5 лет детей что делать.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? В этом возрасте он хорошо владеет собственным телом и испытывает радость от движения. Как и прежде, активные, подвижные игры у него на первом месте. Но также пятилетнему малышу интересна познавательная деятельность, чтение вслух, рисование, лепка, обучение, общение со сверстниками.

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны. Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу. Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки - одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы. Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности - координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача - постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи - это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то - слуховая. Одни дети запоминают механически, другие - подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение - база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму. Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка - это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство - «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Распечатать

В сегодняшней нашей статье речь пойдет о том, что должен знать и уметь ребенок в 5.5 лет. По навыкам, которые карапуз успел приобрести в том или ином возрасте, психологи, педиатры и неврологи могут сформировать картинку о его нормальном физическом и психологическом развитии. Регулярный осмотр дошкольника у специалиста позволяет своевременно выявить нарушения и подобрать индивидуальную программу, позволяющую скорректировать развитие маленького непоседы. Нелишними будут эти знания и для родителей.

Итак, что должен уметь ребенок в 5.5-6 лет со стороны мышления? Большинство психологов и педиатров считает, что именно в этом возрасте малыша следует готовить к школе. Объясняется это достижением пика познавательной активности. Если кроха постоянно задает вопросы, старайтесь максимально развернуто отвечать на них. Но перегружать детскую психику информацией нельзя. Если он переутомится, это может на долгое время отбить у него желание узнавать что-либо.


Прежде чем узнать, что же должен уметь карапуз, напомним, что его навыки во многом зависят от того, насколько часто родители занимаются с ним. Итак, малыш в 5.5 лет должен обладать такими умениями:

  • Называет цифры от одного до десяти, показывает их на картинке, считает предметы. Некоторые умеют считать до 10 и больше.
  • Иногда дети умеют решать элементарные примеры, например, 3-1, 2+2 и так далее. Чаще они просто запоминают решение этих примеров, так как логическое мышление в этом возрасте развито еще недостаточно.
  • Мальчик или девочка умеет различать простые геометрические фигуры, рисует их изображение на листе бумаги. Чаще это круг, квадрат, треугольник.
  • Многие дети знают некоторые буквы, могут подобрать слова, которые начинаются с них. Если попросить найти ту или иную букву среди других, дошкольник находит ее, иногда может написать на бумаге.
  • Редко малыши в 5.5 лет начинают уже читать по слогам, но так случается, скорее, в случае исключения.
  • Ребенок различает животных, показывает их на картинке, изображает звуки, которые издают эти животные.
  • Различает цвета и некоторые оттенки, может показать их на картинке, найти тот или иной предмет определенного цвета, по просьбе взрослого.
  • Знает название дней недели и месяцев, но ориентироваться при этом во времени кроха еще вряд ли умеет.
  • Карапуз умеет решать элементарные задачи и загадки.
  • В 5.5 лет он уже вполне собирает несложные пазлы, кубики, пирамиды.
  • Находит общие и различные черты между предметами, может объединить их по какому-либо признаку или, наоборот, исключить лишний, при этом объяснить свое решение.

Логическое мышление в дошкольном возрасте начинает активно развиваться, но сейчас логика малыша имеет свои особенности.


Если вам кажется, что непоседа делает абсолютно неправильные выводы, не стоит настаивать на своем и ругать его. Со временем все встанет на свои места. Для хорошего развития логики родителям необходимо больше читать своему чаду, отдавая предпочтение познавательной литературе для определенного возраста. Подойдет информация о птицах, животных, растениях, странах и прочем.

Координация движений у малыша сейчас уже достаточно развита. Он ловко бегает, прыгает, лазает по лестнице, спускается с горки на детской площадке. Сейчас непоседа уже четко знает, на что способно его тело. С каждым днем навыки усовершенствуются. Мальчики, как правило, активнее девочек, но так бывает не всегда.


