфичное слово вы сможете выбрать, тем лучше вы дадите понять, что вы испытываете в данный момент, что послужило тому причиной и как вам с этим справиться.

4. Вы делаете быстрые предположения и рьяно из защищаете

Люди с недостатком эмоционального интеллекта быстро выстраивают собственное мнение и поддаются под натиском предубеждений, из-за чего они обращают внимание только на свидетельства, которые подтверждают их точку зрения, а все остальные факты оставляются проигнорированными. В большинстве случаев они спорят до тошноты, чтобы другие поддержали их точку зрения. Такой тип мышления особенно опасен для лидеров в тех случаях, когда их необдуманные идеи становятся стратегией для целой команды. Люди с развитым эмоциональным интеллектом долго обдумывают свои мысли, потому что они знают, что их первоначальное мнение могло быть вызвано эмоциями. Они дают себе время на размышления, чтобы тщательно проработать идею и определить её возможные последствия. Затем они сообщают о своих идеях другим самым эффективным способом, уделяя внимание чужому мнению.

5. Вы таите обиды

Негативные эмоции, которые идут рука об руку с обидами – это, по сути, реакция на стресс. Одно лишь обдумывание таких ситуаций вводит ваш организм в режим бей-или-беги – древний механизм выживания, который ставит перед вами выбор: встать и сражаться или бежать далеко в горы, чтобы не столкнуться с проблемами. Когда угроза только надвигается, такая реакция невероятно важна для вашего выживания, но, когда угроза становится моментом прошлого, обида может опустошить ваш организм и вызывать негативные последствия для вашего здоровья в будущем. Исследователи из Университета Эмори показали, что сохранение стресса приводит к повышенному кровяному давлению и проблемам с сердцем. Затаенные обиды означают, что вы сохраняете стресс, поэтому люди с развитым эмоциональным интеллектом стараются избежать этого любой ценой. Умение забыть об обидах не только заставляет вас чувствовать себя лучше, но также и улучшает ваше здоровье.

6. Вы не отпускаете свои ошибки

Люди с развитым эмоциональным интеллектом сохраняют дистанцию между собой и своими ошибками, но не забывают о них. Сохраняя свои ошибки на безопасном расстоянии, чтобы о них можно было вспомнить при необходимости, они сохраняют возможность адаптироваться и улучшиться для будущего успеха. Данный навык требует высокого уровня самосознания, чтобы пройти по канату между зацикливанием и воспоминаниями. Слишком долгое зацикливание на собственных ошибках заставляет вас беспокоиться и делает вас стеснительными, но забыть об ошибках – значит рискнуть повторить их вновь. Секрет сохранения баланса лежит в вашей способности превратить провал в возможность для улучшения. Это создаёт задел для возвращения в строй каждый раз, когда вы испытываете провал.

7. Вы часто чувствуете недопонимание

Когда вы испытываете недостаток эмоционального интеллекта, вам сложно определить, как вас понимают другие люди. Вы чувствуете недопонимание, потому что вы не доносите свой посыл таким способом, чтобы люди могли его понять. Даже с большой практикой люди с развитым эмоциональным интеллектом знают, что они не всегда доносят свои идеи идеально. Они отслеживают моменты, когда люди не понимают их идей, улучшают свой подход и затем объясняют свои идеи в более понятном виде.

8. Вы не знаете о собственных «спусковых крючках»

У каждого человека имеются собственные «спусковые крючки» - ситуации и люди, которые заставляют их вести себя импульсивно. Люди с развитым эмоциональным интеллектом изучают свои «спусковые крючки» и используют эти знания, чтобы обходить ситуации и людей, чтобы не сорваться на них.

