Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми. Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект и IQ

Эстер руководит небольшой сплоченной командой. Будучи добрым и отзывчивым человеком, она всегда учитывает потребности окружающих. Она умеет решать проблемы и видит в неудачах новые возможности. Она увлеченно работает и является образцом невозмутимости длял коллег. Руководителю Эстер повезло с подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ). Эстер гордится своим эмоциональным интеллектом и радуется, что ей не нужно работать над ним в рамках программы по развитию лидерских качеств и навыков. Несмотря на позитивный настрой, Эстер кажется, что ее карьера стоит на месте. Ее производительность просто не соответствует критериям для повышения. "Вот тебе и эмоциональный интеллект", - думает она.

Эстер и ее руководитель попали в одну и ту же ловушку. Они определяют этот термин слишком узко. Они сосредотачиваются на умении Эстер общаться, проявлять чувства и нравиться подчиненным, однако забывают о других важных компонентах эмоционального интеллекта, которые требуются сильному и эффективному руководителю. В статье, недавно опубликованной на портале HBR отмечается, что доброму и положительному руководителю вроде Эстер может недоставать таких качеств, как умение сообщать сотрудникам плохие новости, возражать им при необходимости, внедрять изменения и нестандартно мыслить. Это свидетельствует отнюдь не о том, что уровень эмоционального интеллекта Эстер слишком высок, а о том, что ее навыки развиты неравномерно. За последние 30 лет мы изучили сильные стороны выдающихся лидеров и выработали оптимальную модель эмоционального интеллекта и лидерского мастерства. Мы очертили гармоничный круг способностей, благодаря которым лидер может справляться с вышеперечисленными трудностями.

Существует немало моделей эмоционального интеллекта с различными наборами способностей. Иногда эмоциональный интеллект называют EQ, по аналогии с коэффициентом интеллекта. Мы предпочитаем называть его EI. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самоанализа, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. С этими четырьмя компонентами напрямую связаны 12 приобретаемых компетенций, которые определяют производительность работы руководителя (см. таблицу). Эстер обладает несколькими компетенциями - например, умением сопереживать, контролировать себя и позитивно смотреть на мир. Тем не менее, некоторые компетенции ей недоступны - например, стремление к достижениям, влиятельность, умение улаживать конфликты, работать в команде и воодушевлять окружающих. Компетенции из первой и второй групп требуют равной эмоциональной отдачи и обладают равным приоритетом для руководителя, который желает развиваться в правильном направлении.

Компоненты и компетенции эмоционального интеллекта

Самоанализ Самоуправление Социальная осведомленность Управление отношениями
Анализ собственных эмоций Управление своими эмоциями Умение сопереживать Влиятельность
Способность адаптироваться Обучение и наставничество
Стремление к достижениям Организационная осведомленность Управление конфликтами
Позитивный взгляд на мир Командная работа
Вдохновляющее руководство

К примеру, если бы Эстер умела управлять конфликтами, она бы не испытывала затруднений при раздаче отрицательных отзывов о работе подчиненных. Если бы она стремилась расширить свою зону влияния, она хотела бы давать подобные отзывы, потому что они помогают людям расти в профессиональном плане. Предположим, что у Эстер есть властный и жесткий коллега. Если бы она обладала сбалансированным набором компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, она бы обсудила проблемы с коллегой напрямую, вместо того, чтобы пытаться сгладить углы при каждой попытке взаимодействия. При этом способность контролировать свои эмоции помогла бы ей конструктивно рассказать собеседнику, что конкретно идет не так, как ей хотелось бы. Вся суть управления конфликтами заключается в том, чтобы поднимать проблемные вопросы. Кроме того, Эстер могла бы поработать над стратегией распространения влияния и объяснить коллеге, что она желает ему успехов и что если бы он последил за тем, как его стиль управления воздействует на окружающих, он бы понял, какую выгоду сулят изменения.

Аналогичным образом, если бы Эстер развивала свои способности к вдохновляющему руководству, она бы реализовала эти изменения с большим успехом. Руководитель с этой компетенцией умеет подбирать аргументы, которые взывают не только к тем, с кем он говорит, но и к нему самому, что дает всем мотивацию двигаться в нужном направлении. И в самом деле, некоторые исследования обнаружили тесную связь между уровнем эмоционального интеллекта, способностью внедрять изменения и стратегически руководить.