Пятилетний малыш должен обладать следующими физическими навыками:

  • Быстро и ловко бежит на довольно большое расстояние, при этом преодолевает различные преграды (бугорки, ямы, канавки и прочее).
  • Мальчик или девочка без труда взбирается на довольно высокие предметы (лавочки, бордюры), с легкостью спрыгивает с них.
  • Умело орудует мячом, ловит его, бросает в цель, толкает ногой, набивает о землю несколько раз.
  • Ребенок в 5.5 лет умеет пройти по узкой доске, удерживая при этом равновесие.
  • У дошкольника отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому он долго может качаться на качелях, крутиться на карусели. Кувырки и стойка на голове также не доставляют ему дискомфорта.
  • Некоторые дети без труда удерживаются на канате, заползают по нему, лазают по горизонтальным лестницам, перебирая руками.

С каждым днем маленький непоседа становится более выносливым. Длительные прогулки уже не доставляют ему такого дискомфорта, как раньше. Малыш открывает новую информацию, которая откладывается в головном мозге.

В 4-5 лет ребенок должен уметь совершать действия с мелкими предметами довольно легко. Несмотря на это, важно ежедневно выполнять с ним занятия на развитие мелкой моторики. Это поможет совершенствовать уже полученные навыки.


Способности малыша в этом возрасте:

  • Уверенно держит ножницы, ручку, карандаш. Умеет рисовать мелкие предметы, регулирует силу нажатия.
  • С легкостью завязывает шнурки, умеет развязать узел, образовавшийся на них.
  • При раскрашивании рисунков не выходит за линию.
  • Может навести буквы и цифры по образцу на линейке или в клеточках.
  • Умеет делать мелкие детали из пластилина.

Развитие мелкой моторики тесно связано с мозговой деятельности. Чем лучше развит этот навык, тем активнее будет развиваться и логическое мышление. Именно поэтому родителям так важно научить карапуза орудовать с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином и прочим. Заинтересовать малыша можно, занимаясь вместе с ним.

Физиологическое развитие детей от 5 до 7 лет: точная таблица

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальной схеме. Если параметры вашего чада немного отклоняются от приведенных в таблице норм, не стоит волноваться. Выявить отклонения может только врач.

Рост мальчиков


Вес мальчиков



Вес девочек


Эти показатели являются средними и не могут использоваться как эталон для всех детей. Некоторые малыши сначала немного отстают в развитии, но уже очень скоро догоняют своих сверстников. Здесь многое зависит от наследственной предрасположенности, питания, условий жизни ребенка и некоторых других факторов.

Словарный запас дошкольника позволяет ему четко выражать свою мысль, ведь он уже довольно разнообразен. Он без труда составляет сложные предложения, четко выражая свои эмоции и желания. Мальчик или девочка умело использует вводные слова и сложные конструкции.


С каждым днем эти навыки усовершенствуются:

  • 5-летний ребенок четко произносит все звуки, лишь некоторые буквы могут не поддаваться ему, чаще это «р», «с», «ш». Если наблюдается такая картина, родителям нужно записать маленького непоседу к логопеду.
  • Умело склоняет слова и использует превосходные и сравнительные формы прилагательных.
  • Четко умеет определить и использовать интонационную окрашенность предложения. Это касается восклицательных, вопросительных и других форм предложения. Стихотворения ребенок рассказывает с интонацией и расстановкой.
  • Понимает понятие слов «сегодня», «завтра» и «вчера». Лишь некоторые дети сейчас до сих пор путают их.
  • Может назвать свой адрес и фамилию. Знает имя и фамилию родителей.

На этом этапе развивается наглядно-образное мышление. Сейчас всезнайка умеет четко выразить мысли, возникающие в его голове при увиденном. К 5 годам он легко вступает в диалог со взрослым и своими сверстниками, но на длительный монолог он еще не совсем способен.

Родители должны стараться как можно чаще разговаривать со своим чадом, выводить его на диалог, задавать и отвечать на вопросы. Это значительно ускорит речевое развитие.