9. Вы не злитесь

Эмоциональный интеллект вовсе не говорит о том, что вам всегда нужно быть милым; он говорит о том, что вам нужно управлять собственными эмоциями, чтобы достигать самых лучших результатов. Иногда для этого необходимо продемонстрировать людям, что вы огорчены, грустны или разочарованы. Постоянное сокрытие своих эмоций под маской счастья и позитива – это не умный и не продуктивный выбор. Люди с развитым эмоциональным интеллектом проявляют свои негативные и позитивные эмоции, ориентируясь на ситуации, в которых они находятся.

10. Вы обвиняете других людей в том, как вы себя чувствуете

Источник эмоций находится внутри человека. Существует огромный соблазн обвинить в своём плохом настроении других людей, но именно вы должны взять ответственность за свои эмоции. Никто не может заставить вас испытывать то, чего вы сами не хотите. Иное мнение лишь тянет вас на дно.

11. Вас легко обидеть

Если у вас есть четкое понимание того, кем вы являетесь, другим людям довольно сложно сделать или сказать что-то такое, чтобы вывести вас из себя. Люди с развитым эмоциональным интеллектом уверенны в себе и открыты миру, что создает довольно сильный защитный слой. ВЫ даже можете смеяться над собой или дать другим людям посмеяться над вами, потому что в собственной голове вы можете провести линию между юмором и деградацией.

Подводя итоги

В отличие от IQ, ваш эмоциональный интеллект довольно податлив. Постоянно практикуя новые виды эмоционального поведения, ваш мозг выстраивает в голове дорожки, необходимые для того, чтобы сделать из этого поведения привычку. Вместе с постоянным использованием этих новых видов поведения ваш мозг уничтожает связи со старым поведением. Уже в скором времени вы начнете отвечать окружающим, используя свой эмоциональный интеллект, даже не замечая этого.

Travis Bradberry, entrepreneur.com. Перевод: Артемий Кайдаш

  • Психология: личность и бизнес

Полагаем необходимым в нашем курсе дифференциальной психологии установить и вполне нынче известное понятие эмоциональный интеллект, ибо заметна его роль не только в понимании нашего различия друг от друга, но и в общем осознании собственных эмоций.

Эмоциональный интеллект (англ.Emotional intelligence ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

— по определению Майера и Салоувея — группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих . Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект :

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Эта иерархия основывается наследующих принципах.

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций дня решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика -MSCEIT . В каждой задаче, решение которой отражает развитие одною из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами — основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

Теперь о смешанной модели эмоционального интеллекта.

По мнению американского психолога Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ):

  • самосознание;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психологи Рэйвен и Бар-Он начали свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Вышеупомянутый Д. Гоулман выделяет пятую составляющую: мотивация.

Все специалисты по эмоциональному интеллекту, говоря о наших различиях в этом аспекте, выделяют и биологические предпосылки его:

  • уровень EQ родителей;
  • правополушарный тип мышления:
  • свойства темперамента.

И социальные предпосылки развития:

  • синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка);
  • степень развития самосознания;
  • уверенность в эмоциональной компетентности;
  • уровень образования родителей и семейный доход;
  • эмоционально благополучные отношения между родителями;
  • андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
  • внешний локус контроля;
  • религиозность.

Таким образом, структура эмоционального интеллекта выглядит так:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • различение и выражение эмоций;
  • использование эмоций в мыслительной активности.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI ) - это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.

От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.

Что такое эмоции?

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для лидера очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются . Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

  • любовь;
  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • наслаждение
  • удивление;
  • стыд;
  • отвращение.

В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Список основных эмоций и их некоторых оттенков приводится ниже.

  • Гнев : ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.
  • Грусть : печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.
  • Страх : тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.
  • Наслаждение : счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовольствие, восхищение, восторг, трепет, эйфория.
  • Любовь : признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.
  • Удивление : шок, изумление, потрясение, недоумение.
  • Отвращение : презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.
  • Стыд : чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.

Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям окружающих, создают хорошую рабочую атмосферу, что идет на пользу всей организации.

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории , приведенные в таблице 1 . Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

Таблица 1. Составляющие эмоционального интеллекта

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой - второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании, посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.