Таким образом, для достижения успеха лидер должен развить в себе компетенции, связанные с уровнем эмоционального интеллекта, и поддерживать баланс между ними. Только в этом случае от него можно ожидать великолепных результатов.

Как узнать, какую именно компетенцию следует развивать, особенно если вам кажется, что в некоторых областях у вас все в порядке?

Вернитесь к таблице и прочтите список повторно. Как было отмечено выше, существует несколько формальных моделей эмоционального интеллекта. Некоторые из них включают в себя инструменты для оценки. Выбирая инструмент, всегда учитывайте, насколько хорошо он позволяет предсказать результаты управленческой деятельности. Некоторые инструменты помогают исследовать самооценку. Они больше похожи на личностные тесты, формирующие "я-схему". Другие инструменты (например, коммерческий продукт MSCEIT, разработанный президентом Йельского университета Питером Саловеем и его коллегами) больше соотносятся с коэффициентом интеллекта.

Мы рекомендуем провести всестороннюю оценку, основанную не только на самоанализе, но и на взглядах тех, кто хорошо вас знает. Информация извне позволит оценить все компоненты эмоционального интеллекта, включая способности к самоанализу (если бы вы не анализировали свои действия, то как бы вы узнали о своей неспособности к самоанализу?). Точная оценка ваших достоинств и недостатков может исходить только от тех, с кем вы непосредственно работаете. Чем больше людей вы опросите, тем полнее будет общая картина.

По результатам исследований, формальная всесторонняя оценка, которая включает в себя систематические анонимные опросы подчиненных, не имеет никакой связи с личностью руководителя и коэффициентом его интеллекта, но при этом наилучшим образом предсказывает эффективность его действий, реальные результаты, степень вовлеченности в работу и удовлетворенности жизнью. В эту категорию попадает наша модель ESCI 360 (Emotional and Social Competency Inventory), разработанная в соавторстве с Korn Ferry Hay Group. Он позволяет оценить 12 компетенций на основании наблюдений за деятельностью лидера со стороны. Чем сильнее различия между тем, как он оценивает себя сам, и тем, как оценивают его окружающие, тем ниже его уровень эмоционального интеллекта и тем хуже результаты его деятельности.

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит...

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Подтверждений этому много. Например, будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости (из книги «Копируй это») .

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий - он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона).

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте . У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта . Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит - неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность .

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении.

И еще один важный момент. Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни . И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

По материалам книг Дэниела Гоулмана "Эмоциональное лидерство" и Марины Мелия "Бизнес - это психология"

Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Гоулман раскрывает все тайны наших эмоций и учит ими управлять.

Ниже мы расскажем о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому разумному человеку.

Знайте свои эмоции

Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо понимали всю глубины собственных эмоций лишь спустя долгое время.

Возможность отслеживать собственные чувства имеет огромное значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.

Что это даёт : Люди, более уверенные в своих чувствах, и которые вовремя успевают в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.

Управляйте эмоциями

Порой каждый из нас выходил себя, то есть давал волю своим эмоциям. Вспомните, когда это произошло в последний раз? Как вы себя при этом чувствовали? Наверняка, вы пожалели о том, что сделали.

Умение справляться с чувствами и не давать их выходить за подобающие рамки - навык человека с развитым эмоциональным интеллектом.

Что это даёт: Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

Мотивируйте самого себя

Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта - способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.

Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий.

Что это даёт: Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.

Распознавайте эмоций других людей

Все мы живём в социуме и каждый день общаемся с разными людьми. А одна из составляющих продуктивного общения - эмпатия - умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих.

Эмпатия зиждется на самоосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей.

Что это даёт: Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.

Поддерживайте взаимоотношения

Как мы уже отметили, искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным - вот ключи к продуктивному и постоянному общению.

Что это даёт: Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта.

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта,описывающие структуру ЭИ и разъясняющие суть понятия. Само словосочетание изначально появился в конце 20 века на страницах академической психологической зарубежной литературы. Сегодня, мы уже свободно употребляем это понятие, т.к. оно стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека.

Ученые разрабатывают новые теоретические конструкты, способы диагностики уровня эмоционального интеллекта, практические психологи разрабатывают различные тренинги, направленные на рост и повышение уровня ЭИ для людей разных возрастов. Для того, чтобы поговорить об ЭИ, о его значимости в жизни человека, о том, как его тренировать и какие существуют способы иследования уровня развития ЭИ, необходимо для начала разобраться в том, что же в себя включает данное понятие, какие известные модели ЭИ существуют, в чем их сходства и отличия друг от друга.