В 5.5 лет кроха уже умеет использовать личный опыт, анализируя те или иные предметы. Он оценивает различные критерии этих предметов, различая их по форме, размеру, цвету, ширине и другим признакам. Карапуз четко различает мельчайшие детали, сравнивает предметы. В этом возрасте наблюдаются очень активные психические процессы.


Свою речь ребенок использует не только для общения с людьми, но и для обработки данных, поступающих от другого человека. Изучить окружающий мир ему помогает получение аргументированных ответов от взрослых. Для нормального психического развития родителям важно придерживаться таких советов:

  • Четко и терпеливо выслушивать все вопросы.
  • Прислушиваться к мнению своего чада.
  • Принимать позицию малыша, даже если вы с ней не совсем согласны.
  • Нельзя насмехаться над умозаключениями, даже если они кажутся глупыми.
  • Стараться поощрить любознательность всезнайки.

Еще один важнейший процесс, формирующийся именно на этом этапе, это воображение. Это умение используется для лучшего усвоения полученной информации во время общения со взрослыми, сверстниками и во время процесса обучения. Воображение позволяет малышу фантазировать, что сопровождается позитивными эмоциями.

Часто фантазии детей тесно связаны с реальностью. Именно поэтому воображаемые друзья становятся для мальчика или девочки такими же важными, как и реальные.

У детей в пять лет память находится в так называемом переходном состоянии. Сейчас карапуз уже осознает, что может запоминать предметы, людей и события не только на бессознательном уровне, но и осознанно. Непоседа легко заучивает довольно большие стихотворения, запоминает песенки с ранее незнакомыми словами.


В 5.5 лет ребенок должен уметь следующее:

  • Концентрировать внимание на одном занятии в течение 15-20 минут.
  • Запоминать очередность 8 предметов, удерживать их в своем поле зрения.
  • Определяет, какой предмет появился, а какой исчез из списка.
  • Легко находит отличия на двух картинках.
  • Запоминает и рассказывает стишки, пересказывает прозу.
  • Может составить простой сюжет по картинкам.
  • Помнит, что происходило вчера, сегодня, может рассказать об этих событиях.
  • Запоминает значение новых слов, правильно использует их в своей речи.

В 5.5 лет ребенок должен уметь ответить на простые вопросы взрослого, например, «Что ты делал в саду», «Что вы ели на обед», «Чем занимались с бабушкой» и так далее.

Большинство детей в 5.5 лет вполне могут проводить время наедине с собой, играя игрушками, но все же предпочитают компанию сверстников или взрослых. Больше малышам нравятся активные и подвижные занятия. При этом правила маленькие непоседы часто придумывают самостоятельно, используя свое воображение. Девочки с удовольствием кормят кукол, готовят еду на игрушечной кухне, укладывают спать мишек и зайцев. Мальчики катают машинки, строят башни, собирают конструктор, складывают пазлы.


В этом возрасте карапуз уже умеет самостоятельно и без напоминания выполнять такие бытовые навыки:

  • После ночного сна умывается и чистит зубы, повторяет аналогичные процедуры вечером.
  • После прогулки снимает верхнюю одежду и обувь.
  • Моет руки после туалета и перед едой.
  • Умело использует столовые приборы, знает правила поведения за столом.
  • Самостоятельно моется, используя мочалку и мыло.
  • Здоровается со знакомыми людьми.
  • Знает слова «спасибо» и «пожалуйста».

Родители должны прививать и развивать социальные и бытовые навыки своему чаду с раннего возраста. К 5 годам они уже отлично усвоятся, что поможет дать крохе отличное воспитание. Конечно, многое здесь зависит от характера ребенка, но без усилий папы и мамы успеха в этом деле не добиться.