Социальное сознание - это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию - умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов. Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е. способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.

Менеджмент взаимоотношений - это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.

Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.

Практические выводы для лидеров

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных. Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта. В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств. Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера , сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.

Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, - это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.

  • 1 - отсутствует;
  • 2 - проявляется в незначительной степени;
  • 3 - проявляется в средней степени;
  • 4 - проявляется в значительной степени;
  • 5 - присутствует постоянно.

Таблица 2. Самооценка эмоционального интеллекта

1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс.
8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам.
19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.

Подсчет баллов

Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта. Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17; владение собой - пунктами 2, 5, 10, 14 и 18; социальное сознание - пунктами 3, 7, 11, 15 и 19; менеджмент взаимоотношений - пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.

Интерпретация результатов

Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.

  • Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
  • Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
  • Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего.
  • Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 - низким. Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Ричард Дафт

      (Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (Owen Graduate School of Management) при Вандербильтском университете (Vanderbilt University). Автор учебника
      , книги
- из рассылки Эриксоновского Международного Университета коучинга, 8 августа 2016

В своих работах «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше чем IQ?» и «Эмоциональный интеллект на работе» Дэниел Гоулман описал пять различных категорий или составляющих эмоционального интеллекта:

1 Самосознание
Эмоционально зрелый человек понимает, как свои сильные стороны и области для развития, так и то, как действовать соответствующим образом. Это качество выявляет уверенность, которая отличается от излишней самоуверенности или проявлений низкой самооценки, находящейся на другом конце этого спектра. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать его, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь.

2 Саморегуляция
Жить без чувств - все равно что умереть. Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации. Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их.

3 Мотивация
Мотивация самым значительным образом влияет и на карьеру, и на жизнь в целом. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью.

4 Эмпатия
Разумная доля эмпатии может существенно улучшить качество жизни и связи с людьми на эмоциональном уровне. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство.

5 Социальные навыки
Человек с хорошо развитыми социальными навыками любит находиться среди людей. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья.

Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной? Развитие пяти составляющих эмоционального интеллекта может существенным образом улучшить:

Отношения в семье и межличностные отношения
Повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям. Это приводит к повышению уровня общественного признания, улучшению качества семейной жизни, дружбы и романтических отношений. Лучше понимая себя, мы можем лучше понять других людей. Сдерживая себя, мы лучше контролируем эмоции, что, в свою очередь, способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Было доказано, что это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Проблемы взаимоотношения являются важнейшим источником стресса. Улучшение отношений способствует лучшему качеству жизни.

Физическое и эмоциональное здоровье
Различные исследования показывают, что большинство физических заболеваний связаны со стрессом. Депрессия - это явление, которое с каждым годом становится все более опасным и является причиной разводов, пагубно влияет на детей и даже может привести к самоубийству. Как уже упоминалось, развитие нашего эмоционального интеллекта способствует снижению вероятности стресса и депрессии, ведет к более здоровой физической и эмоциональной жизни.

Лучшее определение жизненной цели
Сомнения относительно жизненной цели являются основной, если не единственной причиной, способствующей возникновению депрессии или стресса. Людей пугает неизвестность. Для некоторых людей соблюдение здорового баланса между амбициями и реалистичными ожиданиями является на удивление тяжелой задачей. Повышение уровня самосознания ведет к более ясному пониманию своих сильных сторон и может помочь реалистично определить свою жизненную цель.

Успех
Несмотря на то, что данная статья посвящена обсуждению преимуществ эмоционального интеллекта, мы не можем отрицать тот факт, что успех является залогом счастья и качества жизни. Было доказано, что эмоциональный интеллект повышает шансы на успех, как в академической, так и в профессиональной и личной областях и, возможно, является более важным фактором успеха, чем интеллект.
Поддержание успешного и здорового образа жизни с четкой жизненной целью, безусловно, делает эмоциональный интеллект достойным внимания.