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".

За последние 20 лет психологи провели массу исследований, целью которых является создание наиболее полной модели ЭИ и изучение его потенциала. На сегодняшний день существует несколько определений ЭИ, ведь недаром говорят: сколько ученых, столько и мнений. Ученые будут долго еще спорить о том, что же такое ЭИ, что он в себя включает, и насколько это научное понятие. Однако, изначально термин "ЭИ" включал в себя способности к 1) переработке информации, содержащейся в эмоциях, 2) определение значения и связи между различными эмоциями, 3) применение полученной эмоциональной информации как основы для мышления и принятия решений.

В первой половине 20 века Дэвид Векслер (1943) предложил классическое представление об интеллекте как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом. Д. Векслер выделял "интеллектуальные" (рациональные способности) и "неинтеллектуальные" элементы интеллекта (социальные, коммуникативные навыки). И несмотря на то, что Векслер предположил, что "неинтеллектуальные" способности имеют приоритетное значение для определения способности личности в достижении успеха, данная группа факторов осталась практически без внимания, в отличие от когнитивной составляющей. Это привело к тому, что интеллект долгое время представляли как некий конструктор, для решения логических и математических задач.

Еще в конце 30-х годов прошлого столетия Роберт Торндайк выдвинул концепцию "социального интеллекта". Однако, работы этих авторов долгое время не получали развития. И только в 1983 году Ховард Гарднер (автор одной из современных концепций интеллекта) заявил о "множественном интеллекте". Х. Гарднер выделил семь форм интеллекта:

  • Логико-математический;
  • Вербальный (лингвистический);
  • Визуально-пространственный;
  • Телесно-кинестический;
  • Музыкальный;
  • Межличностный (эмоциональный);
  • Духовный (экзистенциальный).
Х. Гарднер считал, что межличностный (эмоциональный) интеллект и духовный (экзистенциальный) интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ (вербальный и логико-математический).

Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия а, позднее и первой модели эмоционального интеллекта.

Первая модель эмоционального интеллекта , разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:

  • способности к идентификации и выражению эмоций;
  • способности к регуляции эмоций;
  • способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Первый тип способностей делится на 2 компонента:

1. Направлен на собственные эмоции (в него включены вербальный и невербальный субкомпоненты);
2. Направлен на эмоции другихлюдей (в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия).

Второй тип способностей также делится на 2 компонента:

1. Направлен на регуляцию своих эмоций;
2. Направлен на регуляцию эмоций других людей.

Третий тип способностей подразделяется на следующие компоненты:

1. Гибкое планирование;
2. Творческое мышление;
3. Перенаправленное внимание;
4. Мотивация.

Приведенная выше структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.

Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);
2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);
3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);
4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).

Поскольку работы Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо были опубликованы лишь в академических изданиях, широкая публика о них практически ничего не знала. Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте, расширил их и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы. В своей книге Д. Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.

Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;

Саморегуляция – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.

Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу.

Социальные навыки – способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.

Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В сегодняшний день она состоит из четырех компонентов:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Социальное понимание;
  • Управление взаимоотношениями.
Важно отметить, что эта структура имеет отличия применительно к различным категориям людей.

По мнению Д. Гоулмана, в развитии ЭИ лидеров важными являются следующие составляющие и навыки, связанные с ними:

Личностные навыки

1. Самосознание (Эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2. Самоконтроль (контроль эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм).

Социальные навыки

Социальная чуткость (Сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность)
Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество).
Как видно, среди составляющих эмоционального интеллекта, которые выделяет Гоулман, есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.

Еще одной известной трактовкой эмоционального интеллекта является модель, разработанная Рувеном Бар-Оном. Именно Бар-Он ввел обозначение EQ (emotional qujtinent) – коэфициент эмоциональности. EQ определяется автором как совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетенций, позволяющие человеку развивать возможности для решения различных жизненных задач.

Структура эмоционального интеллекта по Рувену Бар-Ону предствляет собой пять выделенных сфер компетенции, которые включают в себя 15 способностей.