В 5.5 лет родители уже вполне могут понять, каким вырастит их чадо. Сейчас психика крохи уже вполне сформирована. Психологи утверждают, что именно этот возраст у детей самый спокойный. Он уже пережил кризис в 2 и 3 года, а следующий трудный период ожидается к семи годам. А сейчас маленький непоседа легко идет на компромисс, с ним можно договориться. Истерики в этом возрасте случаются редко. Ребенок может выразить свои желания словами. Чаще карапуз пребывает в хорошем расположении духа.


Общаясь со сверстниками, непоседы предпочитают дружить с кем-то одним. К некоторым малышам он может проявлять неприязнь. Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, стараться узнать, что его волнует или почему возникли негативные эмоции. В 5.5 лет мальчик или девочка умеет выражать радостные и грустные эмоции. Сильно развито чувство стеснения при общении с посторонними людьми или, если приходится выступать на публику.

Если вам кажется, что сын или дочка отстает в эмоциональном развитии от своих сверстников, можно показать его психологу. Специалист использует различные методики и тесты, позволяющие оценить психическое здоровье ребенка.

Что должны уметь дети в 5.5 лет: ФГОС памятка для родителей

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дети в пятилетнем возрасте должны уметь:

  • Называть предметы и описывать их.
  • Свободно передвигаться и ориентироваться дома и в детском саду.
  • Знать элементарные правила дорожного движения.
  • Указывать свой адрес проживания, свое имя, фамилию, а также имя и фамилию своих родителей.
  • Распознавать не менее 7 видов растений и называть их части.
  • Называть не менее 7 животных, подражать их звукам.
  • Знать 5-7 видов птиц, называть их.
  • Проявлять интерес к окружающему миру.
  • Использовать простые и сложные предложения в речи, уметь выражать свои эмоции словесно.
  • Математика: считать от 1 до 10, решать простые примеры, уметь найти цифры, нарисовать их.
  • Говорить внятно, произносить все звуки.
  • Знать названия и последовательность дней недели.
  • Рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры.
  • Писать буквы по образцу.
  • Выполнять элементарные задания, отгадывать загадки.
  • Вступать в контакт с другими детьми, иметь коллективные навыки работы.
  • Уметь объяснять правила игры другим детям.

Кроме этого, в 5.5 лет ребенок должен уметь самостоятельно чистить зубы, умываться, надевать и снимать обувь, одежду. Должна быть хорошо развита мелкая моторика. Карапуз должен без труда брать и удерживать пальцами небольшие предметы. Дети в этом возрасте должны проявлять живой интерес к природе, заботиться о домашних питомцах. На площадке вступать в контакт с другими сверстниками, уметь вести диалог, находить общие интересы и увлечения.


Родители должны во всем помогать своему чаду, учить правилам поведения и этикета. Это поможет воспитать и вырастить полноценную личность.

В 5.5 лет малышам интересно в буквальном смысле все. Какие бы совместные занятия ни предложили родители, маленький непоседа, несомненно, будет заниматься вместе с ними. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, чем можно заняться с дошкольником:

  • Обучение цифрам в виде игры. Например, нарисовать карточки, где каждая карта будет иметь сою цифру. Их нужно перекладывать с места на место, просить малыша найти ту или иную цифру. В процесс игры можно подключить кукол и мягкие игрушки, провести для них урок. Такая домашняя учеба пойдет сыну или дочке на пользу.
  • На улице будет полезно заняться спортом. Для этого подойдут игры с мячом, скакалкой, теннисными ракетками. Занятия спортом допускаются и дома. Развить ловкость можно с помощью игры «меткий стрелок». При этом нужно взять мячик и стараться закинуть его в небольшое ведерко.
  • Занять маленького непоседу будет полезно рисованием. Подойдут карандаши, фломастеры, краски. Рисовать можно что угодно: природу, зверей, портреты.
  • Прекрасное проведение досуга – лепка из пластилина. Это будет интересно для детей и взрослых. Можно создавать различные фигурки, играть с ними.
  • Проверить память поможет игра в слова. Нужно называть карапузу несколько слов подряд и просить его повторить их в той же очередности. Для этого также используются картинки или предметы.

Если говорить о том, куда можно водить детей после 5-ти лет, здесь выбор огромный. В этом возрасте сын или дочка с удовольствием будет посещать спортивные секции, творческие кружки, театральную школу.


Здесь все зависит от финансовых возможностей мамы и папы, от того, какие кружки есть в вашем городе и какие увлечения имеет ваш всезнайка. Ну и, конечно же, старайтесь чаще гулять со своим чадом на улице. Это подарит позитивные эмоции и отлично укрепит здоровье.

Малыши в 5 лет стремительно развиваются как с физической стороны, так и в психологическом аспекте. Сейчас им очень важна поддержка родителей. Чтобы наладить тесный контакт со своим чадом и оказаться рядом в трудную минуту мама и папа должны помнить несколько важных советов. Давайте их рассмотрим:

  • Все время следите за своим тоном. Нельзя повышать голос и переходить на крик. Тон должен быть доброжелательным. Если даже кроха в чем-то провинился, нужно постараться спокойно объяснить, почему так делать нельзя.
  • При любых обстоятельствах старайтесь выслушать непоседу. Даже если вы немного заняты, нельзя перебивать ребенка.
  • Четко обозначьте правила поведения для своего чада. Если определенные вещи запрещены, не меняйте своего решения. Главное, не сдавать позиции самому взрослому. Если вы сказали, что на сегодня смотреть телевизор хватит, запрет должен оставаться запретом.
  • Иногда случается так, что малыш стал замкнутым, его тяжело разговорить, он перестал делиться своими мыслями со взрослыми, агрессивно реагирует на сверстников. Здесь необходима консультация специалиста. Нужно показать кроху психологу или неврологу.
  • Будьте терпимы, если сын или дочка выполняет элементарные вещи (чистит зубы, умывается, одевается) медленнее, чем вам бы этого хотелось. Не забывайте, что вы тоже не сразу освоили те или иные навыки.

Старайтесь во всем поощрять любознательность карапуза, отвечайте на его вопросы четко и развернуто. Ведь для своего всезнайки вы пока являетесь главным источником информации. Постарайтесь проводить с ним время за чтением книг, будьте эрудированными.


Если вы не можете ответить на тот или иной вопрос, поищите ответ на него в книгах или интернете вместе со своим чадом. Кроме этого, важно помнить такие советы:

  • Обязательно следите за тем, чем интересуется дошкольник в 5 лет. Старайтесь как можно лучше развить его навыки в этой сфере. Возможно, у вас в семье растет маленький астроном или биолог. При этом навязывать свои интересы нежелательно. Если сын или дочка не хочет заниматься музыкой, не нужно отдавать его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь стать положительным примером. Следите за своими поступками и эмоциями. Даже если вы в чем-то ошиблись, не бойтесь признать вину и исправиться.

Психологи делают акцент на том, что ни в коем случае нельзя сравнивать своего малыша с другими, говорить, что у него что-то получается хуже, чем, например, у соседского мальчика. Это больно ударит по самооценке. Не выдвигайте требований, которые крохе попросту не по плечу в силу его возраста. Если у него что-то не получается, постарайтесь поддержать и помочь. Это наладит доброжелательные отношения и поможет вырастить полноценную личность.

Видео

Важную информацию о развитии ребенка вы найдете в этом видеоролике.

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

Дорогие мои, здравствуйте! Каждая наша встреча – это, прежде всего, урок понимания мира детей. И только на этой основе мы можем помочь своим крохам, можем научить их чему-то. Этим и отличается наша беседа от всего, что до сих пор существовало. Почему нужно это вступление? Чтобы мы не забыли, что все, чему мы хотим научить своего малыша, должно быть похоже на игру! Увлекательную, веселую и такую, которая ему запомнится. Сегодня наша цель выяснить не только чему научить ребенка в 5 лет, но и понять, как это делать.