Внутриличностная сфера

  • Самоанализ;
  • Ассертивность;
  • Самооценка;
  • Самоактуализация;
  • Независимость.
Сфера межличностных отношений
  • Эмпатия;
  • Межличностные отношения;
  • Социальная ответственность;
Сфера адаптивности
  • Гибкость
  • Решение проблем
  • Оценка действительности
Сфера управления стрессом
  • Стрессоустойчивость
  • Контроль импульсивности
Сфера общего настроения
  • Удовлетворенность жизнью
  • Оптимизм
Отечественных исследователей тоже интересует тема эмоционального интеллекта, которая разрабатывается такими авторами как Д.В. Люсин, И.И. Андреева, Д.В. Ушаков, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и многих других.
Психолог Д.В. Люсин в 2004 году предложил новую модель эмоционального интеллекта. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность (совокупность способностей) к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций, может быть направлена на свои эмоции и на эмоции других людей и означает, что человек:

  • Может распознать эмоцию;
  • Может идентифицировать эмоцию и вербализовать ее;
  • Понимает причины возникновения данной эмоции, и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями, может быть направлена на свои эмоции и эмоции других людей и означает, что человек:
  • Может контролировать интенсивность эмоций;
  • Может регулировать внешнее выражение эмоций;
  • При необходимости может произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию и управлению эмоциями, по мнению Д.В. Люсина, непосредственно связана с общей личностной направленностью на сферу эмоций, склонностью к анализу психологических причин поведения, с ценностями определяемыми эмоциональными переживаниями.

В концепции Д.В. Люсина "эмоциональный интеллект" – это свойство психики, которое формируется в течение жизни под влиянием различных факторов, обуславливающих его специфические индивидуальные особенности и уровень.

Можно выделить три группы факторов, обуславливающих специфические индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта:

1. Когнитивные способности (включают в себя точность и скорость переработки эмоциональной информации);
2. Представления об эмоциях (как о ценном и важном источнике информации);
3. Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность).

Поскольку Д.В. Люсин не вводит в структуру эмоционального интеллекта личностные характеристики, данная модель имеет принципиальное отличие от смешанных моделей эмоционального интеллекта. Автор допускает только такие личностные характеристики, которые оказывают прямое влияние на индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта.

Мы описали несколько самых известных моделей эмоционального интеллекта.

Первой была модель Дж. Майера, П. Сэловея и Д.Карузо. Она включает в себя только способности, которые связаны с переработкой информации (когнитивные способности), в связи с этим, данная модель была определена авторами, как модель способностей. Их теория называется "Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.". Затем в своей теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмен дополнил модель способностей Сэловея и Майера, он добавил к когнитивным способностям личностные характеристики.

Такого рода модели, в которых смешаны много признаков, не связанных с эмоциями и интеллектом, и главную идею эмоционального интеллекта смешивают с множеством других черт личности, назвали смешанными моделями эмоционального интеллекта. Еще одной смешанной моделью эмоционального интеллекта считается модель эмоционального интеллекта Бар-Она в его некогнитивной теории эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта в двухкомпонентной теории ЭИ Люсина Д. В. имеет принципиальное отличие вышеперечисленных моделей (она не относится ни к первому, ни ко второму типу).

На основе анализа вышеуказанных теорий эмоционального интеллекта можно определить ЭИ как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) - умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.

Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со .

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
  • Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
  • Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё , ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

1. Самопознание

Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния - ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
  • Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
  • Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
  • Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

sorsillo/Depositphotos.com

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

  • Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
  • Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
  • Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

2. Самоконтроль

Осознание чувств - это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.


Sericbvd/Depositphotos.com

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе - посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость - сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами - врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

3. Эмпатия

Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции - лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание - крайне важное жизненное умение.


bacho123456/Depositphotos.com

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

  • Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы , прежде чем вступить в разговор.
  • Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш босс пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
  • Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем - более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

4. Мотивация

Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.

Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.


pertusinas/Depositphotos.com

Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.

Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.

5. Социальные навыки

Социальные навыки - это умение понимать , которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.


racorn/Depositphotos.com

Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.

Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.

Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:

  • Уделите время друг другу, а затем вернитесь к проблеме. В романтических отношениях необходимо напомнить партнёру, что за критикой стоит забота и любовь.
  • Убедитесь, что обе стороны точно представляют причину конфликта. Предложите взаимовыгодное решение, которое учитывает обоюдные желания и исключает дополнительные требования.
  • Закончите на одной ноте, даже если она не совсем позитивная. Пусть ваш начальник, коллега или вторая половинка знают, что вы двигаетесь в одном направлении, хоть и с разными точками зрения.

Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.