Все комментарии, знания, полученные опытным путем и благодаря чтению умных книг, сегодня как никогда приветствуются! Даже надеюсь на жаркую дискуссию, потому что эта тема очень и очень всем нам важна!

Есть особый возраст в жизни человека. Именно тогда он словно превращается в губку, впитывая жадно всю информацию, которая находится в зоне его досягаемости. Его подпитывает любая «пища» – то, о чем говорят окружающие его люди, что он видит, и даже открытые в себе возможности собственного организма. В этот период человека можно научить очень и очень многому.

  • Но что является необходимой программой-минимума, а что сделает его счастливым и творчески плодотворным?
  • Как учить правильно?
  • И как понять, в каком направлении развивать его таланты и способности?

Это все важно знать, потому что 5 лет бывает раз в жизни, и, если родители не готовы потрудиться на славу в этот период, многое уже будет невозможно изменить.

Чему важно и полезно научить

Прежде всего, уже что должен уметь ребенок и знать в 5 лет? К этому возрасту умственные, психические и физические способности малыша подготовились. Все 5 лет он осваивал этот мир и учился узнавать себя. Что уже должен знать и мочь ваш кроха? Приведу краткий список, можете отметить, что он уже умеет, что стоит подтянуть, и что в списке не названо:

  • Знает достаточно слов, чтобы пересказать событие или передать информацию достаточно точно;
  • У себя он легко назовет правый левый бок;
  • Если его попросить, может коротко охарактеризовать предмет (материал, размер, цвет, принадлежность, назначение и т.д.);
  • Развиты творческие способности (может лепить, петь, рисовать);
  • Он разбирается во временных промежутках, соответственно с этим может рассказать или нарисовать историю;
  • В чем-то проявляет самостоятельность (умеет сам играть, засыпать, придумывать себе дела);
  • Возможно, знает буковки и умеет считать.

Это все есть базой, на которой мы будем строить последующее образование.

Обязательная программа

Мои друзья, чтобы вы назвали в этом пункте? Наверное, вы исходите из того, что малыш – дошкольник. А значит, стоит сосредоточиться на учебной программе, чтобы дать фору малышу, и помочь ему «влиться» в учебный процесс, минимизируя кризис первых лет в школе. И это – верный подход. Отсюда вывод, развиваем его особенности в разных областях, малыш обязательно должен уметь:

  1. Память . Свободно запоминать стихи, картинки, скороговорки.
  2. Внимание . Находить отличия на (почти одинаковых) картинках, замечать, как лежат предметы на его площади для игр, повторять за вами (рисунки, движения, слова).
  3. Математика . Мальчик или девочка свободно должны определять форму фигур, уметь сосчитать их и даже знать, как фигуры можно разделить на 2 или 4 части.
  4. Общие знания . Пятилетка знает свое и своих родных имя и фамилию, где кто работает, и адрес, по которому он и его родители живут.
  5. Речь . К этому возрасту лучше всего подготовить карапузов заранее, чтобы они уже знали алфавит. Это минимум, так как до школы кроха должен освоить речь более глубоко, он должен уметь писать хотя бы простейшие слова. Что еще? Читать и описывать картинки.
  6. Мышление . Представляете? Этот возраст освобождает вас от многих детских «почему». Малыш должен знать ответ на этот вопрос по многим моментам. Если его спросить, почему мама пошла в магазин, он объяснит, он даже сможет аргументировать свой выбор в отношении игрушки.

Это все поможет крохе не только хорошо учиться, но быстро освоиться в новом коллективе.

Дополнительный развивающий курс

Развитие малышат предполагает не только занятия по математике, но и не менее нужные уроки. Например, можно показать, как составить себе приблизительное расписание дня, как наблюдать за природой и т.д. .

А нужно ли учить кроху драться , как вы думаете? Многие родители идут на это не для того, чтобы малыш мог намахаться во всю кулаками, хоть, как физическая нагрузка, это очень полезно. Но и для того, чтобы карапуз был уверен в себе, когда кто-то его будет пытаться обидеть. Хоть порой защита словом куда более эффективна.

Плавать и нырять – тоже очень нужные навыки, которые не раз пригодятся карапузу во взрослом возрасте. И когда осваивать эту науку, как не в 5 лет, когда уже нет страха к воде, и кроха в отличной физической форме.

Умеет ли ваш малыш завязывать шнурки ? Познакомили ли вы его с тем, что два «заячьих ушка» переплетаются, и одно «ныряет» под другое, образовывая узелок? Вот, я уже плавно перехожу к тому, как учить. А вернее, какие игры интересны и понятны ребенку 5 года жизни

Как обучать малыша

Только в игре получится деткам освоить что-то новое, закрепить эту полезную информацию в памяти и помочь полюбить полученные навыки.

А как вы подходите к форме передачи информации? Что вы используете для этого? Поделитесь! Всем интересны не только новые и новаторские методики, но и давно опробованные способы обучения!

А мы с вами сейчас давайте применим игру, чтобы преподать урок чтения карапузу. Он уже знает имена буковок. Осталось понять, как научить малыша их произносить единым словом.

2 основных правила любой игры:

  1. Крохе интересны небольшие, 10-15 минут занятия! Учтите это!
  2. И еще, не всегда легко сосредоточиться малышонку. А потому важно заниматься только с его согласия.

Знаете, что больше всего нужно крохам в этом возрасте? Несмотря на все их стремление к самостоятельности, дети будут в восторге, если посадить их на руки, поставить перед ним большую и красочную книгу и, водя своим или его пальчикам по строкам, медленно и четко читать.

Не торопитесь закрывать книгу, пусть малыш посмотрит, как здорово, что из буковок получается рассказ. Если есть возможность, прочтите еще раз, по слогам.

Через пару-тройку занятий, кроха, где по памяти, где, потому что понял механизм взаимодействия букв и звуков, сам будет читать. И ему это будет интересно! Не торопитесь, занимайтесь так, словно это игра в буквы. И обязательно двигайтесь поэтапно, от простых слов, к более длинным.

И еще одно! Подыщите книгу с крупными буквами, и с коротким текстом на странице.

Поиск таланта

Я не раз говорю, что все дети талантливы! И их дар важно развивать. Это не обязательно вложение в поиск будущей профессией крохи, но обязательно поможет ему быть уверенным в себе и более счастливым от осознания красоты этого мира.

Традиционно, все родители обучают своих малышат рисованию, игре на каком-либо инструменте или пении. Порой можно попробовать найти талант в логических занятиях, таких, как шахматы. Или же в спорте; это могут быть, как домашние тренировки, так и в спортивных секциях.

Главное, чтобы все занятия были с учетом желания и личных особенностей детей. Не нужно равняться на других карапузов. Только тем стоит заниматься, что по-настоящему увлечет вашу кроху! Да и уровень программы уроков тоже стоит подбирать индивидуально.
Например, что должен уметь рисовать пятилетка? Простые фигуры, домики и людей. Его ручка и глаз могут уже четко прорисовывать и небольшие детали. Если показать преимущества карандашей, фломастеров и красок, ребенку будет очень интересны занятия рисованием.


Ваш ребенок – это ваше Золото, Сокровище и Радость. И он таковым останется на всю жизнь. Но как сделать ребенка полезным членом общества? Как все его таланты помочь раскрыться? Вот, что для нас было и остается важным. Эта статья – просто полезная и своевременная информация. Но все самое важное, а именно, претворение этих знаний в жизнь – за вами! А я со своей стороны, что могу – подскажу! Заходите в гости, подписывайтесь, приглашайте друзей, получайте всегда полезную информацию, будьте в курсе всех событий в мире детей! И я вам в этом помогу!

А на сегодня вынуждена попрощаться!

4 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров -перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.